Analitika.at.ua. Серж Саркисян вступил в должность президента Армении 9 апреля, однако по традиции итоги первого года президентства принято подводить в годовщину выборов, которые состоялись 19 февраля. Промежуток между февральской и апрельской датами "вместил" кровавые события 1 марта, а потому неудивительно, что сразу после инаугурации в обществе заговорили о том, что новая власть испытывает дефицит времени и доверия. Иначе и быть не могло. Слов "хочу быть президентом не только для тех, кто голосовал за меня, но и для тех, кто голосовал за моих соперников", "я протягиваю руку", "предлагаю сокрушить стену" (недоверия) общество, пребывающее в состоянии поствыборного стресса, казалось, не слышит, а потому не в состоянии почувствовать разницу между готовностью к диалогу и тер-петросяновской проповедью ненависти, заложенной в генеральном тезисе "кто не со мной - подонки". Сломать стену недоверия можно было только конкретными делами.
В середине апреля - почти сразу после вступления в должность - президент встретился с руководством Таможенного комитета и заявил: "К сожалению, в системе расцвели неблаговидные явления: взяточничество, протекционизм, высокомерное отношение, что, безусловно, препятствует развитию нашей экономики и вызывает справедливый гнев всех, кто соприкасается с системой". После этой фразы можно было с уверенностью констатировать: лед тронулся.
Первый ход оказался верным. Президент коснулся самой болевой темы, его заявление о том, что сотрудники таможенной службы, которые не готовы добросовестно выполнять свои обязанности, распрощаются с системой, окончательно убедило всех, что отныне в таможенной сфере все будут играть по одинаковым правилам. Президент открыто заявил, что многие из сотрудников осведомлены о лицах, которые занимаются контрабандой, однако не предпринимают надлежащих мер, коснулся прав импортеров и экспортеров, после чего подчеркнул, обращаясь к руководству службы: "Я говорю вам: создайте равные условия, равные условия для всех!". Таким было начало, а уже в мае правительство предприняло реальные шаги по предотвращению искусственного роста цен на внутреннем рынке, а Комиссия по защите экономической конкуренции взяла под постоянный мониторинг 30 торговых рынков. В бизнес-кругах заговорили о том, что "государство возвращается"...
Было бы явным преувеличением утверждать, что Саркисяну уже удалось сократить водораздел между властью и народом, однако в том, что поствыборные митинги оппозиции раз от разу становились все малочисленнее и к 17 октября окончательно сошли на нет, была, безусловно, заслуга президента, заинтересованного в повышении налоговой дисциплины, создании равных экономических условий и справедливой конкуренции. Мыслящая часть общества, не отягощенная левоновской проповедью ненависти, поверила в намерение президента реализовать предвыборные обещания и бороться с коррупцией, протекционизмом и прочими негативными явлениями не только на словах, но и на деле.
Правящая четырехсторонняя коалиция, составившая парламентское большинство на основе общей ответственности за деятельность правительства, в качестве локомотива в деле реализации второго поколения реформ, скажем прямо, особого оптимизма не вызывает: парламент по-прежнему воспринимается как придаток исполнительной власти, а отнюдь не как ее противовес, зато активно заработала Контрольная палата, чьи громкие разоблачения внесли свою лепту в укрепление доверия населения к президенту, который поставил себе целью добиться, чтобы на экономическом, таможенном и налоговом полях все играли по правилам и чтобы перед законом все были одинаково равны... Саркисян обещал, что в правительстве не будет одиозных лиц - и их нет (или почти нет), уж во всяком случае гораздо меньше, чем когда-либо. Премьер-министр часто и подробно говорит о работе кабинета, о целях, планах и конкретных задачах, что способствует повышению доверия, ведь чем транспарентнее деятельность, тем яснее и понятнее мотивы и стимулы. Назначенный президентом новый начальник Службы полиции начал с ужесточения контроля за соблюдением правил дорожного движения, и меры эти были восприняты населением и самими водителями с пониманием. Увы, с вакханалией на столичных магистралях покончить очень трудно, но мы видим, как в этом направлении делались и делаются шаги, а если что-то делается, то со временем количество обязательно перейдет в качество.
Готовность Саркисяна к откровенному доверительному диалогу проявилась на известной встрече президента с лидерами почти 50-и партий, посвященной деталям и перспективам переговорного процесса по урегулированию Карабахской проблемы. Президент терпеливо выслушал всех, кто пришел на встречу. Ни один из ее участников не сказал по завершении встречи ни единого худого слова - все поняли, что Саркисян принадлежит к той редкой категории лидеров, которые умеют слушать, дослушать и услышать...
Эта встреча окончательно укрепила уверенность в том, что армянская сторона никогда не пойдет на неоправданные уступки в переговорном процессе и отбила у сторонников Тер-Петросяна возможность по новой разыграть карабахскую карту. Попытки объяснить позицию Совета Европы по неприменению санкций к армянской делегации готовностью президента идти на односторонние уступки не возымели успеха. Мыслящая публика в подобные бредни не верит, зато верит в желание и заинтересованность президента добиться реальных перемен, хотя и понимает, что это отнюдь не тот случай, когда "короля играет свита". Свита, увы, не всегда находится на высоте и демонстрирует должное качество. Похоже, в этой шахматной партии за все отвечает только король... Причем отвечает спокойно, вполголоса, но так, чтобы всем было слышно.
Саркисян умеет убеждать без красивых эпитетов и ораторских изысков - вполголоса. Такие люди никогда сами не идут на конфликт, потому что прекрасно знают: достижение цели, как правило, требует обогнуть острые углы, сгладить их и ориентироваться только на цель. Гибкость и спокойствие, умение добиваться поставленной цели без лишней шумихи и фанфаронства - качества человека, привыкшего во всем полагаться только на себя, знающего не понаслышке, почем фунт лиха, и умеющего рассчитать наперед все ходы...
Провозглашенное президентом второе поколение реформ уже ознаменовалось существенными коррективами в рамках судебной реформы, которая вступила в третью, заключительную стадию, осуществив на второй стадии значительные преобразования, как то: повышение роли судов первой инстанции, упразднение института лицензированных адвокатов и доступность Кассационного суда, который из прежних печально знаменитых "троек" превратился в реальную верховную судебную власть, которой принадлежит право решающего окончательного слова в деле судебной защиты граждан.
Реформа в налоговой сфере, повышение служебной дисциплины, социальная направленность политики действующего правительства обретают особое значение в условиях нарастающей угрозы мирового финансово-экономического кризиса. Последовательность шагов в сфере социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения, контроль за выполнением налоговых обязательств, борьба с коррупцией, равные условия экономической конкуренции - далеко не полный перечень мер, способных нивелировать влияние последствий кризиса на уязвимые слои населения.
Социальная поляризация, разрыв между богатыми и бедными, защищенными и незащищенными, сильными и слабыми должны быть нивелированы. Социальный бунт - не всегда последствие плохой жизни, но всегда последствие несправедливости, когда закон и правда только на стороне сильного. Когда активная часть общества видит старания президента, направленные на оздоровление социальной обстановки, усилия по противодействию коррупции в верхних эшелонах власти, правоохранительных органах и в системе судебной власти, то традиционная установка видеть в лице властной элиты только все человеческие пороки уступает сознанию, что власть старается "начать с себя" и сократить водораздел между собой и обществом. Надо только, чтобы усилия эти носили непрерывный характер. "Мы должны идти вперед, идти постоянно", - призвал президент с трибуны состоявшегося на прошлой неделе съезда "БА", причем следует особо отметить, что, в отличие от предшественников, Саркисян придерживается тактики "постоянного контакта", то есть президент постоянно демонстрирует населению, что, как и почему делает власть, какие задачи решает. Транспарентность власти - важное условие для формирования атмосферы доверия в обществе, однако никто не поспорит с тем, что год - это слишком короткий промежуток для укоренения позитивных тенденций, говоря на языке шахмат, партия еще только началась.
Марина МКРТЧЯН
golos.am |