Analitika.at.ua. Ровно 5 лет назад, 19 февраля 2004 года, в общежитии Военного института Будапешта офицер азербайджанской армии Рамиль Сафаров зарубил топором спящего армянского офицера Гургена Маркаряна и пытался тем же способом убить другого армянского военнослужащего. Все трое принимали участие в курсах английского языка, организованных в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". 13 апреля 2006 года столичный суд Будапешта приговорил убийцу к пожизненному заключению с правом подачи прошения о помиловании через 30 лет, Апелляционный суд Венгрии оставил приговор без изменений.
Наверное, в этот день представители армянской общины венгерской столицы возложат цветы к хачкару, что установлен в центре Будапешта, на берегу Дуная. В Ереване родные и друзья Гургена посетят его могилу и помянут добрым словом 26-летнего парня, ставшего жертвой патологического армянофоба, умудрившегося уже в венгерской тюрьме стать рецидивистом, совершив на сей раз нападение на охранников.
Будапештское убийство, кровавой строкой вошедшее в новейшую историю Армении, потрясло своей беспрецедентной жестокостью Венгрию и Европу. Оно продолжило цепочку чудовищных преступлений против армянского народа, совершенных Азербайджаном и азербайджанцами, но стало, пожалуй, практически единственным случаем справедливого и адекватного наказания преступника за последние 20 с лишним лет. Все потуги соплеменников оправдать и вызволить Сафарова из рук венгерского правосудия оказались тщетны, и маньяк вот уже почти 3 года отбывает наказание в одиночной камере колонии строгого режима, где ему предстоит провести еще по меньшей мере 27 лет.
Сегодня, по прошествии пяти лет после убийства, стоит попробовать понять – что получил Азербайджан в результате этого преступления? Основательно подпорченный имидж в глазах мирового сообщества, позор для собственной армии, офицер которой оказался настолько труслив, что осмелился убить только спящего армянского лейтенанта, бессмысленно потраченные в ходе судебного процесса немалые деньги, в том числе и на известных венгерских адвокатов, практически не скрывавших своего отвращения к преступнику... В течение всех последующих лет бакинские власти прилагали неутомимые усилия, чтобы хоть как-то спасти ситуацию в самой Венгрии, в которой четко сформировался имидж Азербайджана как страны с дикими средневековыми нравами, где топор является чуть ли не средством национальной самоидентификации.
В сегодняшнем Азербайджане действительно идет стремительная "топоризация" общественной среды, которая в весьма существенной степени является следствием будапештского преступления. Вот далеко не полный перечень убийств, совершенных в этой стране в прошлом году с применением топора.
ФЕВРАЛЬ: "На территории Азизбековского района Баку рабочий Г.Гасанов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, отрубил топором голову своему бригадиру Б.Байрамову в тот момент, когда тот спал" (! - Ред.).
АПРЕЛЬ: "50-летняя Елена Рустамова и её сестра - 35-летняя Сабина зверски расправились со своими родителями. Они нанесли смертельные удары топором своему отцу Нуррулле Рустамову и матери Сарие Рустамовой".
МАЙ: "В Сумгайыте Э.Гамбаров зарубил топором Тахира Мехтиева, после чего закопал его во дворе собственного дома".
МАЙ: "В Сумгайыте между Арифом Гасановым и его отцом Исой Гасановым произошел конфликт из-за фруктов. А.Гасанов, взяв топор, зарубил насмерть своего отца".
ИЮЛЬ: "Гурбанали Азимов взял лежащий на полу топор и нанес своей жене Малахат Азимовой шесть ударов, от которых женщина скончалась".
ОКТЯБРЬ: "Мамедали Гусейнов зарубил топором своего брата Рзалы Гусейнова, после чего сжег его труп".
НОЯБРЬ: "Жительница поселка Рамана Сабунчинского района Баку Маргарита Аликина на почве личного конфликта зарубила топором Антигу Исаеву".
ДЕКАБРЬ: "Житель поселка Амираджан Сураханского района Халис Мурсалов отрезал голову своему малолетнему сыну Нуруллаху Мурсалову и тяжело ранил беременную жену Ламию Мурсалову".
Продолжать, думается, нет смысла. Подчеркнем, что это лишь небольшая часть из потока сообщений в бакинской прессе только за прошлый год. Кроме того, мы опустили случаи убийств ножом и огнестрельным оружием, которых также было более чем достаточно, причем в подавляющем большинстве случаев речь шла об убийствах кровных родственников: отец убивает дочь или сына, муж – жену, брат – сестру, дети - родителей и т. д.
Безусловно, преступления со смертельным исходом происходят во всех, в том числе самых благополучных, странах мира. Но в данном случае потрясает особая жестокость такого рода преступлений в Азербайджане, а также частота использования такого нетрадиционного для нетюркского мира орудия убийства, как топор. Эти факторы настолько очевидны, что вызывают озабоченность даже в самом Азербайджане. Вот что говорит в интервью газете "Эхо" психолог Фуад Исмайлов: "В последнее время в Азербайджане подобные случаи фиксируются с опасной частотой, что не может не вызывать серьезного беспокойства. Причина этого заключается в том, что выявляемость людей, которые имеют проблемы с психическим здоровьем, в Азербайджане недостаточна, а оказание соответствующих услуг оставляет желать лучшего".
Сознательно или нет, но психолог избегает вопроса о том, откуда в этой стране столько психически больных, склонных к совершению дичайших, чудовищных преступлений? Что наряду с генетическими особенностями способствует формированию этой опаснейшей склонности и пробуждает неодолимое желание реализовать ее? Ответ, на наш взгляд, прост: одной из главных причин является царящий в этой стране культ насилия. И уже не столь важно, в отношении какой нации, ибо ежедневно впрыскиваемые порции ненависти и жажды крови выливаются в итоге в непреодолимое желание убить того, кто беззащитен или подает малейший повод для недовольства. Агрессивный антиармянизм, возведенный в ранг государственной политики и целенаправленно внушающий гражданам дозволенность насилия против представителей другой нации, оборачивается бумерангом в отношении самих себя.
Этот беспощадный бумеранг – главный "плод" будапештского преступления для самого Азербайджана. Национальный герой и идол с кровавым топором в руках, канонизированный обществом и властями, безусловно, оказывает неконтролируемое, но вполне предсказуемое воздействие в первую очередь на молодежь этой страны. Вспомним, что новорожденных в 2004-2005гг. называли именем будапештского маньяка, а его портрет красовался на обложках школьных тетрадей. Чего же еще можно ждать от воспитывающейся на примере Сафарова молодежи, если не жажды насилия над ближним, тупой и беспричинной ненависти и злобы? Буквально вчера на одном из сайтов появилось сообщение о жестоком убийстве бакинским десятиклассником своей одноклассницы – и это всего лишь один, последний такой случай...
Продолжающееся антиармянское безумие в этой стране, без сомнений, будет и дальше порождать маньяков, готовых в любой момент взять в руки топор или нож и убивать тех, кто оказался рядом. И никакая "система услуг" не спасет от стремительной топоризации "а-ля Сафаров" до тех пор, пока в этой стране не будет прекращена активнейшая пропаганда насилия и расизма, результаты которой азербайджанское общество уже начинает осознавать, но вряд ли в силах остановить. Массовый психоз продолжает в массовом порядке плодить психически больных людей, и сегодняшний поток маразматических статей в азербайджанской прессе – такое же подтверждение этому, как и непрекращающиеся сообщения о зверских убийствах в этой стране.
...Пять лет прошло с того страшного дня. Вспомним Гургена Маркаряна – армянского офицера, пополнившего бесконечный список жертв турецкого ятагана, чья жертвенная смерть стала предупреждением о той опасности, которую несет с собой раздуваемая в Азербайджане антиармянская истерия, в том числе и в первую очередь народу этой страны. Светлая память о Гургене Маркаряна – еще и живое напоминание об этой опасности.
Марина ГРИГОРЯН
golos.am |