Analitika.at.ua. Референдум по сохранению СССР 17 марта 1991 г. и Грузия
В последнее десятилетие 20-го века СССР вступил в состоянии серьезно углубившегося кризиса. Существовавшие внутри страны разнообразные серьезные противоречия вынудили первого и последнего президента СССР М. С. Горбачева в конце ноября 1990 г. направить Верховным Советам союзных республик, Верховным Советам автономных республик, Советам народных депутатов автономных областей и автономных округов проект нового союзного договора. Согласно этому проекту, бывший СССР должен был быть преобразован в государство нового типа – Союз Суверенных Советских Республик.
Каждая из 15 республик СССР по-своему отреагировала на проект. Спустя два дня, 27 ноября, поступило заявление Верховного Совета Грузии, адресованное президенту СССР, согласно которому Грузия, вступившая на путь независимости, отказывалась даже обсуждать концепцию нового союзного договора, поскольку, как говорилось в заявлении, «любая его форма неприемлема для грузинской республики, которая находится только в начале переходного периода на пути достижения полной государственной независимости». «Вместе с тем, - говорилось в документе, - подобный подход не означает, что Грузия отказывается от каких-либо форм обязательств в сферах экономического, научно-технического, культурного сотрудничества с другими странами (речь идет об остальных союзных республиках – В. С.), с которыми и сегодня эффективно сотрудничает. Исходя из этого, Верховный Совет республики готов установить партнерские связи в новых политических условиях, предусматривающих полноценное равноправие и взаимную выгоду, и на качественно новой правовой основе».
Прежде, чем обратиться к этим вопросам, отметим, что на всей советской территории референдум по сохранению СССР (по которому, как мы отметили выше, СССР становился федерацией нового типа) был назначен на 17 марта. Грузия, как мы видели, изначально отказалась в какой-либо форме оставаться в составе СССР. Решение не проводить 17 марта 1991 г. на своей территории референдум СССР принял также Верховный Совет Республики Армения.
Так или иначе, в результате 17 марта в референдуме из 185.647.355 человек, имеющих право голоса, приняло участие 148.574.606 человек или 80%: из них сказали «да» - 76,4%, «нет» - 21,7%. Центральные республиканские комиссии по референдуму не были созданы в Грузии, Литве, Латвии, Эстонии, Молдове, Армении (эти страны фактически вышли из состава СССР).
Через несколько дней, 31 марта, население Республики Грузия, проголосовало за восстановление независимой государственности Грузии. В референдуме участвовало 90,3% от общего числа населения. Из них – 98,9% сказали «да» независимости. В Ахалкалаке в референдуме участвовало 90% населения, из которых «за» проголосовало 95%; в Богдановке из 90% проголосовавших «за» высказалось 92%. 1 апреля в ходе пресс-конференции первый заместитель председателя Верховного Совета Грузии Акакий Асатиани выразил благодарность армянскому населению страны.
На всенародный референдум по сохранению СССР 17 марта 1991 г. также по-разному отреагировали как автономные республики, так и населенные национальными меньшинствами и проблемные регионы отдельных государств. Важно отметить, что из автономных районов Грузии Абхазия (Автономная Республика) и Южная Осетия (Автономная Область) в этом вопросе также не присоединились к Грузии. Тот же сценарий разыгрался и в случае с Молдавской республикой. Один из очагов напряженности здесь, правобережный анклав Приднестровья – Бендерский район - 98,9% голосов выступил за сохранение СССР. Это в том случае, когда сама Молдова бойкотировала референдум. Согласно некоторым авторам, в Приднестровье проголосовали не за сохранение СССР, а за то, чтобы остаться в составе России.
В этом хаосе со своей позицией по этому вопросу выступили южные регионы Грузии – армянский Самцхе-Джавахк-Цалка и азербайджанонаселенный (татаронаселенный) Квемо Картли (Важно отметить, что у них еще не было нынешнего статуса регионов, по которому они включают в себя различные административные районы. Поэтому наши формулировки, касающиеся этих регионов, условные и подразумевают не нынешние губернии, а конкретно территории, где проживают армяне и азербайджанцы). Позиции двух регионов по этому вопросу были идентичными: выступить с единой с Грузией позицией и не участвовать 17 марта 1991 г. во всенародном референдуме СССР. В этой связи некоторые круги и политики выразили различные мнения.
В недавнем комментарии для «Правды.Ру» начальник отдела информации Министерства по особым вопросам Республики Южная Осетия Инал Плиев отметил: «В отличие от Южной Осетии, которая перед распадом СССР заявила, что не приемлет сепаратизма, отказавшись выйти из его состава, азербайджанцы и армяне Грузии допустили роковую ошибку. Они, положившись на цивилизованность грузинского руководства, пожелали строить с ней одно государство. И никогда против него не выступали. Однако движимый лозунгом «Грузия для грузин» Тбилиси создал для «национальных меньшинств» невыносимые условия жизни, включая азербайджанцев и армян, проживающих в Джавахетском и Марнеульском районах страны».
Прежде, чем обратиться к вышеуказанным решениям этих регионов, отметим, что эта позиция армянского региона Самцхе-Джавахка-Цалки и основанные на ней комментарии Инала Плиева, исходят из призывов еще действовавших в то время в регионе народных движений «Джавахк» и «Парвана». В призывах они требовали от народа не участвовать 17 марта 1991 г. во всенародном референдуме по сохранению СССР, считая это (участие) ошибкой: «…поскольку СССР – империя, существование которой само по себе антидемократично, которая проводит тоталитарную политику, душит любое национально-демократическое движение».
Критические суждения о джавахкских армянах и азербайджанцах, озвученные представителем осетинского народа, вкусившего горькие плоды политики Грузии, которые объясняются только отзывчивостью политика, однозначно принимаются. Грузия никогда не считается с тем фактом, что в трудные моменты азербайджанцы и, особенно, джавахкские армяне всегда стояли рядом с грузинским государством. Однако здесь нужно учитывать еще одно важное обстоятельство: в 1991 г. Россия в какой-то степени все еще считалась или отождествлялась с Советской империей, и в этом смысле любой антисоветский шаг прямо или косвенно мог рассматриваться в том числе и как, на первый взгляд, антироссийский шаг (в этом плане проявления недальновидной политики тогдашних армянских властей, превративших антисоветские шаги в антироссийские, нанесли большой вред арцахской проблеме). В данном случае джавахкские армяне, предприняв этот шаг, выступили не против России, а против СССР. Эта же логика срабатывает и тогда, когда мы говорим, что этим шагом джавахкские армяне не то, что встали рядом с Грузией, а в каком-то смысле выступили против СССР. Другой вопрос, что позиции Грузии и региона Самцхе-Джавахка-Цалки в данном случае полностью совпали. А для выступления против СССР у джавахкских армян действительно были обоснованные причины: этот армянский регион был насильно присоединен к Грузии в июле 1991 г. по решению советских партийных органов. Следовательно, этот шаг джавахкских армян можно расценить как попытку восстановления исторической справедливости. Почему последующие шаги джавахкских армян не отвечали той же логике, вследствие чего историческая справедливость полностью не была восстановлена, а, наоборот, еще больше искажена, это тема совершенно иного обсуждения.
В действительности уже наступило время для того, чтобы население региона Самцхе-Джавахка-Цалки, а также другие народы, находящиеся на фактической территории нынешней Грузии, осознали, что продолжающееся доверие к Грузии как к государству приведет к возникновению новых проблем, а фальшивая политика Грузии по презентации себя в качестве демократического государства, уже исчерпала себя.
Ваэ Саркисян
mitq.org |