Analitika.at.ua. В последние годы у разных организаций, групп и отдельных лиц, разворачивающих деятельность в основном в информационном поле или же за пределами Джавахка, сформировалось такое представление и восприятие региона Самцхе-Джавахка-Цалки и выдвигаются такие подходы и программы по «спасению Джавахка», которые совершенно оторваны от джавахкской действительности, что становится ясно даже при беглом взгляде на них.
Ряд лиц породил «проект», который условно можно назвать «Виртуальный Джавахк», и который никакого отношения к реальному Джавахку, а также к происходящим там процессам не имеет. Основателями и апологетами «Виртуального Джавахка» являются лица, действующие в различных местах и исповедующие «национальную направленность», чьи шаги внешне обусловлены исключительно положительными стремлениями и желанием быть полезными в решении проблем местного армянства.
Основатели «Виртуального Джавахка» представляют все с точки зрения созданного мифа, ведя поиск и «находя» национальную борьбу на территории, где ее не было и нет. Без анализа внутренних факторов и вытекающей из них «печальной картины» предпринимается попытка все объяснить лишь внешними явлениями. Конечно, внешние факторы играют достаточно серьезную роль и оказывают влияние, но им можно было бы противостоять с помощью различных мер, если бы местные проповедовали иные ценности.
Отцы «Виртуального Джавахка» не только искренне поверили в созданный миф, но, став со временем его «пленниками», усердно пытаются распространить влияние этого мифа также и среди широких масс. Однако исходя из того обстоятельства, что ситуация в регионе Самцхе-Джавахка-Цалки совершенно иная, а группы «романтиков» и отдельные «романтики» абсолютно оторваны от местной «жестокой реальности», изначально ясно, что у созданного ими мифа нет будущего, и он обречен через короткое время оказаться в «мусорной корзине истории». Для того, чтобы отличить миф от «жестокой реальности», необходимо один раз посетить регион Самцхе-Джавахка-Цалки и всего лишь посмотреть на ситуацию, сняв «розовые очки».
В первую очередь, авторы мифа не осознают, что в регионе Самцхе-Джавахка-Цалки совершенно отсутствует какое-либо проявление борьбы во имя защиты собственных прав и достоинства, что уж говорить о борьбе за вечные ценности. Местное армянское население, лишенное локальных традиций, до сих пор страдает синдромом «бегства из Карина» и не только вообще не имеет представления о своих правах, но и не проявляет какого-либо интереса или же неспособно причинить себе некоторое неудобство для того, чтобы изменить свое жалкое и бесправное положение. Вероятно, «османские крепостнические порядки» очень глубоко сидят в подсознании «детей Эрзрума», что не позволяет им проявить достоинство и бороться с любым посягательством. Любая прихоть Тбилиси здесь безоговорочно принимается и выполняется, лишь бы вдали вырисовывался контур какого-нибудь значительного материального блага. Безоговорочное принятие лозунга «Интегрируйся и получи работу» - наилучший пример раскрытия меркантильной сущности. На данный момент меркантильные стремления среди армян Джавахка достигли своего апофеоза. На все и всех можно сваливать ответственность и вину за сложившуюся ситуацию: и на отсутствие помощи властей Армении, и на власти Грузии за постоянное стремление очистить территорию от армян. Но ни в коем случае неприемлемо проанализировать и исправить собственную натуру.
За единичными исключениями в Джавахке абсолютно отсутствовали и отсутствуют какие-либо проявления политической и национальной борьбы. Борьба отдельных групп и лиц всегда преследовала цель разгромить своих предшественников, чтобы можно было завладеть имеющимися на территории жалкими экономическими рычагами и получить от Тбилиси «привилегированный статус». Другая борьба абсолютно недоступна широким массам в Джавахке и в случае любого ее проявления воспринимается ими отчужденно. А грузинские власти отлично поняли «грешную суть» местных и, постоянно натравливая разных людей и группы друг на друга, смогли достичь ошеломляющих результатов. Местные еще долго будут заниматься самоуничтожением, так что до грузин, вероятно, очередь и не дойдет.
Сейчас регион Самцхе-Джавахка-Цалки полностью контролируется Тбилиси путем различных мер, применяемых на данной территории, и, что самое важное, благодаря агентурной сети, созданной на месте грузинскими спецслужбами. Причем в указанную сеть входят в подавляющем большинстве своем местные армяне, которые усердно «исполняют свой долг перед грузинской родиной». И благодаря этой сети информация о приезде каждого лица в какой-либо населенный пункт, о его встречах и даже высказанных мыслях с молниеносной скоростью становится известной местным грузинским «координаторам» и, следовательно, тбилисским заказчикам. Пока существует эта агентурная сеть, сформированная из местных армян, любая инициатива в Джавахке обречена на провал.
Сейчас, «не видя» никакой перспективы в Джавахке, местные армяне в массовом порядке покидают свои родные места, могилы предков и очаги. Многочисленная армия джавахкских армян штурмует подступы Москвы и Еревана, пытаясь утвердиться там и насытить собственную корыстолюбивую сущность. И очень символично, что джавахкские армяне поклоняются не тем, кто прочно держался за свою землю, а таким фигурам, как Ваан Терьян и Дживани, которые также в свое время покинули Джавахк, чего-то достигнув за его пределами.
Преклоняясь перед этими людьми, джавахкские армяне пытаются повторить их «путь беженца» и тем самым оценить их вклад, внесенный в дело выдавливания армян из этой территории. Причем эта «психология беженца» не обусловлена социальной ситуацией: такие же масштабы бегства были и во время советского строя, наделенного некоторой стабильностью. Вероятно, корни этого явления нужно искать в той «психологической пропасти», которая в свое время позволила предкам «детей Эрзрума» с легкостью покинуть первую родину.
Сейчас джавахкские армяне твердыми шагами идут по «пути Нахиджевана», и если сбоку никто «мешать» не будет, то они однозначно пройдут этот путь до конца. Причем только в Ереване еще можно услышать, что «Джавахк не превратится в Нахиджеван», в самом Джавахке эти слова неактуальны.
Константин Узунянц
www.bagin.info |