Analitika.at.ua. На протяжении десятилетий как США, так и Израиль не желали поддерживать никаких проявлений курдской независимости из страха подорвать отношения с турецким правительством. Но когда во время недавней операции Израиля в секторе Газа, турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган поставил под сомнение право Израиля на ответные меры, добавив, что он хочет видеть представительство ХАМАС на международной арене, для Израиля и США настало время подумать над курдским самоопределением - дело, которое имеет гораздо больше достоинств, чем террористическое палестинское государство, которое может привести лишь к дестабилизации региона, и стать причиной бесконечных конфликтов с Израилем.
Турция была единственной мусульманской страной (из 57) - членом НАТО, и является претендентом на членство в Европейском Союзе. Анкара имеет исключительно тесные отношения с Израилем, и в прошлом была надежным союзником США. Однако при нынешнем правительстве Партии справедливости и развития (АКП) Турция отказывается от принципов, на которых были построены эти особые отношения. В конце января этого года, премьер-министр Эрдоган резко выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария), обвинив президента Израиля Шимона Переса в "убийствах палестинцев".
После этого выступления Эрдогана встречали тысячи радостных турок, которые приветствовали его после "героического" перформанса в Давосе с плакатами: "добро пожаловать, завоеватель Давоса". Эрдоган заявил: "Другая сторона (Израиль), должна подумать о том, что произойдет, если она потеряет Турцию." Израильские официальные лица среагировали, заявив, что" Стратегические отношения между Израилем и Турцией очень важны для нас, но не менее важны и для Турции". Они же предупредили, что устали от антиизраильских тирад Эрдогана, и маловероятно, чтобы они предприняли какие-либо дополнительные усилия, «гоняясь за турками».
В 2003 году во время войны США в Ираке против Саддама Хусейна, правительство ПСР - у власти с 2002 года - отказало американским военным самолетам использовать для дозаправки турецкие базы. В декабре прошлого года премьер-министр Эрдоган сказал перед вашингтонской аудиторией: "Страны, которые выступают против ядерного оружия Ирана, сами имеют ядерное оружие", это свидетельствует о том, что сближение Анкары с Тегераном может быть сильнее, чем отношения с Израилем и США Турция, как представляется в настоящее время, заняла более жесткую позицию в отношении арабо-израильского конфликта, чем Саудовская Аравия.
Потепление в отношениях между Турцией и Исламской Республикой Иран, а также возможность израильской военной операции против иранских ядерных объектов, делает необходимым сотрудничество иранских и иракских курдов с Израилем. Создание жизнеспособного, самоуправляющегося курдского государства в Северном Ираке может вновь всплыть в качестве жизненно важного геополитического фактора для израильтян.
Курдско-израильские отношения играют важную роль в израильской политике на Ближнем Востоке, а также были использованы для эффективного рычага давления на Ирак и Сирию. Историческая и культурная близость между курдами и евреями, также должна быть принята во внимание. Курдские евреи в Израиле, поддерживают тесные отношения с курдами в Ираке.
В последние годы по израильскому телевидению показывали фотографии 1960-х годов с Мустафой Барзани, обнимающего израильского министра обороны Моше Даяна. А в мае 2006 года в ходе визита в Кувейт, его сын Масуд Барзани - президент Регионального правительства Курдистана и лидер Курдской демократической партии (ДПК) ответил на вопрос о курдско-израильских отношениях: "Если Багдад установит дипломатические отношения с Израилем, мы можем открыть консульство в Хавлере (иракский Курдистан)." Ранее, в конце 1950 и начале 1960-х, тысячи израильских советников готовили курдские силы Барзани.
Связи с Турцией действительно важны для Израиля, и лишь немногие израильтяне хотели бы, чтобы она были разорваны. Но согласно Сонеру Чагаптаю, автору книги «Секуляризм, ислам и национализм в современной Турции: кто такие турки? " - эрозия либерализма в Турции при АКП приводит к отчуждению от Запада. Если турецкая внешняя политика основывается на солидарности с исламским режимами или вопросами, Анкара не может рассчитывать на то, что она будет считаться серьезным союзником НАТО. Аналогичным образом, если АКП дискриминирует женщин, отказывается от нормальных отношений с Израилем, ограничивает свободу СМИ, либо теряет интерес к присоединению к Европе, она вряд ли заставит США любить себя. Также и если АКП Эрдогана будет выступать в пользу нелиберализма дома и религии во внешней политике, к Турции более не будет особенного отношения - и это было бы прискорбно ".
В последние годы Турция играет уникальную роль в качестве посредника между Израилем и Сирией, а также находится между Израилем и исламским миром. Эта роль, видимо, теперь в прошлом: премьер-министр Эрдоган явно выбрал путь тесной идентификации с арабо-мусульманским миром - и не с умеренными элементами в этом мире, а радикальной осью Иран-Сирия-Катар – что и показали последние события в Газе.
Если премьер-министр Эрдоган фантазирует о представителе "Хамас" на международных форумах, если он будет продолжать отстаивать законность этой террористической группы, и в то же время задавать вопросы о законности Израиля, то настало время, чтобы Израиль, наконец, употребил в полную силу своих информационно-пропагандистских ресурсов за курдские права на самоопределение и государственность, а также сбор 40 млн. курдов, проживающих в Турции, Сирии, Ираке и Иране в единое государство из Сирийского (западного) Курдистана, Иракского (Южного) Курдистана, Иранского (Восточного) Курдистана и Турецкого (Северного) Курдистана.
Историческая справедливость диктует, что, хотя на Ближнем Востоке есть 22 арабских государств на Ближнем Востоке и нет особой необходимости в еще одном, 40 млн. курдов заслуживают по меньшей мере одного собственного суверенного государства.
Джозеф Пьюдер
www.kurdistan.ru
Источник mitq.org
|