Пятница, 29.03.2024, 03:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 24 » Грузия теряет контуры на военной карте региона
Грузия теряет контуры на военной карте региона
00:11

Analitika.at.ua. В начале февраля Министерство обороны Грузии представило план действий грузинской армии на 2009г. В документе определяются основные приоритеты развития вооруженных сил, среди них интеграция в НАТО и интенсификация сотрудничества с альянсом. В качестве первоочередных задач также названы анализ итогов конфликта в Южной Осетии, восстановление инфраструктуры, усиление возможностей ПВО, развитие разведки, образование и обучение персонала. Такой вот достаточно обширный и даже несколько амбициозный план. Однако претворение его в жизнь и дальнейшее восстановление и развитие грузинской армии могут оказаться гораздо сложнее, чем составление планов.

 

В первую очередь необходимо отметить, что динамика развития армии Грузии тесно связана с международной конъюнктурой. На протяжении 1990-х гг. ВС страны переживали продолжительный упадок. Он выражался в низком уровне боевой подготовки, недостаточной укомплектованности, хроническом недофинансировании, отсутствии эффективной системы управления. Несмотря на достаточно солидное советское наследство, независимая Грузия оказалась не в состоянии самостоятельно осуществлять военное строительство. Это объяснялось отсутствием в стране соответствующей экономической базы, нехваткой и неадекватностью людских ресурсов, а также этнической неоднородностью грузинского государства. В свою очередь грузинская элита в силу периферийного положения страны в мировой экономике была не в состоянии на данном этапе внятно сформулировать цели и задачи национальной армии, предпочитая решать проблему безопасности страны путем ее интеграции в различные военно-политические альянсы.

 

Как внешнеполитическая так и внутренняя обстановка резко изменилась после так называемой "революции роз" в  2003г. С одной стороны, США в рамках силового курса Буша были заинтересованы в Грузии как послушном союзнике в стратегически важном регионе с перспективной его проталкивания в НАТО. С другой - после определенного кадрового обновления грузинская элита стремилась придать новый импульс трансформации общества и экономики по западной модели и существенно повысить статус страны в системе международных отношений. Параллельно в центр повестки дня встал вопрос прокладки по территории Грузии стратегически важных коммуникаций, с бесперебойной эксплуатацией которых грузинские власти связывали как свое личное, так и общегосударственное благополучие. Для обеспечения безопасности этих потоков энергоносителей также были необходимы хоть сколь-нибудь эффективные вооруженные силы. В силу сочетания всех этих факторов грузинские ВС изначально были нацелены скорее внутрь страны, нежели ориентированы на защиту внешних границ.

 

В плане практических мер НАТО и США инициировали реализацию в Грузии ряда программ, направленных на формирование боеспособного ядра, выстраивание системы управления, развитие ПВО и т.д. В то же время, несмотря на серьезные инвестиции, сами западные партнеры отмечали, что задачу по защите своих границ новая грузинская армия самостоятельно выполнить не сможет. Однако грузинские власти очень скоро стали активно использовать как армию, так и в целом силовые структуры страны для повышения монолитности "лоскутного" государства. Иллюстрацией этому стало применение властями Грузии силовых структур в Аджарии, Джавахке, а также при подавлении протестного движения в Тбилиси в 2007г. В грузинском обществе общим местом стала точка зрения, согласно которой главной задачей модернизированной армии станет подавление непокорных автономий - Южной Осетии и Абхазии.

 

Момент истины наступил в августе 2008-го. Короткая конфронтация с Россией обернулась тяжелым поражением и общим коллапсом вооруженных сил как боевой системы. Наиболее серьезно пострадали система управления ВС и система ПВО, было потеряно значительное количество боевой техники. Несостоятельной оказалась широко разрекламированная система резервистов. Несмотря на то что в противостоянии с Россией у грузинской армии с самого начала не было шансов хотя бы в силу разных весовых категорий, война вскрыла и другое: сама внедряемая Западом организационная и военно-техническая модель плохо прижилась на грузинской почве, она не была адекватна реалиям данного общества. Это актуально в целом и в отношении государственных и экономических структур Грузии, так как война 2008г. была поражением не только армии, но и курса страны в целом.

 

В настоящее время военно-политическое руководство Грузии во многом по инерции продолжает строить планы по восстановлению и развитию своей военной машины, надеясь при этом опять же на содействие Запада. Однако, думается, развитие и восстановление ВС страны в прежних масштабах вряд ли возможно прежде всего в силу изменения политической конъюнктуры в мире.

 

В первую очередь сегодня США вряд ли станут обострять отношения с Россией новой милитаризацией Грузии, тем более что и кризис не способствует избыточным тратам средств американского бюджета за пределами страны. Достаточно призрачными теперь являются для Грузии и надежды на вступление в НАТО - как в силу наличия в альянсе мощной оппозиции этому, так и неадекватности военного потенциала страны требованиям альянса.

 

Безусловно, Грузия все еще нужна Западу как карта против России, и ограниченное содействие в восстановлении армии ей будет оказано, но уровня милитаризации 2000-2008гг. уже не будет, в том числе и потому, что, как оказалось, чересчур активное развитие ВС резко стимулирует агрессивность грузинской элиты.

 

В то же время сама Грузия в условиях мирового экономического кризиса еще меньше, чем когда-либо, обладает внутренними ресурсами для восстановления армии. Экономическая модель, построенная на привлечении зарубежных инвестиций, может оказаться очень уязвимой в условиях кризиса, о чем свидетельствует опыт Исландии и прибалтийских стран. В силу этого можно прогнозировать разрушительное воздействие кризиса на еще не оправившуюся от войны экономику страны, что неизбежно скажется и на внутриполитической стабильности государства.

 

Таким образом, думается, что в результате сочетания этих факторов вооруженные силы страны вступают в период глубокого кризиса и в настоящее время положение дел с балансом сил в Южном Кавказе возвращается к ситуации конца 1990-х гг., когда на военной карте региона Грузии не было.

 

Давид АРУТЮНЯН

Golos.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1177
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru