Суббота, 20.04.2024, 13:30
Главная » 2009 » Февраль » 26 » Горячее дыхание недр Армении
Горячее дыхание недр Армении

Analitika.at.ua. Когда Армению называют музеем под открытым небом, то обычно имеют в виду множество представляющих большой интерес архитектурных и исторических памятников, сохранившихся на территории нашей страны. Однако не менее интересна насчитывающая миллионы лет геологическая история региона. Она полна драматических событий - наступления и отступления морей, вулканических извержений, землетрясений, происходивших как в доисторическую эпоху, так и после появления человека.

Хотелось бы остановиться лишь на одном из интереснейших геологических явлений - газовом дыхании недр. Вероятно, немногим известно, что крупные подземные взрывы на территории Армении датируются геологическими и физическими методами от среднего мезозоя (170 млн лет) до наших дней. Хотя в представлениях большинства вулканическая деятельность на Армянском нагорье отошла в далекое прошлое, научные исследования подтверждают обратное. Недра  Армении не знают покоя. Геологические процессы активно идут, что подтверждается выявлением так называемых трубок взрыва.

Араратская долина и окружающие ее горы изучены геологами более подробно, чем другие области Армении. Здесь были пробурены скважины глубиной до 4,5 км, проведены геологические съемки и геофизические исследования коры. Эти работы были обусловлены поисками нефти и газа, запасов подземных вод, соли и других ископаемых, а также строительством Армянской АЭС. Значительные затраты сил и средств окупились открытием и эксплуатацией залежей соли, запасов пресной и минеральной воды. Открытие месторождений пресных и минеральных вод позволило наладить водоснабжение Еревана, у минеральных источников появились оздоровительные учреждения, пользующиеся популярностью не только в Армении, но и за ее пределами.

Существование трубок взрыва на этой территории не прогнозировалось. Они были открыты случайно в бассейне реки Веди сотрудниками академического Института геологических наук в 80-е годы. Трубки взрыва относятся к числу интереснейших проявлений вулканической деятельности, имеющих огромное научное и практическое значение. Это узкие, созданные природой каналы, которые связывают мантию Земли с ее поверхностью. Приближаясь к выходу, эти желоба резко расширяются и принимают форму бокала, заполненного вынесенными из глубин земли кристаллами рубина, сапфира, граната, зернами самородного золота и др. Состав трубок взрыва разнообразен. Наличие мелких осколков кристаллов свидетельствует о том, что они были раздроблены взрывом. Эти кристаллы образуются на очень глубоком уровне верхней мантии нашей планеты, а газы, поднимающиеся с поверхности внешнего ядра, вступая во взаимодействие, приводят к взрывам, которые и выносят на поверхность кристаллы и разнообразные вещества.

Как показали исследования, внешнее ядро планеты разогрето неравномерно. Наиболее горячие участки упираются в дно океанов. Они расположены и под некоторыми подвижными зонами суши, к числу которых относится и Армения. Именно на этих участках происходят сейсмические и вулканические события. На менее  разогретые участки ядра приходятся основные территории континентов.

Как уже было сказано, трубки взрыва представляют огромный научный интерес. Это уникальная возможность исследовать вещество мантии, находящееся на глубине 100 и более километров. Современная техника в возможностях бурения ограниченна. Расположенная на Кольском полуострове самая глубокая в мире скважина чуть более 11 км.

Использование нового метода исследований - сейсмотомографии - в сочетании с компьютерной техникой позволяет воссоздать строение планеты в объеме. Особых успехов в этих исследованиях достигли японские геофизики, которым удалось доказать, что перемещения внешнего ядра имеют вертикальную направленность, а земная кора перемещается горизонтально.

Что касается практического значения трубок взрыва на территории Армении, то тут в первую очередь необходимы оценочные работы по количеству золота и драгоценных камней. Значительные запасы алмазов и золота в Южной Африке и Австралии связаны с трубками взрыва. К сожалению, в обнаруженных в Армении трубках взрыва крупных драгоценных камней, имеющих промышленное значение, пока обнаружено не было. Однако уже сегодня можно с уверенностью сказать, что вещество, обнаруженное в трубках взрыва, может использоваться для получения черного стекла, широко применяемого в художественной и винодельческой промышленности.

Теперь о так называемых газовых вулканах. Они были обнаружены в Араратской долине к юго-востоку от Армавира. Это овальные на поверхности образования с крутыми склонами и плоским дном, которые отличаются от обычных вулканов возникновением газов при взрыве. Пока выявлено всего лишь две таких впадины диаметром от 150 до 300 м. Обычно они заполняются водами и называются маровыми озерами. Эти образования встречаются и на Армянском нагорье, в жерлах вулканов Немрут и Тондурек, неподалеку от озера Ван.

Трагическое, но представляющее большой научный интерес проявление газового  вулканизма имело место в 1840 году на вершине горы Арарат. Свидетелей извержения было немало. Оно сопровождалось и, видимо, было спровоцировано сильным землетрясением. В 7 часов вечера 20 октября монахи Эчмиадзина и казаки российского поста увидели взметнувшийся в небо столб пыли и дыма. Пепла и лавы не было видно. Обломки скал близ вершины засыпали и стерли с лица земли большое и богатое армянское село Акури, располагавшееся на склонах Арарата, и монастырь Св.Акопа. Погибло практически все население Акури. Курды, пытавшиеся поживиться на месте трагедии, ничего не нашли, так как село было погребено под грудой камней, падавших сверху, взрывы повторялись снова и снова, а растаявшие льды превратили ущелье южного склона в клокочущий поток грязи. По всей вероятности, в кратере вулкана на Арарате образовалась пробка, которая разрушилась в результате землетрясения, и газы вырвались на поверхность.

Известный немецкий геолог Герман Абих, который некоторое время спустя приехал в Армению и побывал на месте катастрофы, классифицировал это событие как землетрясение. Восхождения на Арарат многих российских и европейских путешественников также не дали достоверной информации о случившемся.

Есть основания полагать, что проведение современных исследований предоставит более полные данные о трагическом событии 1840 года, хотя во всех случаях получить достоверную информацию будет непросто, так как кратер Арарата полностью закрыт льдом, что крайне затрудняет исследования. Однако с 1910г. отмечается сокращение ледника на вершине горы. Возможно, это обусловлено воздействием теплового потока внутри Арарата.

Как уже было сказано, геологическая история исчисляется миллионами лет, поэтому с геологической точки зрения трагические события 1840г. следует отнести к совсем недавнему прошлому. Во всех случаях не вызывает сомнений, что вулканический потенциал земли Араратской далеко не исчерпан. Библейская гора может "заговорить" в любое мгновение. Аналогичные опасности связаны и с Арагацем.

Не вызывает сомнений, что исследование газовых вулканов Армянского нагорья требует особого внимания ученых. В этом плане большой интерес представляет и вулкан Кинчель с маровым озером на вершине. Много полезнейшей  информации могли бы дать минералогические исследования пород впадин. Необходимо также исследовать трубки взрыва разных возрастов с отличающимся составом.

Население Армении живет на одном из горячих участков планеты. Неизвестно, какие катаклизмы могут нас ожидать. Поэтому   изучение активности недр и прогнозирование геологических событий имеет для нас жизненно важное значение.

Марлен САТЯН, доктор геолого-минералогических наук