Analitika.at.ua. Премьер-министр Турции на днях, общаясь с журналистами, вновь прокомментировал свое “геройство” в Давосе, когда он, бросив вызов организаторам форума, а также президенту Израиля Пересу, гордо покинул зал и досрочно вернулся в Анкару. Титул “покорителя Давоса”, которым наградили его фанатичные поклонники, очевидно, очень льстит самолюбию Эрдогана. Поэтому он то и дело напоминает о своем “звездном часе”. Даже несмотря на то что в Турции, как и в остальном мире, многие политологи и аналитики ставят знак равенства между давосским инцидентом и театральной постановкой, главную роль в которой — роль большого гуманиста, защитника населения Газы — исполнил глава турецкого правительства.
“Я не жалею о своих действиях в Давосе — нельзя так себя вести с премьер-министром государства, как повел себя модератор форума”, — заявил журналистам Эрдоган, смещая акцент со стычки с Пересом в плоскость “личной неприязни” к ведущему дискуссии, обозревателю The Washington Post Дэвиду Игнатиусу, у которого к тому же армянские корни, что не просто симптоматично, но и очень удобно. Говоря об Игнатиусе, турецкий премьер обронил: “В один момент мне пришло в голову даже ударить его, но я сумел себя сдержать”. Признание красноречивое и самодостаточное. Эрдоган наглядно иллюстрирует, что представляет собой “цивилизованная”, “европеизирующаяся” Турция. Лучшего символа “новой-старой Турции” трудно найти.
“Я не пришел из дипломатии, я вышел из политики. Я не глава какого-то племени, я премьер-министр Турции”, — бравировал он после Давоса. Действительно, будь Эрдоган главой “какого-то племени”, то не сдержался бы и ударил модератора. Но поскольку Эрдоган — “цивилизованный” глава “цивилизованного” турецкого правительства, он “всего лишь” признается, что чуть не избил ведущего-армянина. А “чуть”, как известно, не считается. Напомним и про “вину” Игнатиуса. Ведущий не дал Эрдогану “добить” 85-летнего Переса и, сославшись на регламент, прервал его гневную тираду, не позволив превратить дискуссию о ситуации в Газе, с участием генсека ООН, главы Лиги арабских государств, в “театр одного актера”. Игнатиус — “представитель радикальной армянской диаспоры, и этим все сказано”, поторопились обставить неприемлемую с точки зрения дипломатии выходку своего премьера некоторые турецкие медиа-источники.
...”Премьер-министра спровоцировал армянин-ведущий. Его неприемлемое поведение вызвало напряжение. По иронии судьбы Игнатиус — представитель армянской диаспоры. А армянская диаспора имеет серьезные проблемы с Турцией и делает все возможное, чтобы подорвать турецкие интересы”, — писала в те дни Turkish Weekly.
“Странно, что представителю армянской диаспоры доверили вести такое элитное обсуждение”, — рассуждал небезызвестный историк директор центра международных стратегических исследований Седат Лачинер. “Как всем известно, в армянской диаспоре есть сильные антитурецкие круги. Они против всего турецкого. Они стремятся помешать даже турецко-армянскому сближению. Некоторым организациям армянской диаспоры не нравилось наше партнерство с Израилем — они старались испортить наши отношения. Я не могу понять, как допустили армянина вести дискуссию с участием турецкого премьера. Это откровенная провокация, заговор”. Такого рода комментариями пестрели публикации о давосском демарше Эрдогана.
Сегодня не случайно Анкара вновь напоминает про “злонамеренность армянина-модератора”, которому Эрдоган “чуть не врезал”. Это вполне вписывается в картину прорезывающихся турецко-израильских примирительных жестов. На самом деле порывать отношения друг с другом ни Эрдоган, ни Перес не намерены. Израиль уже демонстрирует готовность снести от Турции все обиды — Турции в свою очередь нужны как минимум израильские беспилотники “Херон” и, в конце концов, нужен сам Перес — как лоббист, исправно помогавший Анкаре блокировать Армянскую резолюцию в Конгрессе США. С учетом, что армянский апрель не за горами и что американо-еврейские организации после давосского инцидента решили не продвигать больше турецкие интересы, Анкаре приходится торопиться. И впопыхах премьер-министр страны говорит о том, как чуть не избил армянина Игнатиуса... Словом, если бы не армянин, Эрдоган и Перес переругались бы немного на публике, а затем тихо-мирно за чаем обсудили бы свои дальнейшие планы.
...”Эрдоган расчетлив и циничен. Он готовится к выборам. Турецкий премьер поцеловал бы Переса в обе щеки, если бы это было в его интересах”, — писала в качестве послесловия к давосскому инциденту New York Times. Думается, Эрдоган и Перес стоят друг друга.
Что до Игнатиуса, так он, напомним, талантливый журналист и писатель, выпускник Гарварда и Кембриджа, эксперт в глобальной политике и экономике, автор известного романа “Совокупность лжи”, легшего в основу одноименного голливудского блокбастера. И хотя роман его совершенно о другом, название —”Совокупность лжи” — вполне подходит для описания спекуляций Анкары. Родной отец журналиста — Пол Игнатиус (Погос Игнатосян), бывший помощник министра обороны США, секретарь Военно-морского флота. О своем армянском происхождении Дэвид говорит не часто, он представитель третьего поколения Игнатосянов, выходцев из Харберда, осевших в Америке после геноцида 1915 года. Кстати, он не совсем разделяет позицию диаспоры, добивающейся признания геноцида, считая, что этот процесс еще больше загоняет Турцию в “потемки” политики отрицания.
“Я армянин, некоторые члены моей семьи погибли в результате геноцида. Я согласен с резолюцией Конгресса, но я знаю, что это проблема Турции и она должна ее решить, чтобы не оставаться заложницей прошлого”, — говорил, в частности, Игнатиус, выступая на одном из армянских мероприятий.
Теперь, после давосского инцидента и особенно адресованных ему заявлений Эрдогана, Игнатиус, несомненно, больше проникся своей национальной идентичностью, по крайней мере должен был понять, что Турция твердо намерена оставаться и впредь “заложницей прошлого” (причем во всех смыслах), демонстрируя миру нравы, унаследованные от своих диких предков.
Отдел политики НВ |