Четверг, 25.04.2024, 07:38
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Февраль » 27 » Центральная и Передняя Азия: новые развития
Центральная и Передняя Азия: новые развития
12:43

Analitika.at.ua. Начало 2009г. ознаменовалось развитиями политического, военного и экономического характера, которые могут привести к определенным изменениям ситуации в Центральной и Передней Азии. Самыми важными из них, пожалуй, нужно считать активизацию реализации проекта «Набукко», обозначение нового качества турецко-иранского сотрудничества и решение кыргызских властей по выводу из страны американской военной базы.

 

«Набукко» и вступление Турции в ЕС

 

Турция стала одной из тех стран, которые более всего пострадали от российско-украинского газового конфликта начала 2009г. Несмотря на то, что газопровод «Голубой поток» непосредственно связывает друг с другом газотранспортные системы России и Турции и создает возможность для прямого экспорта российского газа в Турцию по дну Черного моря, западные провинции Турции обеспечивают собственный спрос на российский природный газ, поступающий в страну по территории Болгарии. Прекращение поставок российского газа по украинскому маршруту привело к тому, что западные районы Турции лишились российского голубого топлива.

 

Несмотря на то, что «Газпром», Турецкая национальная корпорация нефти и «Botas» в течение считанных дней решили вопрос увеличения объема транспортируемого через «Голубой поток» природного газа и смогли решить проблему поставок газа в западные районы страны, турецкие власти с успехом использовали российско-украинские противоречия для проталкивания собственных политических и экономических интересов.

 

19 января находящийся в Брюсселе для проведения переговоров о перспективах вступления Турции в ЕС премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган выразил сомнения в экономической целесообразности строительства газопровода «Набукко» и заявил о намерении своей страны пересмотреть отношение к этому проекту. Эрдоган также отметил, что Анкара не поддержит проект «Набукко», если Брюссель не пересмотрит свою позицию по вступлению Турции в ЕС в связи с требованиями по либерализации энергетической сферы. «Если в обсуждениях, касающихся энергетической сферы, мы окажемся в тупиковой ситуации, то, естественно, мы пересмотрим нашу позицию», – заявил Эрдоган, говоря о «Набукко» и членстве Турции в ЕС.

 

Стоит отметить, что Турция впервые на таком высоком уровне заговорила о нецелесообразности реализации проекта «Набукко». Очевидно, что позиция Турции по проекту в корне не изменилась и не могла измениться, поскольку строительство газопровода принесет стране огромные политические и экономические дивиденды. Заявление Эрдогана нужно рассматривать в качестве шантажа, используемого для ускорения вступления Турции в ЕС, который можно было осуществить именно в тот момент, когда Европа на собственной шкуре почувствовала ненадежность газопровода, пролегающего по территории Украины.

 

После сделанного в Брюсселе критического заявления Эрдогана начались его переговоры с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. После встреч Турция-ЕС на высоком уровне Баррозу заявил, что между Турцией и странами Евросоюза, тем не менее, достигнуто соглашение о необходимости строительства газопровода «Набукко». Однако, по мнению Баррозу, нет необходимости увязывать вопрос строительства «Набукко» со вступлением Турции в ЕС. В то же время он заявил, что если Турция поможет Европе диверсифицировать поставки газа и ослабить зависимость от российского топлива, это может положительно повлиять на общественное мнение, пока настороженно относящееся к перспективе вступления огромной мусульманской страны в Евросоюз.

 

20-ого января Баррозу выступил с предложением активизировать работу с Турцией, чтобы та днем раньше смогла стать членом ЕС: это повысит значение Европейского Союза и «укрепит его энергетическую безопасность».

 

Январь завершился еще двумя подтверждениями укрепления позиций Анкары в отношениях Турция-ЕС. Первое: на приглашенном 27 января в Будапеште саммите по вопросам строительства газопровода «Набукко» еще раз была подчеркнута особая роль Турции в энергетической и экономической безопасности ЕС, придана важность ее вступлению в ЕС. Второе: растущая роль Турции для ЕС, по всей вероятности, дала основание премьер-министру этой страны проявить в Давосе агрессивное, не подобающее европейскому руководителю непозволительное отношение к президенту Израиля Ш.Пересу. В то же время, поведение турецкого премьера было продиктовано еще одним важным обстоятельством: исламская администрация Турции прилагает все больше усилий, чтобы выступить в роли представителя интересов мусульманского мира. Последние развития, в том числе, связанные с шагами, направленными к присоединению Ирана к проекту «Набукко», свидетельствуют о том, что турецкие власти ввели в свою политику также экономическую составляющую.

 

Активизация Ирана в региональных энергетических проектах

 

В последнее время Турция пытается особо подчеркнуть роль Ирана в вопросе обеспечения энергетической безопасности Европы. Выступая в брюссельском Центре европейской политики, Эрдоган заявил, что для заполнения газопровода «Набукко» вряд ли удастся найти необходимые 30 млрд. кубометров газа в год. По его словам, проект «Набукко» будет иметь смысл, только в том случае, если через него пустить в Европу газ не только из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, но и из Ирана. Обсуждения по активизации турецко-иранского энергетического сотрудничества начались еще в начале наступившего года, а основой для них послужил визит спикера иранского парламента Али Лариджани в Анкару, в результате которого министрам энергетики Ирана и Турции было дано официальное поручение - активизировать переговоры в газовой сфере по углублению и реализации совместных проектов. Построенный еще в 2001г. газопровод Тавриз-Эрзрум создает достаточно хорошую основу для присоединения Ирана в проекту «Набукко». По этой трубе в течение последних лет из Ирана в Турцию ежегодно экспортировалось в среднем 8 млрд. кубометров газа, тогда как возможности газопровода позволяют увеличить его объемы в три раза.

 

После августовских событий на Южном Кавказе, когда стала очевидна ненадежность Грузии как транзитера энергоресурсов, возможность присоединения Туркменистана и Казахстана к южно-кавказскому (Баку-Тбилиси-Эрзрум) газопроводу резко уменьшилась. Сегодня Азербайджан является, фактически, единственной прикаспийской страной, готовой стать участником проекта «Набукко» не на бумаге, а на деле. Ни Туркменистан, ни Казахстан не сделали и вряд ли в ближайшие годы сделают хотя бы один шаг по присоединению к этому проекту. В этих условиях для Анкары стало понятным, что для реализации проекта «Набукко» и получения необходимых финансовых и политических дивидендов необходимо включить в него и Иран, обладающий значительными запасами природного газа. Подобный подход существует также в Европе – на уровне политических и экономических факторов. На Будапештском саммите о необходимости развития сотрудничества с Ираном заявили руководители частных компаний, подключенных в работы по реализации проекта «Набукко», в том числе, автор и основной лоббист проекта, вице-президент австрийской компании OMV Gas & Power GmbH Дж. Богард.

 

Основные трудности, которые могут возникнуть в связи с присоединением Ирана к «Набукко», обусловлены позицией Вашингтона, поскольку новая американская администрация, несмотря на разнородные анализы, пока не разработала и не представила свою «иранскую политику». Однако для урегулирования ирано-американских отношений сегодня есть достаточно хорошие основания, тем более, если учесть трудности, которые возникнут у Вашингтона в связи с выводом американских вооруженных сил с кыргызской авиабазы «Манас». Это приведет к перестановке сил в Центральной Азии, что, в свою очередь, непосредственно повлияет на отношения Иран-США.

 

Развития в Центральной Азии

 

Решение руководства Кыргызстана вывести из своей территории американские вооруженные силы возвращает ситуацию в стране к 2001г., когда США вообще не имели военного присутствия в Центральной Азии. В 2001г., когда, придя к согласию с Москвой, Вашингтон открыл военные базы в Узбекистане и Кыргызстане, главной целью Вашингтона была необходимость осуществления военных действий в Афганистане. После свержения режима талибов военные базы из страны выведены не были, хотя сложилось впечатление, что афганский вопрос полностью решился, и необходимости в сохранении американских военных баз более нет. Российско-американские противоречия в вопросе военных баз, которые российский аналитик Ф.Лукьянов называет «войной нервов», фактически, исчезли в феврале 2009г., когда руководство Кыргызстана в условиях явного российского давления и взаимных компенсаций, приняло решение закрыть авиабазу американских вооруженных сил «Манас». Это важнейшее решение стратегического характера, свидетельствующее об укреплении российских позиций. В отличие от 2003г., когда Пентагон представлял свои вымышленные аргументы, направленные на сохранение военного присутствия в Узбекистане и Кыргызстане, ситуация сегодня совершенно иная: военное присутствие Пентагона в Центральной Азии необходимо как воздух, поскольку в течение последних двух лет ситуация в Афганистане существенно обострилась и приняла угрожающие масштабы. И в этих условиях Кыргызстан и, фактически, Россия, заставляют США уйти из региона.

 

Как должны Соединенные Штаты сегодня решить вопросы комплектации, поставок и защиты своих войск в Афганистане, если они лишены возможности иметь военные базы в Центральной Азии и если Пакистан становится еще более опасной транзитной зоной для американцев? Слухи о том, что Вашингтон пытается предложить Таджикистану создать на его территории военно-воздушную базу, в действительности говорят о резком ослаблении американских позиций и сложности ситуации. Таджикистан не только союзник России, но и государство, имеющее тесные связи и широкое сотрудничество с Ираном. Здесь немало также исламистов и радикалов, преисполненных ненавистью к США. Очевидно, что если Вашингтон не придет к согласию с Москвой в вопросе открытия военной базы в Таджикистане, то ему, по меньшей мере, нужно согласие с Тегераном. Иран имеет огромные ресурсы для эскалации напряжения в находящемся до последнего времени в состоянии войны Таджикистане, и без согласия Ирана даже речи не может быть об американском военном присутствии в этой стране.

 

Это, в действительности, является важным стимулом для активизации ирано-американского диалога: он может начаться не сегодня, а через несколько месяцев, когда Иран вступит в новый этап президентских выборов.

 

Так или иначе, начало 2009г. вносит серьезные изменения в региональные военно-политические процессы, которые могут привести также к изменению общей ситуации и перестановке сил.

 

Севак Саруханян

noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 715
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru