Analitika.at.ua. Турция ожидает официального обращения Армении с предложением принять участие в строительстве новой атомной электростанции. Только после получения такого документа турецкая сторона рассмотрит возможность перспективы присоединения к проекту и объявит о своем решении.
Высокопоставленный источник в Анкаре заявил “НГ”, что “при соблюдении всех необходимых формальностей предложение Еревана может быть принято”. Идею участия Турции в строительстве новой АЭС первым озвучил премьер-министр Тигран Саркисян. Он заявил, что новая АЭС важна не только в экономическом, но и в политическом аспекте. “Она будет играть роль стабилизатора в регионе. Мы заинтересованы, чтобы в строительстве объекта принимали участие наш стратегический партнер — Россия, а также соседняя Турция”, — заявил Саркисян, сообщив попутно, что реализация проекта, собственно, уже начата.
В том, что Россия примет активное участие в возведении новой армянской АЭС, сомнений нет никаких. А вот попытка армянской стороны вовлечь в столь серьезный проект Турцию — большая неожиданность. Пригласив, правда пока устно, Анкару к строительству стратегического объекта регионального масштаба, Ереван продемонстрировал высокую степень доверия к соседнему государству и, по словам нескольких турецких коллег, даже в некоторой степени озадачил власти. Между тем в самом Ереване заявление Тиграна Саркисяна вызвало неоднозначную реакцию. Так, директор Центра стратегических исследований “Арарат” Армен Айвазян высказал опасение, что нормализация армяно-турецких отношений таит в себе угрозу. “Открытие границ, установление торговых связей может уничтожить потенциал отечественного производителя, углубить культурную и духовную экспансию, вызвать отток части армянского населения на работы в Турцию и заселение Армении турецко-курдской массой. Это большая опасность для национальной безопасности”. Директор Института востоковедения АН Армении Рубен Сафрастян считает, что в заявлении премьер-министра доминирует политическая составляющая и вряд ли за ним последует продолжение. “Это эффектный жест. Конечно, исключать, что Анкара решит участвовать в проекте, нельзя. Но я не очень представляю технологическую сторону такого сотрудничества. Что в этом смысле может предложить Турция?” По его словам, приглашение премьера может преследовать и другую цель — обезопасить себя от давления экологических организаций Турции. “Если турецкие экологи и специалисты по атомной безопасности будут находиться здесь и контролировать процесс строительства АЭС, то в этом, наверное, ничего плохого нет”, — считает Рубен Сафрастян. Вместе с этим он подтвердил “НГ”, что официальная Анкара серьезно настроена на оздоровление отношений с Ереваном, вплоть до того, что допустила утечку в местную прессу информации о том, что Турция готова смягчить свою позицию по Нагорному Карабаху. “Трудно сказать, до какой степени Анкара может изменить свою позицию в этом вопросе. Но объяснить это можно тем, что Турция поставила перед собой цель повысить степень участия в карабахском урегулировании, вплоть до посреднической миссии. Поэтому в последнее время участились случаи демонстрации лояльности к Армении”, — заявил Сафрастян.
Юрий СИМОНЯН,
“Независимая газета” |