Analitika.at.ua. Демократические лозунги перестройки восьмидесятых - о провозглашении принципов свободы слова, гласности, о расширении прав и полномочий союзных республик - для Азербайджана стали сигналом к жестокому подавлению прав армян, наивно поверивших в эти самые лозунги в условиях советского административно-командного управления.
На мирные демонстрации армян Нагорного Карабаха, выдвинувших требование о воссоединении Нагорно-Карабахской автономной области с Армянской ССР, руководство Азербайджана ответило варварскими погромами в Сумгаите и – далее - тотальным антиармянским террором.
События в Сумгаите, согласно Конвенции ООН по предупреждению и наказанию геноцида, подпадают под это зловещее понятие...
В последние дни февраля армяне всего мира отмечают скорбную дату – очередную годовщину трагических событий в городе Сумгаит, когда при фактической поддержке азербайджанских властей были убиты и ранены сотни армян. В этом году отмечалась 21-ая годовщина.
Страшные события развивались стремительно: в течение трех дней продолжалась кровавая резня. Оставшиеся в живых армяне бежали из Сумгаита, бросив свой кров и имущество, спасая своих детей от смерти. «Сумгаит» впервые показал, что в многонациональном государстве, где дружба между народами провозглашалась святыней, людей могут убивать только за то, что они другой национальности.
Пик зверств, творимых азербайджанскими преступниками, пришелся на 27-29 февраля 1988 года. Почти вся территория города с 250- тысячным населением на протяжении трех февральских дней стала ареной массовых погромов армянского населения. Десятки убитых, значительная часть которых заживо сожженные после избиений и пыток. Сотни раненых, многие из которых стали инвалидами. Изнасилованные, среди которых и несовершеннолетние девочки. Свыше двухсот разгромленных и разграбленных квартир, десятки сожженных и разбитых автомобилей, десятки разгромленных, разграбленных мастерских, магазинов, киосков и других объектов общественного назначения. Тысячи беженцев.
Таково лицо Сумгаита, ставшего синонимом кровавого преступления. Сумгаитский геноцид - это чудовищная реакция на подчеркнуто мирное и демократичное по форме волеизъявление армянского народа. Цель преступления - блокировать возможное решение проблемы, запугать армян возможностью новых кровавых акций и заставить их отказаться от движения за Карабах. Поражают масштаб и безнаказанность погрома, цинизм и жестокость, которыми он сопровождался. Преступления тех дней кажутся просто невозможными, если вспомнить, что в бандах были сплочены не профессиональные убийцы и садисты, а обыкновенные горожане, в подавляющем большинстве - молодые люди. Почему? Почему, все-таки, «Сумгаит»?
Объяснения следует искать в истории, в некоторых идеологических и психологических реалиях. Резня армян в городе Баку в 1918 году. Резня в Шуше в 1920-м. Методичное и, в конце концов, удавшееся полное выживание коренного армянского населения из Нахичеванской АССР. Частые преступления на национальной почве, постоянная, почти неприкрытая дискриминация армянского населения по Азербайджанской республике, осквернение армянских памятников истории и архитектуры, внушаемая с детства вражда к армянам. Без этого невозможно понять, как учащийся техникума или рабочий завода - до того ни в чем плохом не замеченные, как будто нормальные люди, - вдруг оказались способными моментально среагировать на призывы убивать ни в чем не повинных сограждан, совершая убийства с патологической жестокостью, поразившей даже судебно-медицинских экспертов.
Без этого невозможно понять и того, что, главные виновники чудовищного преступления – не исполнители, а те, кто сумел тонко и мастерски превратить их в нелюдей.
Суть и политическая цель сумгаитского преступления очевидны, хотя до сих пор многие вопросы так и остаются без ответов: кто задумал и организовал геноцид и почему эти лица до сих пор не выявлены? Почему не была предотвращена назревающая резня? Почему меры по ее пресечению были предприняты не просто с большим опозданием, но даже прерывались, и это стоило новых человеческих жертв из-за бездействия сил, направленных в Сумгаит для спасения людей и наведения порядка? Почему, наконец, после совершившегося не последовало полного и объективного освещения и анализа событий средствами массовой информации, а руководство страны и правоохранительные органы не осудили должным образом и не дали преступлению соответствующей политической и правовой оценки?
Сумгаитская трагедия и ее чудовищные отголоски, имевшие место в Азербайджане с 1988 г. по 1991 г. и достигшие своей кульминации в вооруженном нападении на армян Нагорного Карабаха в 1992-1994 г.г., имеют психологические и исторические корни, которые определяют социальный климат в Азербайджане. Основная же причина кроется в антиармянской предубежденности, фобиях и враждебности ко всему армянскому. Азербайджан никогда не сожалел ни об одном из совершенных массовых злодеяний и этнических чисток, и уж тем более не покаялся. Более того, по словам действовавшего в дни сумгаитских погромов Генерального прокурора Азербайджана Ильяса Исмайлова, «те, кто осуществлял погромы, сегодня являются членами парламента и заседают в Милли Меджлисе» («Зеркало», 21 февраля, 2003).
Как и 21 год назад, в антиармянской политике Азербайджана ничего не изменилось, и эта риторика находит отражение во многих публичных заявлениях высокопоставленных чиновников этой страны. Подобная политика - логическое продолжение «сумгаитского кровавого пути». Несомненно, такой путь вносит свой «вклад» в процесс «мирного» сосуществования армян и азербайджанцев в регионе. Люди действительно нуждаются в мирном разрешении конфликтов, взаимопонимании и сотрудничестве. «Сумгаит» этому мешает. Вернее, «Сумгаит», не получивший должного осуждения со стороны международного сообщества со всеми вытекающими из такого осуждения последствиями.
Эвика Бабаян
defacto.am |