Analitika.at.ua. В Музее-институте архитектуры можно увидеть интереснейшую выставку — материалы, касающиеся историко-археологических исследований в Арцахе-Карабахе. Конкретно — о раскопках в Шуши, Андаберде и Тигранакерте, которые велись в последние годы. Археологам представилась возможность системно работать в этих местах только после освобождения Карабаха.
Раскопки, которые проводит в Шуши доктор исторических наук руководитель Арцахской экспедиции Г.Петросян, имеют принципиальное значение, как, впрочем, и остальные. Ведь азербайджанский агитпроп все советские и последующие годы бесконечно разрабатывает одну и ту же убогую версию о происхождении города. По этой версии, основал крепость, то бишь город на плато, “карабахец” Панах-хан в 1750 году, а потом переселил в нее, в крепость, часть жителей карабахских сел. И наконец “постепенно вокруг ханской крепости начали селиться армянские племена из окрестных мест”. Это написано в книге “Шуша”, изданной Госиздатом Азербайджана в 1968 году. Насчет племен, конечно, сильно сказано, полет мысли необыкновенный. Этот маразматический бред развеян давно, новые раскопки лишь подтвердили, что жизнь на плато существовала начиная со II тысячелетия до н.э., а собственно армянская культура прослеживается как минимум с XII века, когда еще никаким Панахом не пахло. Масштабные исследования и раскопки еще впереди, но уже сейчас ясно, что бакинский вариант родословной Шуши шит белыми нитками. Хачкары XII-XIII вв. свидетельствуют, что армяне заселили плато в годы расцвета армянского княжества Хачен. Хачкары найдены, остается найти поселение, где изначально они располагались. Ранее арцахская экспедиция Института археологии и этнографии АН Армении подготовила карту почти 500 памятников Шуши и окрестностей, начиная от палеолита и вплоть до ХХ века. Здесь копать и копать можно бесконечно долго, причем результативно, ведь рядом, с восточной стороны плато, проходила древнейшая торговая дорога, которая еще больше расширяет ареал археологических поисков. В крепости Каркар обнаружены фрагменты китайской керамики, монгольские наконечники стрел и т.д. Чтобы охранять дорогу и построили эту крепость. В конце XVII века она была перестроена и получила название крепость Аван, или Покр схнах. Короче говоря, в Шуши археологи без дела не останутся. Если, конечно, будут деньги. Пока что раскопки, инициированные фондом “Шуши”, финансировались фондом “Жан Погосян и сыновья”.
Г.Петросян проводит раскопки также в окрестностях села Андаберд, исторического Верин Хачена, ныне Новошаумянского района. Однако впервые тут появилась археологическая экспедиция под руководством Акопа Симоняна еще в годы карабахской войны. В тяжелейших и опасных условиях были обмерены и сфотографированы руины монастыря, сделана топографическая съемка. Комплекс окружен дивным пейзажем и в те годы буквально утопал в густой растительности, что, вероятно, и спасло его. В последующие годы археологи очистили от зарослей и раскопали сооружения, необходимые святым отцам для духовной и мирской жизни. Обнаружена важная строительная подпись о том, что комплекс построен вардапетом Давидом в 1276 году на месте более древней церкви. Архитектура скромная — вокруг лютовали монголы, было не до жиру. Рядом с главным комплексом стояла уникальная часовня-церковь, чуть ли не сплошь выложенная из хачкаров. Монастырь расположен недалеко от крепости Андаберд и скорее всего обслуживал также население крепости, не имевшей церковных сооружений. Археологи нашли здесь редчайшие вещи. Например, хачкар XII-XIII вв. редкой композиции: крест “произрастает” из райского сада, его окружают виноградные лозы и деревья с птицами. Другой хачкар — тоже очень красивый и тоже редкий — имеет рельеф, изображающий всадника с кубком — древние тоже умели сочетать приятное с полезным. Один из хачкаров и вовсе поразителен: рельефное изображение женщины, кормящей грудью вполне сформировавшееся дитя, тоже можно причислить к разряду раритетов. Найдены также фрагменты черепицы и керамики с армянскими надписями. Прямое свидетельство того, что в Арцахе грамота и письменность были распространены и на бытовом уровне. Отсюда следует, что аборигены были не мифологизированные албанцы или какие-то там огузы, а самые настоящие армяне, арцахцы. И здесь надо еще долго ковыряться в земле, она чрезвычайно богата древностями. Пока что помогали организация “Еркир” и семья Арутюнян из Нью-Джерси.
Наконец, в экспозиции можно увидеть и материалы о раскопках в арцахском Тигранакерте, одном из городов, основанном Тиграном Великим. Армянские изыскатели в лице того же Акопа Симоняна сотоварищи появились здесь в те же военные 94-95 гг. и провели предварительную работу, которую через десять лет продолжила Арцахская экспедиция под руководством Г.Петросяна. Это знаковый исторический памятник, единственный из всех Тигранакертов, чье местонахождение достоверно. Раскопки вначале финансировались организацией “Еркир”, а позже их полностью взяло на себя правительство НКР. Три полевых сезона выявили грандиозные остатки города I века до н.э. — комплекс крепостных стен, оборонительных сооружений, башен, а также базилики V-VI вв., раннехристианский некрополь. В окрестностях города исследованы культовый пещерный комплекс, канал, вырубленный в скальном массиве, раннесредневековая крепость.
Судя по всему, Тигранакерт был построен по передовым градостроительным нормам своего времени, с использованием тогдашнего хайтека, в основном из местного белого известняка. Достаточно крупный, он просуществовал до XIV века. Археологи нашли строительные фрагменты великолепной красоты, в частности капители базилики. Одной из самых примечательных находок является небольшой глиняный диск с отверстиями и с изображением креста, бородатого мужа и надписью на армянском языке “Я, Ваче (или Вачаган), слуга Господа”. Это древнейшая пока армянская надпись Арцаха V-VII вв. яркое доказательство его изначальной армянскости. В экспозиции множество других находок: фрагменты “крылатых” крестов, железная лопата из X века, великолепная каменная голова барана и другие — всего не счесть.
Значение этих раскопок трудно переоценить — они выходят, как видим, далеко за рамки чистой науки. Когда мы сможем раскопать хотя бы эти три памятника, трудно сказать. И дело не только в средствах. Дело в специалистах. Археологов очень мало. От силы полсотни на всю Армению и Карабах. Нелишне напомнить, что их не хватало всегда, даже в те самые якобы благополучные советские годы. И тогда археологов — и кабинетных, и полевых — было не более пятидесяти. В Грузии в то время их трудилось более семисот... И как быть дальше, никому не ведомо, ведь охотников копаться в земле за очень скромное вознаграждение из года в год становится меньше. Даже если помогает заграница. Есть о чем думать, если, конечно, наша история нам дорога. Мы и так слишком многого лишились из-за гримас фортуны и из-за своей беспечности. Однако, как бы ни сложилась дальнейшая судьба раскопок, в любом случае эти памятники должны стать также и прибыльными объектами туриндустрии. Другого пути нет. А выставку посмотреть надо обязательно. Наконец, маленькая любопытная деталь — не совсем понятно, какое отношение к выставке, к раскопкам имеет Минкульт, везде идущий первой строкой. Раскопки, они ведь сугубо научное, академическое дело. А если имеет, то почему не разместил выставку в одном из своих музеев, в Музее истории, к примеру. Очевидно, хочется примазаться к чужой славе.
Карэн МИКАЭЛЯН
НВ |