Analitika.at.ua. У региона Самцхе-Джавахк-Цалка будущее есть только в случае самоорганизации и выступления в качестве единого целостного субъекта
В последнее время проблемы региона Самцхе-Джавахк-Цалка углубляются, в то же время умножаются вопросы в связи с этими проблемами. Их задают представители Армении и Грузии, международных организаций и различных стран, а также выступающие от их лица общественно-политические, неправительственные организации, политические партии, различные союзы, научные учреждения, некоторые академические круги, и, наконец, отдельные лица и общественно-политические деятели. Понятно, что по вышеуказанному вопросу каждая сторона выступает, исходя из своих интересов. Здесь важно то, насколько точка зрения и предпринятые шаги каждой из сторон совпадают с реальными интересами региона Самцхе-Джавахк-Цалка. А такие «совпадения» случаются, к сожалению, не всегда. Нынешний неопределенный статус региона Самцхе-Джавахк-Цалка и сложившаяся там ситуация – доказательство того, что судьбой региона распоряжаются заинтересованные силы, которые не предпринимали шагов, реально исходящих из интересов региона.
В данном анализе мы попытались представить позицию партий Республики Армения по вопросу региона Самцхе-Джавахк-Цалка, которые функционируя (многие из них были основаны за последние несколько лет новой Республики Армения), должны были держать в центре внимания такую проблему, как вопрос региона Самцхе-Джавахк-Цалка. Поскольку она, помимо нравственной стороны, имеет также огромное значение для РА в военно-стратегическом плане, и закономерное развитие РА во всех отношениях невозможно без учета интересов вышеуказанного региона. Основой для нашего анализа послужило издание «Партии Республики Армения. Справочник-2007». Справочник издан «Фондом гражданского и социального развития» (ФГСР), благодаря Ереванскому офису ОБСЕ, программы Агентства международного развития США по содействию защите гражданских интересов и содействия населения США, в рамках договора о сотрудничестве с АМР США.
Справочник включает в себя информацию обо всех 74 партиях, зарегистрированных в Министерстве юстиции РА по положению на 10 января 2007 года, и об 1 партии, зарегистрированной 26 февраля 2007 года.
Прежде чем перейти к проблеме, отметим несколько важных обстоятельств, которые дадут нам возможность составить целостное представление о проблеме. Прежде всего, отметим, что (это указано в справочнике) помещенные в нем информационные материалы были разработаны на основе сопоставления ответов партий на вопросы анкеты, составленной «Фондом гражданского и социального развития», и положений, включенных в их официальные публичные документы. Включенные в вышеуказанную анкету и представленные партиям «вопросы были составлены при учете тезисов, включенных в программы партий по степени их важности, а также с учетом ряда актуальных и имеющих важное значение проблем, связанных с нынешним этапом развития страны, сопоставление которых дает возможность отличить позиции партий по отдельным вопросам» (цитата из отчета «Фонда гражданского и социального развития», с. 7; строки выделены нами – В.С.).
Отметим, что отдельным подпунктом «л» четвертого пункта анкеты («программные тезисы партии и позиции по следующим проблемам») указана «Карабахская проблема», но вместе с тем отсутствует какое-либо упоминание о регионе Самцхе-Джавахк-Цалка. Здесь важно отметить, что анкета составлялась с учетом двух обстоятельств:
1. Анкета составлялась, исходя из положений, включенных в программы партий по степени важности. Отсюда можно сделать вывод, что основная часть партий РА в своих программах не придали такое уж значение региону Самцхе-Джавахк-Цалка, раз о нем не отмечено в виде отдельного пункта или программного тезиса.
2. Анкета составлялась с учетом ряда актуальных и имеющих важное значение проблем, связанных с нынешним этапом развития страны. Отсюда второй вывод: «в ряде актуальных и имеющих важное значение проблем, связанных с нынешним этапом развития страны» проигнорирован фактор региона Самцхе-Джавахк-Цалка, в том числе со стороны «Фонда гражданского и социального развития».
Фактически, и «Фонд гражданского и социального развития», и партии РА поднимают проблему по части Самцхе-Джавахка-Цалки (если таковая выдвигается) исключительно тогда, когда речь заходит о Грузии и только под этим пунктом. В своих программных тезисах ни одна партия РА не поднимает тему по части региона Самцхе-Джавахк-Цалка отдельным пунктом.
Ниже обратимся к вопросу о том, как поднимается эта тема всеми 75 партиями. Как это не покажется удивительным, 9 партий, считающих себя политическими, не упоминают не только о регионе Самцхе-Джавахк-Цалка, но и вообще о соседней Грузии. Из них можно отметить такие «видные» партии, как Народная партия (НП), Народная партия Армении (НПА), Объединенная трудовая партия (ОТП) и др.
По 18 из 75 партий РА, помимо юридического адреса, даты основания и имени председателя, вообще отсутствуют какие-либо иные сведения или программные положения. Из этих 18 партий 11 «Фонду гражданского и социального развития» вообще не удалось найти (сведения о них были получены из Министерства юстиции РА), остальные 7 не участвовали в опросе, не предоставив никаких сведений (информация о них также была получена в Министерстве юстиции РА). Из числа вышеуказанных партий в опросе не участвовали Партия Рамкавар-Азатакан Армении (ПРАА), Социально-Демократическая партия Армении «Гнчакян» и др.
Интересно по отдельности обратиться к позиции по отношению к Грузии и в этом контексте – к региону Самцхе-Джавахк-Цалка тех партий, которые на выборах 12 мая 2007 года преодолели установленный 5%-ый порог и прошли в Парламент РА. Это, фактически, те партии, которые в наибольшей степени получили доверие избирателей, повели за собой народные массы. Наконец, из представителей этих партий в большинстве своем сформирована нынешняя исполнительная власть Республики Армения. В результате выборов 12 мая 2007 года в Парламент РА вошли пять партий. Из них наибольшее число голосов набрала ныне правящая Республиканская партия Армении. Ее поддержала также сформированная в РА общественная организация «Единство грузинских армян». По пропорциональному списку РПА депутатом стал еще один представитель – на этот раз из партии «Могучая Родина». Посмотрим, какие «заманчивые» программные тезисы имеются у РПА относительно Грузии и в этом контексте относительно региона Самцхе-Джавахк-Цалка. «ж) Грузия: РПА расценивает армяно-грузинские отношения как важный фактор сохранения стабильности на Южном Кавказе. Отношения нашего государства с Грузией исходят из стратегических интересов двух стран и нацелены на региональную и европейскую интеграцию, стабильное и последовательное развитие сотрудничества в экономической, энергетической, транспортной, военной сферах, на реформирование регулирующего законодательного поля» (следует отметить, что в справочнике ФГСР рядом с этим ответом приведена условная сноска - знак «5», имеющий следующее объяснение: пункт анкеты заполнен партией, однако не включен (отсутствует) в обнародованные и/или предоставленные Фонду соответствующие официальные документы (программу, устав иди другие опубликованные официальные документы) партии). Как видим, у такого «гиганта» среди политических партий РА, как РПА, в программных положениях по части Грузии нет даже упоминания о регионе Самцхе-Джавахк-Цалка. Интересно, что побудило вышеуказанные организации или личности, постоянно спекулирующие проблемой региона, защищать РПА?
Вторая партия, занявшая место в Парламенте РА, - это созданная не так давно партия «Процветающая Армения». Процитируем отрывок из программы партии, касающийся Грузии: «ж) Грузия: В политической, экономической, энергетической, коммуникационной сферах, сфере региональной безопасности, духовно-культурной, гуманитарной сферах необходимо развивать традиционные, добрососедские, взаимовыгодные отношения с Грузией. В армяно-грузинских отношениях мы придаем важность также предметным и программным подходам грузинских властей к вопросу обеспечения безопасности проживающих в Грузии армян, в частности джавахкских армян, и права на самоуправление, решения социально-экономических, духовно-культурных проблем Джавахка. В этом контексте Армения вместе с грузинскими властями в согласованной форме должна постоянно содействовать шагам Грузии, направленным на решение проблем Джавахка». Как видим, по сравнению с другими партиями, «Процветающая Армения», хотя и в контексте Грузии, но, тем не менее, в достаточной степени «упоминает» о спорном регионе.
Здесь мы считаем необходимым также отметить одно очень важное обстоятельство: во всех упоминаниях о регионе используется термин «Джавахк», и непонятно, на какие районы он распространяется. Если в нем не содержится политический смысл, и он в действительности распространяется только на Ахалкалакский и Ниноцминдский районы, то это непростительно и безнравственно, так как за рамками проблемы остаются Самцхе (нынешняя территория районных сакребуло Адигена, Ахалцхи и Аспиндзы или историческая Ахалцихская провинция) и Цалка (нынешняя территория Цалкского районного сакребуло или историческая армянская провинция Трехк). Эти две территориальные единицы – исторические армянские земли, которых постигла та же участь, что и Джавахк (нынешние территории районных сакребуло Ахалкалака и Ниноцминды или историческая армянская Ахалкалакская провинция), более того, глядя на нынешнюю демографическую картину там, можно в них усмотреть Джавахк через несколько лет. Из-за того, что до сих пор эти очевидные проблемы не обрели концептуальный характер и не политизированы, проблема региона Самцхе-Джавахк-Цалка находится в гниющем болоте.
Возвращаясь к нашей проблеме, отметим следующую партию – это Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн. Прежде, чем перейти к интересующему нас вопросу, добавим, что по этой проблеме у АРФД есть программа главной структуры, которая утверждается на созываемом раз в четыре года Общем собрании АРФД. Считая приведение тезисов по части региона Самцхе-Джавахк-Цалка из программы главной структуры АРФД выходящим за рамки нашей проблемы, остановимся на программных положениях действующей в Армении структуры АРФД. Об этом говорится следующее: «ж) Грузия: Отношения с Грузией тесно связаны с проблемами Джавахка и грузинских армян. АРФД – сторонница территориальной целостности Грузии и наличие в ней сильного Джавахка, играющего непосредственную роль в деле распоряжения собственной судьбой. Это будет способствовать взаимному сближению армяно-грузинских отношений» (в этой части программных положений АРФД относительно Грузии также есть пометка «5», как и в случае с РПА). Позиция структуры АРФД, действующей в Армении, по части региона Самцхе-Джавахк-Цалка приблизительно та же, что и у партии «Процветающая Армения».
Предпоследняя партия – «Оринац еркир». В ее программе эта проблема занимает жалкую строчку: «ж) Грузия: Стабильность и демократизация Грузии исходит из интересов нашей страны» (в этой части программных тезисов «Оринац еркир» имеется пометка «5», которая приводилась в связи с РПА).
Следующая и последняя партия, присутствующая в Парламенте РА, - это партия «Наследие», также созданная относительно недавно. По части интересующей нас темы говорится следующее: «ж) Грузия: Партия считает необходимым создание с Грузией атмосферы добрососедства, основанной на взаимном доверии, перенесение темпов экономического сотрудничества и в политическую сферу. Это можно сделать, в особенности учитывая схожие внешнеполитические приоритеты наших двух стран в плане членства в Евросоюзе». Как видим, партия даже не собирается передать «по наследству» современной армянской политической мысли обеспокоенность в связи с регионом Самцхе-Джавахк-Цалка, не желая даже упоминать о нем.
Такова позиция прошедших в Парламент РА партий относительно спорного региона. Право комментировать предоставляем читателям, особенно гражданам, имеющим право голоса и «нареченным» «грузинскими армянами» в ходе недавних избирательных процессов.
Поговорив о 32 политических партиях РА, считаем необходимым вскользь упомянуть также и об остальных 43 партиях. Вскользь, потому что, как мы отмечали выше, у всех этих партий по части Грузии имеются ничего не говорящие упоминания в несколько строчек, которые ничем друг от друга не отличаются, имея схожее содержание. Исключение составляют несколько партий, у которых в пункте «ж» анкеты по части Грузии можно найти некоторые интересные строки. И здесь считаю нужным отметить, что эти партии занимают довольно пассивную позицию и не претендуют на то, чтобы стать влиятельной силой на политической арене РА. Многие из них больше известны своими основателями-руководителями, чем партийными структурами.
Такие интересные высказывания имеются, например, у «Национально-демократической партии» (НДП) («ж) Грузия: В разносторонних отношениях с Грузией необходимо, в частности, быть последовательными в решении политических, социальных, экономических, религиозных и культурно-образовательных проблем джавахкских армян, руководствуясь такими обязательствами перед европейскими и другими международными структурами, принятыми и принимаемыми на себя Грузией на избранном ею пути евроинтеграции, как: предоставление армянскому языку статуса регионального языка, реальное местное самоуправление, сохранение и развитие культурного наследия, исключение любого типа дискриминации в отношении грузинских армян во внутригосударственной и политической жизни Грузии»); у партии «Национальное единение» («ж) Грузия: Партия считает, что у Армении должна быть особая позиция по отношению к Грузии в связи с тем, что там, в особенности в Джавахке, находится многочисленная армянская диаспора») (выделено нами – В.С. Партия, фактически, называет этническое армянство, проживающее в этом историческом армянском регионе «диаспорой», что с точки зрения армянской общественной мысли можно счесть за «циничное новшество». Интересно, лидер партии и уроженец региона Самцхе-Джавахк-Цалка А. Гегамян себя также считает «эмигрировавшим из армянской колонии» или нет?). Необходимо учитывать то, что развитие армяно-грузинских отношений как в экономической, так и в других сферах выгодно для обеих стран. Нужно также учесть тот факт, что сегодня центром международных инстанций в регионе считается Тбилиси»), (в этой части программных тезисов партии «Национальное единение» по поводу Грузии также имеется пометка «5», смысл которой мы объясняли в связи с РПА); у «Либерально-демократического союза Армении» («ж) Грузия: Грузия – лучший друг Армении. Партия придает важность улучшению социальных условий джавахкских армян, повышению качества образования и развитию инфраструктур»); у «Марксистской партии Армении» («ж) Грузия: В отношении Грузии необходимо вести жесткую политику, особенно нужно быть бескомпромиссными в вопросе Джавахка. Надо спроектировать новую российско-иранскую сухопутную и каспийскую инфраструктуру для обхода Грузии и налаживания сообщения с Россией»), у партии «Национальное согласие» («ж) Грузия: Надо продолжать поддерживать добрососедские отношения с Грузией, не игнорируя при этом проблемы джавахкских армян»); у «Объединенной либеральной национальной партии» («ж) Грузия: Армения должна стремиться установить с Грузией отношения, близкие к союзническим, что даст возможность в наилучшей мере защитить наши национальные интересы как в региональных делах, так и в плане вопроса поддержки армян Джавахка») и т.д.
Есть также «громоподобные» партии, такие, как, например, партия «Национальная безопасность», у которой в программных тезисах по части Грузии приведены несколько вымученных строчек («ж) Грузия: Многовековая историческая общность армянского и грузинского народов является стабильной основой для тесных и добрососедских отношений между Арменией и Грузией»), что говорит как о несерьезности партии, так и о низкой степени подготовленности политических сил, пытающихся вступить на армянскую политическую арену. Подобную «5-тысячелетнюю мысль» можно встретить в программе 120-летней Социально-демократической партии «Гнчакян» («ж) Грузия: Партия придает важность сохранению добрососедских отношений с Грузией»).
Есть также некоторые партии (к примеру, «Консервативная партия»), которые поднимают вопрос региона Самцхе-Джавахк-Цалка следующим образом: «ж) Грузия: Создание проблемы Джавахка в рамках «Ай Дата» чревато для армянской государственности непредсказуемыми последствиями. Партия рассматривает это также исключительно в геополитическом аспекте». Довольно «интересное» и вместе с тем непонятное высказывание содержится в данном пункте у партии «Объединение Национальное Самоопределение»: «ж) Грузия: Необходимо достичь и сблизиться с Грузией».
Три партии, которые будут приведены ниже, стремятся выйти на армянскую политическую арену, написав следующее в пункте «ж» своих программных положений: партия «Завет национального единения» - «ж) Грузия: Увещеваниями о предоставлении Джавахку автономии нужно укреплять добрососедские отношения с Грузией»; «Армяно-арийская партия Армении» - «ж) Грузия: РА должна установить с Грузией добрососедские отношения, однако нельзя относиться к ней по-особому. Наличие сильной и единой Грузии невыгодно Армении, тем более, что если та не находится в антитурецком лагере. Необходимо, чтобы в Закавказье роль играло лишь одно государство, которое будет «обласкано» сильными мира сего, и этим государством должна быть Армения»; партия «Одна нация» - «ж) Грузия: Исходя из того, что Джавахк – территория, принадлежащая армянской нации, партия не признает территориальную целостность Грузии».
Интересно привести также занимающее 1,5 строки мнение по части Грузии и спорного региона партии, которая правила в Армении со дня обретения РА независимости и до 1998 года, а сейчас любой ценой пытается вновь захватить прежние позиции. Речь идет о партии «Армянское общенациональное движение» (АОД): «ж) Грузия: Партия считает необходимым укрепление добрососедских отношений с Грузией».
Наконец, считаем необходимым привести программное положение по части Грузии партии «Могучая Родина», основанной в 1997 году политическими деятелями, которые в большинстве своем являются уроженцами региона Самцхе-Джавахк-Цалка (партия приняла программу в 1999 году): «ж) Грузия: Необходимо всесторонне углублять армяно-грузинские добрососедские отношения во всевозможных сферах, что даст также реальную возможность для особого отношения к многочисленной общине грузинских армян». Как в случае с партией «Национальное единение», так и здесь регион Самцхе-Джавахк-Цалка уподобляется колониям, где проживают армянские общины, с той лишь разницей, что «диаспора» партии «НЕ» здесь названа «общиной». Почти десятилетие, как партия «Могучая Родина» существует на политическом поле Республики Армения, и на протяжении 10 лет с ее помощью в РА как будто бы поднимается вопрос региона Самцхе-Джавахк-Цалка, однако, как видим, партия в своих программных тезисах (пусть под пунктом о Грузии) даже для проформы не упоминает о регионе.
Завершая анализ программных тезисов партий РА относительно Грузии и в данных рамках о регионе Самцхе-Джавахк-Цалка, отметим, что в номере регионального аналитического ежемесячника «Южный Кавказ» за 7 апреля 2008 года Юсуп Бицадзе опубликовал статью о передовых политических партиях Грузии. В статье представлены программные тезисы передовых политических партий Грузии относительно решения проблем, связанных с этническими меньшинствами Грузии и интервью представителей этих партий по поводу этой же проблемы. Эта статья была помещена также на сайте www.bagin.info (см. ссылку - http://www.bagin.info/default.asp?Lang=Am&NewsID= 1494& SectionID=0&Date=06/19/2008&PagePosition=1). Автор статьи ставит вопрос: «Что, тем не менее, предложили этническим меньшинствам наши передовые партии в случае своей победы?». И сам отвечает: «Мы ознакомились с их предвыборными программами и ни в одной из них – ни в программе провластных, ни в программах оппозиционных сил - мы не нашли ничего существенно важного для этнических меньшинств, кроме заявлений о необходимости сближения различных этнических групп с грузинским обществом. Каждая из партий отметила, что этнические меньшинства должны чувствовать себя полноценными гражданами этой страны, и для этого необходима реализация конкретных проектов, однако, ничего конкретного по поводу этих проектов ни в одной программе мы так и не сумели найти».
Ничего особо нового нет и в интервью известных грузинских как провластных, так и оппозиционных политических сил: «Наша программа направлена на максимальную интеграцию всех этнических групп в грузинское общество. Грузия – многонациональная страна, и представители всех проживающих в этой стране этнических меньшинств – великое богатство этой страны. Богатство, которое надо беречь. Наша задача заключается в том, чтобы каждый проживающий в Грузии человек чувствовал себя гражданином страны, патриотом, чувствовал себя человеком, который может сделать так, чтобы наша общая страна стала передовой. Мы сделаем все, чтобы максимально интегрировать этих людей. Мы политически готовы, и эта готовность высока. Вся наша деятельность служит одной цели – убедить нацменьшинства в том, что они являются полноценными гражданами нашей страны. Мы должны научиться использовать многонациональность нашей страны, это - наше богатство», - заявил Давид Бакрадзе – человек №1 в списке партии власти «Национальное движение».
Эти же методы решения проблем этнических меньшинств предлагают и грузинские оппозиционные партии или политические силы (и «Консервативная партия», и «Объединенная оппозиция»). Просто для получения каких-то дивидендов на грузинской политической арене они постоянно обвиняют правящую партию в неспособности решить вышеуказанные проблемы. «Все те проекты, которые, безусловно, способствовали интеграции нацменьшинств в грузинское общество, приостановлены и объявлены властями недействительными», - отмечает член «Объединенной оппозиции» Каха Кукава и добавляет: «Мы считаем, что сегодня необходимо начать эту политику заново. У нас есть огромные проблемы с коммуникацией. Всем хорошо известно, какой многонациональной страной является Грузия, и эти люди не интегрированы в грузинское общество. Они не владеют государственным языком, по этой причине между государством и этническими меньшинствами зачастую возникают проблемы. К сожалению, Шеварднадзе ничего не делал в этом направлении, однако проблема заключается в том, что Саакашвили тоже ничего не делает для решения этих проблем. На наш взгляд, первое, что нужно сделать, это решить проблемы с образованием и языком, начать в регионах реализацию экономических проектов и создать систему, которой руководствовалось бы государство в своих отношениях с этническими меньшинствами. Я считаю, что знание языка – основной фактор подчинения».
В свою очередь, один из лидеров Республиканской партии Тина Хидашели высказывает те же мысли, но в более патриотичном духе: «Наша задача заключается в полной интеграции всех граждан Грузии, независимо от их религиозной и этнической принадлежности. Для преодоления отчуждения и интеграции эти люди должны иметь возможность выучить государственный язык. Необходимо пропагандировать среди них грузинскую культуру, грузинское образование. Если мы хотим жить мирно в одном государстве, значит, все мы должны быть в равной степени интегрированы в это государство, что на деле невозможно, когда ты элементарно не владеешь государственным языком. После прихода к власти одним из направлений нашей деятельности будет решение именно этой проблемы» (интервью грузинских партийных деятелей приведены из вышеуказанной статьи Юсупа Бицадзе).
Итак, благодаря заявлениям представителей грузинских политических партий вырисовывается ясная картина будущего, в котором рано или поздно окажутся этнические меньшинства Грузии. Это будущее нацменьшинствам обещают как правящие, так и оппозиционные силы. А будущее в грузинской среде – это ассимиляция. Понятия «интеграция», «европейская конвенция» - это европейский или грузинский блеф (выдумка, треп). Об этом свидетельствуют и европейские политологические словари, когда к слову «интеграция» дают значение - «сращение». Об этом свидетельствуют вышеуказанные схожие заявления грузинских провластных и оппозиционных деятелей о том, что «надо пропагандировать среди них грузинскую культуру, грузинское образование». Об этом свидетельствует, наконец, история, которая дает ясное представление об эволюционном процессе грузинского народа: грузинский народ растет и множится не естественным путем, а путем ассимиляции или, как модно теперь говорить, интеграции представителей других наций. Это - простая аксиома. И те нации, которые верят наставлениям различных грузинских и других кругов и стремятся интегрироваться в грузинскую среду, становятся лишь участниками формирования и умножения грузинской нации, и больше ничего.
Парламент Грузии ратифицировал Рамочную конвенцию Совета Европы о правах национальных меньшинств, создал Министерство по вопросам реинтеграции, Совет по вопросам национальных меньшинств, действующий при омбудсмене. Конвенция фактически не действует в Грузии, а структуры выступают с той же «пропагандой» интеграции. Парламент Грузии до сих пор даже формально не ратифицировала Хартию о языках национальных меньшинств.
Отсюда вывод: в вопросе построения своего будущего этнические меньшинства не должны связывать больших надежд также и с Грузией.
А общий вывод таков: будущее у региона Самцхе-Джавахк-Цалка есть только в случае самоорганизации, объединения в одно целое и выступления в качестве единого субъекта.
Ваэ Саркисян
mitq.org |