Analitika.at.ua. Общественные организации в Джавахке стали создаваться сразу с наступлением «перестройки» в 1989 году. С самого начала развала советской системы армянские организации Джавахка заняли довольно радикальную позицию по части предоставления автономии, а некоторые требовали присоединения к Армении - по примеру Нагорного Карабаха. Есть уверенность, что если бы не карабахская проблема, армянское население Джавахка поставило бы вопрос отделения от Грузии уже в начале процесса развала советской системы. Но многое в общественных настроениях армянского населения Джавахка определялось событиями в Нагорном Карабахе. Армяне Джавахка приняли активное участие в защите и самообороне карабахских армян и заняли довольно непримиримую позицию по отношению к Грузии, особенно, в период президентства З.Гамсахурдиа.
Общественные организации в Джавахке стали создаваться сразу с наступлением «перестройки» в 1989 году. С самого начала развала советской системы армянские организации Джавахка заняли довольно радикальную позицию по части предоставления автономии, а некоторые требовали присоединения к Армении - по примеру Нагорного Карабаха. Есть уверенность, что если бы не карабахская проблема, армянское население Джавахка поставило бы вопрос отделения от Грузии уже в начале процесса развала советской системы. Но многое в общественных настроениях армянского населения Джавахка определялось событиями в Нагорном Карабахе. Армяне Джавахка приняли активное участие в защите и самообороне карабахских армян и заняли довольно непримиримую позицию по отношению к Грузии, особенно, в период президентства З.Гамсахурдиа.
В период правления Э.Шеварднадзе были сформированы нынешние общественные организации, которые характеризовались высоким уровнем внутренней консолидации, но находились в откровенно непримиримых отношениях друг с другом. В настоящее время насчитывается до 20 общественных организаций (по другим сведениям - до 40), которые, несмотря на различия в численности и инициативных возможностях, тем не менее, в определенной мере обозначены в общественной жизни. Наиболее крупными являются – общество «Джавахк», «Единый Джавахк», включающий ряд организаций, «Вирк» - организация, претендующая на роль политической партии. Важную роль в политической жизни Джавахка и других армянонаселенных районов Грузии играет партия «Дашнакцутюн», создавшая в Грузии ряд региональных организаций, выступающих под вывеской различных общественных организаций. Все большее влияние и роль приобретает «Совет общественных организаций Самцхе-Джавахка», включающий более десятка общественных организаций. Важное значение в общественной жизни Джавахка имеет молодежная организация, возглавляемая В.Чахаляном, которой навязан ярлык радикалов и экстремистов.
Значительную негативную роль в формировании общественно-политической ситуации в Джавахке играют совершенно безответственные заявления политиков Грузии, публикации в СМИ и деятельность грузинской администрации. В целом, в Грузии наблюдается очень низкий уровень политической культуры, в принципе, как и в Армении и в Азербайджане. Но наличие в Грузии многих этнических проблем приводит это к явлениям, которые не наблюдаются в Армении. Например, в Грузии весьма остро обстоит проблема с принадлежностью историко-архитектурных памятников, их сохранения и реставрации. Армянская община и Армения постоянно выдвигает претензии в части присвоения грузинами армянских историко-архитектурных памятников. Много проблем в части сохранения армянских культурных учреждений.
В связи с этим управление общественными процессами в Джавахке связано с рядом проблем. В Джавахке имеются три общественно-политические тенденции, связанные с сохранением армянской культурно-этнической самобытности: создание обособленных политических организаций, тесно связанных с политическими партиями Армении; при предпочтении первого направления - активное участие в деятельности общегрузинских политических партий (тем самым обеспечивается интеграция с Грузией и Арменией); участие в геостратегических проектах России, связанных с перекройкой Грузии, превращение ее в сателлита.
Следует отметить, что оценить влияние тех или иных идей, тех или иных политических и общественных деятелей невозможно. Баланс сил в Джавахке в значительной мере меняется в зависимости от политических событий. Не вызывает сомнений, что данная мозаика общественных организаций в Джавахке обеспечивает развитие гражданского общества, устойчивые силы для противления дискриминационной политике Грузии, а также контакты с внешними заинтересованными сторонами. На протяжении многих лет эти организации способствовали формированию общественных настроений и ориентаций, выступали инициаторами выдвигаемых требований по отношению к властям. Грузия проводит в Джавахке серьезную работу по отслеживанию и сбору информации по деятельности организаций и их лидеров. Грузии удалось создать определенную агентурную сеть, которая реагирует на происходящие события и способна в некоторой мере влиять на общественные настроения. Грузия, с помощью своих неправительственных организаций – НПО и, частично, при содействии создаваемых по инициативе Европейских структур аналогичных организаций, пытается включить ряд НПО Джавахка в русло провластной деятельности, но это не имеет большого успеха.
В целом, в настоящее время общественные организации в Джавахке переживают определенный идейный кризис, что связанно с непониманием политической перспективы, недостатком кадров и денежных средств, отсутствием должной согласованности действий. В отличие от прежнего периода, перед ними встали более сложные задачи, требующие иной информации, иного уровня организованности. Данные задачи пока не решены, и потребуется еще немало времени для решения данных задач. Можно, также, констатировать, что большинство общественных организаций Джавахка оказались неготовыми к проведению Грузией новой политики после «революции» в Тбилиси. Данным организациям необходимо переосмысление, возможно, была бы желательна ликвидация и воссоздание некоторых из них.
Одной из наиболее крупных организаций является партия «Вирк», которая имеет ряд отделений, практически, во всех населенных пунктах Джавахка. Власти Грузии неоднократно отказывали этой партии в регистрации как несоответствующей принятым правилам, но в последнее время власти посылают сигналы о возможной регистрации «Вирк», естественно, при определенных условиях демонстрации лояльности властям. Это говорит об определенной политике, направленной на абсорбцию местных лидеров и отдельных общественно активных фигур. Нынешнее законодательство Грузии содержит весьма неопределенные положения, в частности относительно признаков «этничности» партий. В связи с данной неопределенностью власти имеют возможность отвергать стремление этнических общин и регионов участвовать в политике. Вместе с тем, партийный устав «Вирка» не содержит претензий на этничность, и, в соответствии с принятыми обязательствами по меньшинствам, власти не могут длительное время блокировать регистрацию этой партии. Как и при режиме Э.Шеварднадзе, власти Грузии стремятся обеспечить поддержку правящей партии на выборах всех уровней со стороны этнических общин. Этнические меньшинства, в качестве электората, являются существенным ресурсом властей, и этот ресурс невозможно будет использовать, если будет создана партия, защищающая интересы определенного этноса.
Общественные организации Джавахка переживают некоторую паузу и заняли выжидательную позицию в части инициатив и выдвижения новых требований. Это не говорит об общественной апатии и растерянности. На данные организации оказывается сильное давление, как из Еревана, так и из Тбилиси, и они предпочитают выждать и осмыслить ситуацию. Среди общественных организаций бытует мнение, что политические требования могут сочетаться с активной деятельностью по развитию Джавахка, что предполагает участие в различных социальных и экономических проектах, осуществляемых по инициативе как Грузии, так и Армении. Эти настроения в определенной мере опасны, так как в какой-то мере отвлекают население и общественно активных людей от политической деятельности, но, вместе с тем, в результате данных проектов создается база для развертывания новых этапов общественной и политической деятельности. Создается впечатление, что часть общественных организаций Джавахка решили принять предложения грузинского правительства о сотрудничестве, получить соответствующие ресурсы и попытаться употребить это на благо своего края, вопреки лицемерию официального Тбилиси.
Армянское население области мало интересуется общественно-политической жизнью Грузии и практически интегрировано в политические процессы Армении. Во всей Грузии армянское население предпочитает СМИ и политическую литературу Армении, относится с крайним недоверием и без какого-либо интереса к грузинским СМИ. Армянское население Джавахка прекрасно информировано и ориентируется в политических процессах в Армении, прежде всего, в отношении карабахской проблемы. Комментарии грузинских СМИ по различным политическим проблемам вызывают здесь цинизм и насмешки. Такое положение в части политических процессов Грузии не может быть признанно нормальным. Нет большого секрета в том, что в Джавахетии в минимальной мере присутствуют отдельные симпатизанты ведущих 6 политических партий Армении: «Национальное самоопределение», «Сильная родина», «Народная партия», «Республиканская партия». Единственной партией Армении, которая располагает в Самцхе-Джавахетии разветвленной организацией, является «Дашнакцутюн». В Армении несколько лет назад была создана своеобразная «джавахская» политическая партия, не играющая важной роли в политике Армении – партия «Сильная родина», которая не смогла достичь влияния, несмотря на определенное сотрудничество с Арменией. Но важным стало то, что имел место прецедент создания в Армении «джавахской» партии, так как более 200 тысяч выходцев из Джавахка должны иметь возможность выражать интересы своего национального очага в Грузии.
Ранее в Джавахке существовали филиалы грузинских политических партий: Блока «Возрождение», Социалистической партии, Лейбористской партии, Национально-демократической партии и Коммунистической партии. В настоящее время в Джавахке существуют отделения только трех грузинских партий – «Национальное единство» (правящая), партии Игоря Гиоргадзе и Коммунистической партии. Некоторые общественные организации и отдельные деятели в Джавахке стремились интегрироваться с ведущими политическими партиями Грузии, например с Лейбористской партией, с Республиканской партией, с Национально-демократической партией, с партией «Промышленность спасет Грузию». Но этого не удалось, так как грузинские партии вовсе не желали интегрировать в свои ряды армян, тем более, целые организации. Это еще более дистанцировало армян от грузинской политической жизни, продемонстрировало безрезультатность участия армян в политической жизни Грузии посредством грузинских партий, что и привело к желанию создать армянскую или региональную политическую партию в целях участия в парламентских выборах.
Таким образом, в общественно-политической сфере в Джавахке сложилась довольно сложная ситуация, когда общественные организации поняли отсутствие перспективы конфронтации и заняли позицию выжидания, а Грузия и Армения начали диалог по данным проблемам. В значительной мере в образовании данной ситуации сыграл роль вывод российской военной базы, которая являлась важным фактором в формировании ситуации в Джавахке длительное время. Происходит широкая общественная дискуссия с участием не только организаций Джавахка, но и представителей Армении. Имеются признаки наступления консолидации и определения национальных приоритетов. Возможно создание новых общественных и политических организаций. Происходит некоторая консолидация организаций Джавахка с армянскими организациями Тбилиси, Аджарии и Самцхе, других районов Грузии. Это, с одной стороны, усиливает тенденции солидарности с властями Грузии, причем, в самом невыгодном для интересов армянского населения русле, но, вместе с тем, создает более благоприятные условия для выдвижения некоторых инициатив, особенно, по проблемам языка, образования и местного самоуправления.
Армянское население Грузии после «революции» в Тбилиси стремится добиться в данный период максимальной выгоды для себя, так как считает, что сложивший период носит временный характер, и Грузию ожидают новые потрясения. Данная логика распространена среди армян Грузии, которые рассматривают грузин, исходя из многовекового опыта общения с ними. Армяне Грузии не верят в длительную стабильность грузинского государства и в скорые перемены в экономической сфере. Примечательно то, что в среде армян Тбилиси не так давно возникла идея создания культурно-образовательного центра армян Грузии не в Тбилиси – традиционном центре армянской культуры, а в Ахалкалаки, со всей возможной инфраструктурой. В Тбилиси все более зреет идея интеграции армянства Грузии - при лидерстве общественных организаций Джавахка.
В Самцхе-Джавахетии сложилась практика получения грантов местными общественными организациями от ряда европейских государств. Данные гранты являются, практически, безальтернативными легальными источниками. Условия предоставления грантов не очень сложные, и многие общественные организации рассматривают эту практику как вполне приемлемую, с точки зрения степени свободы их функционирования. Данная практика не может не привести к изменениям в общественном сознании, в традиционной системе ценностей и во внешнеполитической ориентации. Имеется мнение, что вскоре данные гранты не будут предоставляться или – не в столь значительном объеме. Это уже подтверждается, так как ряд общественных организаций не получили привычную помощь для выполнения некоторых проектов. Вместе с тем, грузинское правительство пытается взять под контроль практику предоставления грантов, что, прежде всего, касается организаций Джавахка. Имеется иное мнение, основанное на информации об имеющихся рекомендациях «Центра европейских исследований» (Брюссель) по предоставлению помощи общественному сектору в Южном Кавказе. Эти рекомендации предполагают усиление работы с общественными организациями в Самцхе-Джавахетии. Данные рекомендации сделаны под влиянием лоббистского офиса в Брюсселе, которым руководит партия «Дашнакцутюн». Вместе с тем, в создавшейся ситуации, когда, в целом, соответствующие учреждения и структуры Европейского Союза утрачивают интерес к проблемам Самцхе-Джавахетии, США могли бы упрочить свои позиции в обществе данной провинции. Было бы также интересным перебороть ту практику, когда политика России в этой провинции рассматривалась исключительно как деструктивная. Кстати, аналогичный комплекс испытывает и Армения, которую, так же, как и Россию, обвиняют в «подрывной» деятельности. Необходимо максимально использовать то «поле» определенных правил и порядка, которое формируют здесь американцы и европейцы.
Было бы целесообразным открыть в Самцхе-Джавахетии американское консульство, а также офисы двух–трех крупных американских общественных организаций и институтов. Крупные компании США, принадлежащие этническим армянам, чьи руководители сотрудничают с правительством по ряду вопросов, могли бы помочь местным властям и предпринимателям организовать производство, например, по добыче и обработке природного камня, эксплуатации небольших фабрик, относящихся к легкой промышленности, а также крупного молочного предприятия в Ахалкалаки и Ниноцминде. Две трикотажные и швейные фабрики, расположенные в районных центрах, могли бы во многом решить проблемы трудоустройства в регионе. Молочный завод имеет важное отраслеобразующее значение, так как охватывает значительное производства молока в более чем 100 селах Джавахка.
Игорь Мурадян, Иравунк Де-Факты
voskanapat.info |