Вторник, 16.08.2022, 11:56
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 4 » Новая политика в международном экономическом сотрудничестве
Новая политика в международном экономическом сотрудничестве
00:19

Analitika.at.ua. В Армении, в курортном городе Цахкадзор прошел шестой международный экономический форум "Мост-2009". На форуме выступил премьер-министр Армении Тигран Саркисян. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы его доклада.

 

Глобализация сменяется глокализацией

 

То, что происходит в мире, не связано с известной концепцией цикличного развития, предполагающей, что спираль развития всегда возвращается назад, но на более высоком уровне. В данном случае общество имеет дело не с феноменом цикличного развития, а с формированием нового мира. Этот методологический подход означает, что закономерности, которые были присущи предыдущему этапу развития общества и государства, больше не будут проявляться в новом мире. Старые закономерности не только не работают, но и государства, которые разрабатывают собственные концепции выхода из сложившейся ситуации, применяют нестандартные, нетрадиционные методы и меры по регулированию экономики. А это приводит к всеобщему развалу. Происходит глобальная деструкция экономического сотрудничества в условиях кризиса, в результате чего меняются условия конкуренции, поскольку национальные интересы превалируют над рыночной логикой. Государства применяют такие методы, которые раньше считались нерыночными, неприемлемыми. Государства пытаются защитить свои интересы, границы перестают быть прозрачными, придумываются новые схемы защиты отечественных производителей, новые каналы пересечения границ как для людей, так и для товаров, и эти каналы очень часто бывают непонятными. В итоге набирает обороты протекционизм. Государства вынужденно становятся крупнейшими экономическими игроками, собственниками крупнейших ТНК по той причине, что оказывают им финансовую помощь. Зачастую получается так, что государственные вложения превышают собственный капитал этих компаний, и происходит национализация крупных игроков на мировом рынке.

Таким образом, процесс глобализации в мире завершился, и начался процесс глокализации. Под глокализацией мы понимаем формирование новых связей на региональных уровнях, создание новых региональных политических и экономических объединений, которые учитывают новые политические реалии. Государства будут управлять, и влиять на мировые экономические процессы, в результате чего экономика политизируется. Сегодня никто не имеет смелости дать оценку новому миру, тому, каким он будет. Те процессы, которые сегодня происходят, иногда называют кризисом. На самом деле мировой кризис является не причиной происходящего в мире, а его результатом, а происходящее сегодня в мире скорее можно охарактеризовать как хаос.

 

Внешние минусы кризиса

 

Основным внешним минусом для Армении является то, что мы импортируем кризис. В эпоху глобализации мир стал очень маленьким, и мы не можем не испытывать на себе те воздействия мировых процессов, которые сегодня происходят. Среди других внешних минусов - резкое падение мировых цен на природные ресурсы, сокращение экспорта в сырьевых отраслях. Эту проблему мы почувствовали в прошлом году, когда горнорудная промышленность начала нести убытки. Кроме того, спад спроса в странах-партнерах Армении создает объективные трудности для реализации традиционных экспортных товаров. Следует отметить также сокращение частных инвестиций в экономику Армении по причине складывающихся негативных ожиданий. Из-за импорта кризиса и кризисных ожиданий наши основные инвесторы также меняют свое поведение и откладывают свои инвестиционные проекты.

Возникла также проблема задержек по международным платежам, которую почувствовали армянские экспортеры. Они начали жаловаться на то, что запаздывают платежи по услугам и по реализации товаров, которые они экспортировали, и эти задержки сегодня составляют порядка трех месяцев, что, конечно же, наносит удар по нашей экономике. Внешним минусом является также ужесточение правил импорта в странах-партнерах, где сегодня более детально изучаются качество товаров и существующие стандарты. Сегодня понятно, что этот инструмент используется для защиты отечественных производителей.

 

Внешние плюсы кризиса

 

Первым внешним плюсом в условиях кризиса для Армении является сокращение внешнего инфляционного давления. В прошлом году у нас была зафиксирована инфляция порядка 5% на конец периода, и около 70% инфляции мы получили в результате импорта, поскольку цены на международных рынках в начале прошлого года повысились, прежде всего на топливо и сельскохозяйственную продукцию, и мы импортировали высокие темпы инфляции".

В январе 2009 года в Армении была зафиксирована инфляция в 1,2%, что в два раза ниже инфляционного давления, которое фиксировалось в стране в течение последних десяти лет. Такой низкой инфляции в январе у нас никогда не было, а в феврале в стране ожидается дефляция, если судить по предоставляемой официальной статистикой информации. Это дает определенный резерв и потенциал макроэкономике республики. Для нас приоритетным в этих условиях является обеспечение сбалансированности нашей экономики и макроэкономической стабильности, что и объясняет поведение Центрального банка на валютных рынках.

Один из внешних плюсов для Армении заключается в том, что мы зафиксировали приток квалифицированной рабочей силы и представителей среднего бизнеса, которые добились успехов в наших странах-партнерах. Мировой кризис заставляет этих людей задуматься о "зеркальном" бизнесе - процессе, когда тот бизнес, в котором они добились успеха, возможно организовать на родине. Мы пытаемся выявить те сравнительные преимущества, которые есть у нас на сегодняшний день и которыми Армения может быть привлекательна для инвестиций и перевода бизнеса в республику. В целом, кризис - это время, когда люди должны вспомнить о своей родине и вернуться.

Кроме того, в условиях кризиса расширяются возможности привлечения институциональных инвесторов, в том числе ВБ, МВФ, ЕБРР, Азиатского банка развития. Эти банки также разрабатывают программы о том, как им себя вести в условиях кризиса и на что им необходимо акцентировать внимание, что позволит нам смягчить негативные последствия мирового кризиса.

В качестве другого плюса для страны следует назвать падение цен на инновационное оборудование и технологии. С учетом того, что в Армении есть серьезный экспортный потенциал, особенно в сельском хозяйстве и в сфере переработки, это уникальная возможность для нас привезти в страну новое оборудование и повысить эффективность наших предприятий по переработке продукции сельского хозяйства.

 

Внутренние минусы кризиса

 

Сокращение экспорта практически во всех отраслях Армении, прежде всего, в горнорудной промышленности из-за резкого падения цен на мировых рынках, а также из-за тех мероприятий, которые предпринимают страны-партнеры - один из главных внутренних минусов в условиях мирового финансового кризиса. В результате этого складывается определенный потенциал для роста безработицы в стране, происходит замораживание частного строительства, ухудшается социальное положение граждан, поскольку не секрет, что особенностью нашей экономической системы являлось то, что объем частных трансфертов имел большой удельный вес, и по нашим оценкам, темпы роста частных трансфертов будут сокращаться. На этом фоне происходит ухудшение криминальной среды, повышаются коррупционные риски, что предполагает соответствующую политику государства.

 

Внутренние плюсы кризиса

 

Банковская система Армении сохраняет стабильность и выдержит первую волну мирового финансового кризиса. Мы можем сегодня еще раз зафиксировать, что у наших банков нет проблем с капитализацией и ликвидностью. Все банки Армении завершили 2008 год с хорошим уровнем доходности. Это означает, что в этом году мы будем использовать это сравнительное преимущество и будем предоставлять дополнительные финансовые ресурсы банковской системе, которую будем использовать как инструмент для преодоления негативных последствий мирового кризиса. В качестве другого внутреннего плюса для Армении следует отметить сохранение макроэкономической стабильности в течение всего прошлого года, что показывает сравнительные преимущества макроэкономической политики, проводимой в последние десять лет. Третьим плюсом является низкий уровень государственного долга, который составляет 17% от ВВП. Это означает, что у нас есть запас прочности для привлечения внешних ресурсов, чем мы и должны воспользоваться, и эти ресурсы также будут направлены на поддержание экономического роста.

Кроме того, растет доверие к государству в условиях кризиса и появляются широкие возможности для исправления старых ошибок. Наши усилия нацелены на то, чтобы те временные трудности, с которыми мы столкнемся, дали нам возможность исправить ошибки прошлых лет, выявить наши сильные стороны и приложить усилия для того, чтобы наш бизнес и общество смогли извлечь выгоду из кризиса.

 

Три пространства политики

 

Сегодня есть три пространства для осуществления проактивной политики государства - это государственная политика в рыночном пространстве, государственная политика в межгосударственном пространстве, государственная политика в Армянском мире. Все эти пространства частично перекрываются.

 

Госполитика в отношении рынка

 

Приоритетом для Армении является финансирование проектов, направленных на развитие импортозамещающих отраслей и поддержку экспортных предприятий. Это объясняется тем, что у нас серьезные проблемы с платежным балансом прежде всего из-за того, что мы ожидаем сокращения частных трансфертов. Для этого используются такие инструменты, как предоставление государственных гарантий частным предприятиям, которые имеют сегодня проблемы, прямые госкредиты предприятиям, прямое участие государства в капитале предприятий, а также инструмент субсидирования. Мы пошли на эти неслыханные доселе шаги. Несколько лет назад многие считали невозможным то, что армянское государство может пойти на такие нерыночные шаги.

Кроме того, было принято нелегкое решение об отсрочке НДС на ввоз оборудования и технологий. Цена этого решения - недополученные средства для бюджета на сумму порядка 5-6 млрд. драмов. Но мы тем самым даем шанс для наших предпринимателей в течение трех лет осуществить перевооружение своих предприятий, повысить производительность, что будет иметь существенное значение через несколько лет. Одновременно повышены таможенные тарифы на некоторые виды товаров, которые производятся внутри страны. При этом мы попытались оставаться в рамках тех соглашений, которые достигнуты нами с ВТО.

Однако государственным содействием, которое предоставляет правительство Армении отечественным предпринимателям, могут воспользоваться те из них, чьи бизнес-заявки соответствуют конкретным критериям. Мы уже в течение пяти месяцев публично обращаемся к обществу с предложением представлять в Оперативный штаб программы содействия частному сектору Армении, однако сегодня 90% представленных заявок отклонено. Часть из них отправлена на доработку, а часть попросту отклонена, поскольку не удовлетворяет заявленным нами критериям. Некоторые люди когда слышат, что государство оказывает поддержку, спешат просто урвать деньги у государства. Поэтому удовлетворяются те заявки, которые имеют грамотно составленные бизнес-программы и грамотный менеджмент, которые на опыте доказали, что в состоянии реализовать представленные программы. Госсодействие могут получить такие проекты, которые создают новые рабочие места, имеют экспортный потенциал или способствуют импортозамещению, однако удовлетворяющих этим критериям программ в стране не так уж и много.

При этом важным принципом деятельности Оперативного штаба является публичность. Вы сами можете на правительственном сайте ознакомиться с теми программами, которые получили одобрение, а в дальнейшем общество будет осуществлять контроль за тем, чтобы эти средства служили своим целям.

Кроме того, Армянскому агентству развития и министерствам страны дано поручение о представлении на утверждение правительству программы создания специализированных государственных экспортных предприятий. Целью этих предприятий является оптимизация и консолидация экспортного потенциала, стандартизация и сертификация продукции мелких предпринимателей, а также сокращение экспортных транзакционных издержек. Это давно обсуждаемая и ожидаемая программа. Ведь специфика Армении заключается в том, что сельскохозяйственные угодья в стране раздробленные, и есть огромное количество мелких предприятий, которые производят продукцию достаточно хорошего качества, однако из-за того, что они маленькие, они не могут самостоятельно выйти на внешние рынки, и как показывает опыт последних десяти лет, наши частные предприниматели не имеют потенциала для реализации таких проектов.

Например, сегодня в стране действуют 500 малых и средних предприятий, занимающихся производством сыра, объемы которых ежегодно увеличиваются на 30-40%. Сегодня они достигли того, что в состоянии полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке, но они могут в 2009-2011 гг. продолжить расти в случае, если мы обеспечим для них рынки. Без государственной поддержки нам эту проблему не решить.

 

Госполитика в отношении государств-партнеров

 

Армения сотрудничает с государствами-партнерами и в части привлечения долгосрочных кредитов на реализацию антикризисных мер. Средства в размере 500 миллионов долларов, которые Армения получит от своего стратегического партнера - России, будут направлены на стимулирование экономического роста. А программы ВБ на сумму в 525 млн. долларов будут нацелены, в частности, на формирование инфраструктур и реформы в системе образования. Эффективно развивается сотрудничество с Азиатским банком развития, существенным направлением которого является дорожное строительство, в том числе автомагистраль Север-Юг. ЕБРР также будет уделять существенное внимание кредитованию малого и среднего бизнеса, участию в капитале.

Реализация крупных региональных инвестиционных проектов, в том числе строительство новой атомной станции в Армении, станет стабилизатором в регионе. Строительство атомной станции имеет не только экономическое, но и политическое содержание. Есть заинтересованность участия в этом проекте наших стратегических партнеров и соседей. Армения заинтересована в том, чтобы в этом проекте участвовали Россия и Турция. Мы открыты для диалога. Реализация этого проекта уже начата.

Присоединение Армении к системе GSP+ дает нам уникальную возможность экспортировать в европейское сообщество наши товары, что, на наш взгляд, будет иметь позитивное воздействие на те программы, которые мы сегодня реализуем.

 

Госполитика в отношении армянского мира

 

Армянский мир - это существующая реальность, и Армения не может разрабатывать проекты и программы макроэкономического развития страны без учета этого объективного обстоятельства. В течение последних десяти лет мы выдвигали на обсуждение тезис о том, что армянский мир - это живой организм, и мы не в состоянии, как государство, разрабатывать и реализовывать проекты и программы, не учитывая объективного обстоятельства того, что на самом деле мы в большей степени живем в армянском мире, нежели в рамках армянской государственности. Удельный вес армян, которые живут в армянском мире, в два раза больше количества армян, проживающих в Армении. Центром экономических, политических и национальных интересов диаспоры является Армения, поэтому она принимает свои экономические решения с учетом того обстоятельства, что есть родина, с которой она связывает свое будущее. Этот фактор имеет существенное влияние на все процессы, которые происходят в Армении, и прежде всего - финансовые. Об этом говорит то, что мы в прошлом году получили только в виде частных трансфертов сумму порядка 1,5 млрд. долларов США. А когда в России в 1998 году случился дефолт, финансовые потоки шли не из России в Армению, а из Армении в Россию, потому что родственники начали помогать тем, кто проживает в России, и именно в этот год в несколько раз увеличились финансовые потоки из США в Армению, и баланс был восстановлен.

Поэтому перед Арменией стоит задача создания таких институтов, которые будут объединять потенциал армянского мира. Очевидно, что это не стандартные структуры и методы управления. Мы создали Совет национальной конкурентоспособности во главе с премьер-министром, в состав которого входят несколько министров, а также представители частного сектора, диаспоры, люди, которые добились успеха и которые сегодня согласны с нашей концепцией построения армянского мира. Другая структура - Фонд национальной конкурентоспособности, цель которого - формирование проектного поля в Армянском мире. Кроме того, создается также Всеармянский банк, вся логика которого выстроена в масштабах Армянского мира. Государственные инвестиции в капитал Всеармянского банка составят 20 млрд. драмов. Эти средства учтены при составлении бюджета на этот год. Всеармянский банк может привлечь также финансовые средства из разных источников, в том числе из частного сектора. Банк начнет действовать уже в этом году. Соответствующий закон уже принят, и Центробанк уже подготавливает процедуры, в том числе по предоставлению лицензии.

 

Что правительство может предложить армянскому миру? Это:

* надежные банки для хранения сбережений, что сегодня немаловажно;

* поддержка в создании "зеркальных" предприятий;

* государственные гарантии для экспортоориентированных программ или проектов, предусматривающих создание рабочих мест, предоставление земли и производственных мощностей в долгосрочную аренду;

* преодоление препятствий для бизнеса на уровне Оперативного штаба при правительстве;

* право на участие в государственных инфраструктурных проектах.

 

Успешные истории

 

Все государственные проекты в Армении должны быть транспарентными, открытыми, и общество должно иметь возможность надзирать над государством. Мы уже имеем определенные плоды и представляем обществу те удачные, успешные истории, которые есть. Такие примеры показывают, по каким принципам мы принимаем решения. В числе успешных проектов премьер отметил компанию "Сорсио", которая специализируется на создании программных продуктов, реализуемых на рынках США и Европы. Эта маленькая компания за последние годы показала, на что она способна, осуществила определенный прорыв, собрала молодую команду талантливых ребят, и наша поддержка позволит компании выйти на уровень экспорта порядка 60 млн. долларов за три с половиной года.

Одной из успешных компаний является также компания "Тамара Фрут", которая производит органические сельскохозяйственные продукты и имеет свой внешний рынок. Востребованность товаров этой компании очень высока даже несмотря на мировой кризис, потому что органические продукты даже в условиях кризиса пользуются большим спросом, и, по-видимому, спрос будет увеличиваться. Другая успешная программа - предоставление компании "Мега-Арарат" кредита на создание дополнительных рабочих мест и закуп нового оборудования. Рабочие места будут созданы не только на предприятии компании, но и в сельскохозяйственных районах, отдаленных деревнях, где люди будут по контрактам собирать травы для компании "Мега Арарат". 90% продукции компании будет экспортироваться в Россию, а в перспективе, после получения сертификата, и в Европу.

Следует отметить также успешный туристический проект возрождения Татевского монастыря, разработанный в рамках Национального совета по конкурентоспособности и предполагающий инвестиции порядка 20 млн. долларов. Будет построен самый длинный фуникулер, и уникальный Татевский монастырь в результате привлечет огромное количество туристов.

Все эти проекты были построены по принципу "мы не говорим слов, если не в состоянии реализовать проект". На суд общества мы выводим только те проекты, которые мы в состоянии реализовать, и показать результат. Наш девиз - от глобального мышления к локальному действию.

 

Express.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 666
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru