Analitika.at.ua. Профессор университета «Иненю» (Малатия) Салим Джохче выдвинул гипотезу об «арабизированных армянах», и тем самым дополнил председателя Турецкого исторического общества Юсуфа Галачоглу. В августе 2007 года, приняв участие в научной конференции в Кайсерии, Галачоглу сделал наделавшее шуму заявление: «В Анатолии обосновались принявшие мусульманство люди, которые считали себя турками. Следовательно, считать их мозаикой означает неосознанно стать причиной появления разнородных группировок. В этом вопросе должны быть особенно бдительными политические деятели.
В результате исследований мы выяснили, что считающиеся курдами граждане имеют туркменское, а курды алави - армянское происхождение.
Многочисленные члены организаций, таких как TIKKO, РКК, являющихся военным крылом марксистско-ленинской компартии Турции, стремящихся к разобщению страны, - это ставшие курдами армянские «денме» (отступник, сменивший веру). Движение, развернутое TIKKO и РКК, вовсе не курдское движение, как нам это кажется».
Это заявление встретило бурное противодействие со стороны алави и курдов, а также некоторых представителей турецкой интеллигенции, и это привело к тому, что Галачоглу начал оправдываться: «Я не говорил, что все турки имеют туркменское происхождение, а курды алави - армянское. Это касается около 30 процентов курдов. Что касается армян, то ради спасения от депортации число принявших мусульманство в 1920-ые годы составило около 100 тысяч человек. В 1936-37 гг. государство, проведя проверку, выявило всех. Списки в моих руках. Я их опубликую, если государственные власти пожелают этого».
В интервью, данном журналу «Аксион» после убийства нашего соотечественника Гранта Динка, сказанное Галачоглу подтвердил профессор кафедры истории университета «Иненю»: «Численность армян, скрывающих свою национальную принадлежность в Турции, достигает 80-100 тысяч. Они скрылись у курдов и алави».
«Азг» в августе 2007 года откликнулся на заявления Галачоглу. Очевидно, что он, приписав курдам алави армянское происхождение, пытался отделить курдов и заза от РКК и ТIKKO, прервать их связь, компрометировать движение, возглавляемое этими организациями, говоря, будто движение это развернули армянские «денме», одновременно пытаясь предотвратить возрождение национального самосознания путем устрашения принявших мусульманство армян, чтобы они не вернулись к корням предков.
Как отметил 25 февраля сайт «Тракия хабер», на днях Джохче выдвинул гипотезу об арабизированных армянах. Он отметил: «То, что сказал Галачоглу, верно и не содержит в себе тайну. Просто никто не говорил об этом. Мы на протяжении многих лет изучали крипто-армян (скрытых армян) и много раз поднимали этот вопрос. Не мы это сочинили. О них есть множество свидетельств в записях представителей США, которые были современниками событий того времени. В Эрзруме курды дали убежище 500 000 армян. В Тунджели (Дерсим) 50000 армян схоронились у алави. Это - курды-алави (имеется в виду народность заза). То же самое произошло в Варто, в Хнусе и др. В 1841-1863 гг. американские миссионеры провели исследования. Они касались вопросов этнической и религиозной принадлежности. В исследованиях уточнено кто есть кто. Американцы для облегчения проведения исследований потребовали, чтобы университет «Ататюрк» открылся в Ване. Однако благодаря усилиям Демократической партии (1950-60 гг.) университет был открыт в Эрзруме».
Затем Джохче сказал, что армяне не только стали курдами или курдами алави. Тысячи армян стали арабами. Тысячи армян арабизировались. Проживавшие в Сгерде (Сиирт), Хатае (Александреттский санджак), Урфе, Мардине арабизировались, тем самым скрыв свое происхождение. В настоящее время они говорят по-арабски и представляются на улицах как арабы. Депортации подверглись армяне - представители григорианского вероисповедания, на армянах-католиках и протестантах это отразилось в незначительной степени».
В конце профессор Салим Джохче сделал новое открытие. Мол, есть армяне, ставшие ассирийцами. Если причиной отуречивания, арабизации, и т.д., то есть принятия мусульманства армянами было их спасение от уничтожения, хотя это не спасло их даже от депортации, то в 1915 году подверглись уничтожению также ассирийцы. Так как судьба была неизбежной, то, какое должно было иметь значение для армян быть убитыми в качестве ассирийцев, или - армян.
Геноцид ассирийцев в Турции постепенно получает международное звучание. Исходя из этого, можно предположить, что Джохче, обнаружив среди ассирийцев армян, стремится исказить геноцид ассирийцев, «растворив» это в «депортации армян». Что касается арабизации армян, то и в этом случае, по всей вероятности, играет роль рост самосознания арабов в Турции и их постепенное объединение в самостоятельную этническую группу. Кстати, в виде общины в Турции организуются и лезгины, черкесы, чеченцы и множество других групп. То есть, создаются предпосылки для раскола полиэтнической мозаики Турции. А это в долгосрочной перспективе может стать угрозой для так называемого единства турецкой нации и целостности турецкого государства.
Акоп Чакрян
azg.am |