Analitika.at.ua. Активность вокруг будущего независимого, но пока Иракского Курдистана не снижается. Визит министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, как и следовало ожидать, еще более стимулировал процесс “ползучей легитимизации” автономного образования.
По словам главы немецкого МИД, он “был удивлен развитием, осуществленным в Курдистане, и почувствовал большую разницу между Курдистаном и остальными частями Ирака”. По его мнению, безопасность, установленная курдами в этом регионе, позитивно повлияла и на окружающие районы страны. Напомним, что в ходе своей поездки в Курдистан Ф.-В.Штайнмайер встретился с руководством региона и открыл германское консульство в Эрбиле. Согласимся, что Берлин вряд ли стал бы расточать аналогичные комплименты властям НКР или Абхазии, которые сделали несравненно больше для укрепления безопасности в своих регионах. Потому что с Ираком у Запада связаны другие планы.
В тот же день президенту Курдистана Масуду Барзани позвонила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Много ли примеров в мировой истории, когда ведущие политики великих держав лично беседуют с руководителями отдельных регионов какой-либо страны? Трудно представить, что г-жа Клинтон позволит себе иметь дружественную беседу с не менее автономной, чем Иракский Курдистан, очень своеобразной и совершенно не испанской по языку и культуре баскской провинцией Испании (Эускади)? А ведь баски борются за независимость уже в течение трех веков, но никого это не волнует...
Сразу после беседы с американским госсекретарем Барзани срочно направился в Рим, где в Ватикане его принял лично Папа Римский Бенедикт XVI. Это очень важный признак, мнение Ватикана в решении вопросов мировой политики крайне существенно. Вот пример: только сейчас выясняется, что, прежде чем Америкой и ЕС был подготовлен акт сецессии сербского края Косово и Метохия, практически все албанские лидеры, начиная с Фатмира Сейдию и Хашима Тачи, побывали в Ватикане и были приняты Бенедиктом XVI. Злые языки поговаривают, что понтифик пообещал албанцам способствовать признанию их независимости в обмен на постепенную католицизацию косовских албанцев-мусульман. Это скорее всего не так, но факт остается фактом — албанцы прошли важнейший “экзамен” в Ватикане. А теперь вот настала очередь курдов. Мустафа Барзани пригласил понтифика в Курдистан. Любопытно, что в этой встрече участвовал видный представитель христианской общины Курдистана, бывший министр финансов автономии, наш соотечественник Саркис Агаджан.
Итак, процесс “вестернизации” Курдистана набирает обороты. Не случайно в Ватикан решили взять видного христианина-католика — показывают “товар лицом”, демонстрируют толерантность курдского руководства к конфессиональным и национальным меньшинствам, прекрасно понимая, как это важно для Запада. В принципе, это достойно похвалы.
Но при всем том реальная борьба за будущую независимость Курдистана еще впереди. Об этом, кстати, прекрасно осведомлены в самом Ираке. Суннитские арабские политики страны бьют в набат, пытаясь добиться, чтобы Запад начал прислушиваться к ним и очнулся от очередной эйфории, вызванной легендарными успехами курдов в сфере региональной безопасности. “Если американцы уйдут из Ирака, его захватит Иран”, — заявил глава суннитского “Фронта согласия” Аднан Длейми. Он назвал “опасным” заявление президента США Барака Обамы о скором выводе американских войск из Ирака: это, по его словам, создаст вакуум силы, который быстро заполнит Иран. Суннитский лидер попросил, чтобы Обама выводил войска без спешки.
С другой стороны, турецкие собратья иракских курдов уже и не скрывают, насколько они заинтересованы в скорейшем провозглашении независимого курдского очага в Передней Азии. Не случайно сразу после контактов М.Барзани с представителями Запада в парламенте Турции депутат от курдонаселенного Диярбекира (бывший Тигранакерт) от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Абдурахман Курт заявил, что необходимо вынудить турецкое государство признать идентичность и культуру курдов. “Мы требуем справедливости и равных прав с турками”. Он напомнил, что и глава партии Реджеп Эрдоган признал, что так называемая “проблема юго-востока” — это курдская национальная проблема.
Все сказанное позволяет предположить, что провозглашение курдской независимости в Ираке — неизбежность и вопрос тут лишь во времени. Для легитимизации Косово понадобилось 9 лет фактической оккупации части сербской территории. Вряд ли процесс международно-правовой легитимизации Курдистана продлится дольше.
Сергей ШАКАРЯНЦ
НВ |