Вторник, 16.08.2022, 13:07
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 7 » Карабахский конфликт: условия, которые не выполняются
Карабахский конфликт: условия, которые не выполняются
00:07

Analitika.at.ua. В ходе визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ 28 февраля -1 марта в НКР сопредседатель от России Юрий Мерзляков справедливо акцентировал внимание на вопросе создания условий для урегулирования конфликта. В этой связи, на мой взгляд, важно учесть, что для скорейшего прорыва в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта необходимо устранить существующие серьезные препятствия.

 

Во-первых, важнейшим препятствием является то, что Нагорно-Карабахская Республика фактически отстранена от переговорного процесса, хотя юридически она является ее участником согласно официальным документам ОБСЕ и других международных структур о трех сторонах конфликта Нагорный Карабах – Азербайджан - Армения. Правильные заявления мировых политиков о том, что НКР должна вернуться в переговорный процесс наталкиваются на деструктивное противодействие Азербайджана и до сих пор не воплощены в жизнь. Воинствующий отказ Азербайджана от любых переговоров с НКР принимает все более иррациональные формы и свидетельствует о слабости переговорной позиции Азербайджана.

 

Во-вторых, для успеха переговоров в этнополитических конфликтах необходимо взаимное признание участников конфликтов. Статус участников переговоров должен быть высоким и признанным, только тогда возможен положительный результат в переговорах. Без окончательного признания мировым сообществом НКР и ее участия в процессе переговоров проблему решить невозможно. Как говорил Конфуций: если не будет правильных названий, то не будет и правильных дел.

 

В-третьих, соглашение, не учитывающее причины азербайджано-карабахского конфликта, может оказаться недолговечным. Не устранив причины, невозможно устранять последствия. Азербайджан отказывается решать основной вопрос и основную причину конфликта – обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией чего является признание независимости НКР. Баку также отказывается не только решать, но даже обсуждать проблемы оккупированных Азербайджаном земель НКР, Северного Нагорного Карабаха, Армении и армянских беженцев. Позиция властей Азербайджана, если её вообще можно квалифицировать как позицию, состоит исключительно из ничем не обоснованных территориальных претензий к НКР и сводится к требованию передачи Баку на первом этапе реинтегрированных исторических районов Нагорного Карабаха для создания удобных плацдармов для военного захвата всего Нагорного Карабаха на втором этапе.

 

Таким образом, начальной стадией переговоров должно быть признание НКР мировым сообществом и взаимное признание НКР и Азербайджана, после чего будет намного проще и быстрее решить последствия конфликта, проблемы территорий и беженцев на взаимной основе.

 

В-четвертых, не способствует урегулированию также и попытки обсуждать статус НКР, попытки узурпировать этот вопрос. Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению кем-либо, кроме самого народа Нагорного Карабаха, а согласно нормам международного права должен быть незамедлительно признан. К примеру, франко-алжирские переговоры в Эвиане, завершились соглашением не о статусе Алжира, а о признании его государственной независимости и об установлении отношений между ним и бывшей метрополией на новой межгосударственной основе.

В-пятых, необходимо исключить факторы, препятствующие урегулированию и способствующие возникновению постконфликта: отсутствие равноправия и взаимного признания сторон конфликта; неполный перечень основных положений урегулирования; отход сторонами от основных положений; непонимание идеи примирения и урегулирования без поражения; отсутствие процесса преодоления конфликта, то есть изменения менталитета от воинственного к миролюбивому.

 

В-шестых, антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Принцип нерушимости государственных границ вступает в силу в случае их нарушения со стороны другого государства. Но в случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между НКР и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей Азербайджанской ССР.

 

В-седьмых, отказ Азербайджана признать концепцию мирного сосуществования двух суверенных государств НКР и Азербайджана самым серьезным образом тормозит урегулирование. Азербайджан до сих пор не отказался от возможности нового насилия, и, прежде всего, от вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и права его народа свободно избирать формы своего национального существования.

 

В-восьмых, постоянные попытки азербайджанских властей подвергнуть ревизии подписанные ими же документы, откровенные призывы к войне, раскручиваемая гонка вооружений, нарушения ограничений ДОВСЕ накаляют ситуацию, что неизбежно приводит к провокациям на границе и таким ситуациям, которые, могут выйти из-под контроля тех, кто ответствен за создание такой обстановки.

 

Политический процесс и механизм принятия внешнеполитических решений в демократических странах характеризуются структурно-институциональными ограничениями, такими, как разделение властей, система конституционных сдержек и противовесов, необходимость получить поддержку политических решений со стороны ответственного гражданского общества в ходе их публичного обсуждения. Все это существенно ограничивает принятие радикальных решений, особенно в вопросе о войне. Отсутствие всего вышеизложенного в Азербайджане усиливает угрозу агрессии, внезапного нападения на НКР. Режим, не имеющий структурно-институциональных ограничителей произвола и развитой политической культуры, не приемлющий разумных компромиссов, способен на принятие волюнтаристских решений по развязыванию новой войны.

 

Для де-эскалации конфликта необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против НКР, включающего международные гарантии.

 

В-девятых, помехой на пути к урегулированию является попытка ряда аналитиков рассматривать конфликт с энергоресурсной точки зрения, хотя его необходимо анализировать с ценностных позиций. Попытки подчинить демократический Нагорный Карабах тоталитарному Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке.

В-десятых, препятствием к урегулированию является распространяемый Азербайджаном миф о том, что Армения, находящаяся в блокаде, настолько слаба, что будет вынуждена пойти на односторонние уступки. Параллельно этому раздуваются нефтяные и газовые возможности Азербайджана, на основе которых ведется торг с Западом и Россией. Необходимо подчеркнуть, что нефтяные запасы в Азербайджане минимальны. За последние 25 лет добыча нефти в Азербайджане упала почти в три раза, а доля Азербайджана в мировой добыче нефти составляет лишь 0,3 процента. Извлекаемые запасы нефти в Азербайджане составляют 1 млрд. тонн, что составляет лишь незначительную долю от мировых извлекаемых запасов в 142 млрд. тонн. Отсутствие у Азербайджана газа для проекта «Набукко» также уже стало очевидным для всех.

 

Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР

defacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 666
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru