Пятница, 26.04.2024, 06:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 8 » Север-Юг через Азербайджан это шанс для Баку окончательно изолировать Ереван
Север-Юг через Азербайджан это шанс для Баку окончательно изолировать Ереван
00:04

Analitika.at.ua. На этой неделе должно было состояться трехстороннее совещание экспертов по проекту строительства железной дороги Казвин — Решт — Астара, призванной объединить железнодорожные сети Ирана и России через территорию Азербайджана. Встреча так и не состоялась. Совещание отложено на неопределенный срок. Большой вопрос — состоится ли оно до конца весны. Российские политологи замечают, что над проектом сгустились тучи и нет гарантий, что он вообще будет реализован. Замедление процесса подготовки к строительству магистрали Казвин — Решт — Астара может положительно сказаться на перспективах прокладки железной дороги Иран — Армения. Ведь не секрет, что эти два проекта в каких-то вопросах являются конкурентами.

 

Специалисты изначально с трудом верили в то, что возможна реализацияла через Армению, а не Азербайджан. При наличии дороги Казвин — Решт — Астара проект Иран — Армения станет исключительно политическим, лишенным какого бы то ни было коммерческого обоснования. Так что очевидно, что Казвин — Решт — Астара не может не восприниматься как конкурент проекту Иран — Армения.

Казвин — Решт — Астара — один из трех основных вариантов создания транспортного коридора Север — Юг. Он предполагает прокладку 170 километров рельсов по юго-западному побережью Каспийского моря, что позволит замкнуть железнодорожную цепочку на границе Ирана и Азербайджана. Ясно, что проект не только будет сулить коммерческую выгоду, но и обретет большую геополитическую значимость. Добившись прокладки коридора Север — Юг через свою территорию, Азербайджан рассчитывает завладеть механизмами дополнительного давления на Армению, которая потеряет последний шанс стать транзитной страной. Согласно предварительной оценке, для реализации проекта Казвин — Решт — Астара потребуется как минимум 800 миллионов долларов. Однако эксперты полагают, что вместе со всей инфраструктурой магистраль обойдется как минимум в миллиард. И это при том что нет непреодолимых препятствий, мешающих задействованию ныне имеющегося железнодорожного коридора, который проходит через территорию Армении.

Дорога, связывающая Россию с Ираном через Армению, была построена еще в середине прошлого века. Она пролегает через Нахичеван и соединяется с иранской железнодорожной сетью в Джульфе. Армения не раз предлагала не увязывать вопрос функционирования коммуникаций с урегулированием карабахского конфликта. Со своей стороны Ереван подтверждал свою готовность обеспечить бесперебойное железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Нахичеваном через Мегри. Этот сценарий отработан как второй из возможных вариантов создания транспортного коридора Север — Юг. Заметим, что расконсервирование бездействующего участка и восстановление глобального транспортного коридора никоим образом не ущемляет интересы Азербайджана, так как он в любом случае остается звеном цепочки. То есть очевидно, что официальный Баку искусственно препятствует восстановлению имеющихся коммуникаций с одной-единственной целью — добиться исключения Армении из транспортной оси и ужесточения ее изоляции.

Третий вариант создания коридора Север — Юг предполагает прокладку магистрали Иран — Армения. В 2007-м году был подписан меморандум, касающийся изучения целесообразности строительства новой дороги. Исследование местности на предмет оптимального маршрута уже практически завершено. Продолжается подготовка технико-экономического обоснования проекта. Строительство магистрали потребует около миллиарда долларов, то есть примерно столько же, сколько придется затратить на прокладку рельсов от Казвина до Астары и создание соответствующей инфраструктуры. Готовность России подключиться к реализации проекта Иран — Армения позволила поверить в его перспективы. Год назад президент компании “Российские железные дороги” Владимир Якунин официально подтвердил желание Москвы принять участие в строительстве дороги. “Если будет принято решение о магистрали Иран — Армения, мы готовы участвовать в ее строительстве и рассмотрим вопрос о привлечении дополнительных инвестиций”, — сказал он на пресс-конференции в Ереване. Приняв армянские железные дороги в концессионное управление, Россия оказалась заинтересованной в том, чтобы проходящая через Ереван магистраль стала транзитной. Так что аргументы в пользу участия Москвы в проекте Иран — Армения не только политические, но теперь уже и чисто коммерческие. Чего нельзя сказать о проекте Казвин — Решт — Астара, который будет обогащать Азербайджан, а не Россию. Кстати, в Баку были весьма обеспокоены решением Армении о передаче своих дорог в концессионное управление России. Азербайджанская газета “Зеркало” писала: “...теперь Россия станет всеми силами стремиться включать Армению в реализацию региональных проектов, что может привести, в частности, к торможению проекта Казвин — Решт — Астара”.

Какой из двух масштабных проектов, Иран — Армения или Казвин — Решт — Астара, в итоге выберут Россия и Иран? Если Медведев и Ахмадинежад действительно готовы прорубать коридор через Армению, им бессмысленно форсировать переговоры по проекту Казвин — Решт — Астара. В этом случае сторонам выгоднее под каким-то благовидным предлогом притормозить процесс до тех пор, пока будет достигнуто окончательное соглашение по армянскому маршруту. Есть достаточно оснований верить в то, что проблемы, возникшие в ходе работ по реализации проекта Казвин — Решт — Астара, связаны именно с возросшими перспективами прокладки магистрали через Армению. Известно, что четыре года назад, когда о проекте Иран — Армения речи еще не было, Тегеран выделил средства для начала работ по строительству магистрали Казвин — Решт — Астара. Дело начали с отсыпки грунта для колеи. Но в 2007-м году, сразу после подписания меморандума о проекте Иран — Армения, работы были немедленно свернуты и с тех пор не возобновлялись. Неужели это случайность?

По сведениям российской газеты “Гудок” (официальный орган государственной компании “Российские железные дороги”), инициатором торможения является Тегеран. “Встреча была отложена из-за неготовности к ней иранской стороны”, — пишет издание. Как рассказал журналисту “Гудка” источник из российского железнодорожного ведомства, причиной переноса совещания могла стать “неопределенность политической ситуации в Иране в связи с предстоящими парламентскими выборами”. Но нам представляется, что истинная причина в другом. По всей вероятности, Тегеран просто стремится выиграть время для того, чтоб получше просчитать перспективы проекта Иран — Армения.

 

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 846
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru