Пятница, 29.11.2024, 05:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 12 » Судебные процессы в Оттоманской империи (ч.I)
Судебные процессы в Оттоманской империи (ч.I)
00:32

Analitika.at.ua. После поражения Оттоманской империи в Первой мировой войне и аннулирования всех договоров, которыми младотурецкое правительство пыталось снять с турецкого государства ответственность за Геноцид армян, новое султанское правительство добивалось этой же цели путем сведения ответственности государства к ответственности ушедшего в отставку правительства.

 

Стремясь предотвратить международное расследование фактов и учреждение международного суда и ориентировать правосудие в нужном ему направлении, турецкое правительство объявило миру о начале расследования массовой резни и поголовных высылок армян с целью привлечения к ответственности виновников.

 

Уже 23 октября 1918г., т.е. за неделю до заключения Мудросского перемирия, открывшего путь для международных расследований и международного правосудия, в Journal d`Orient была опубликована статья "Виновники", в которой сообщалось, что министр внутренних дел Оттоманской империи Фетхи-бей дал указание компетентным должностным лицам приступить к "справедливому и беспристрастному" расследованию поведения всех имевших отношение к преследованиям армян должностных лиц, безотносительно к занимаемым ими постам или чинам.

 

Сразу после подписания перемирия султан Мехмет VI выступил с обещанием предать военному суду лиц, ответственных за резню армян и другие совершенные зверства. В ноябре турецкое правительство вынесло решение о привлечении к судебной ответственности руководителей младотурецкой партии. Кабинет Тевфик-паши 17 ноября 1918г. поставил вопрос о предании суду иттихадистских министров, которых обвинили в совершении зверств над армянами. В декабре 1918г. для разбора этих дел был образован Высший военный трибунал. Объявляя об этом, министр внутренних дел Турции Мустафа Ариф-бей заявил: "Прискорбно, что наши тогдашние правители, вдохновленные разбойничьими идеями, провели депортацию такими методами, что даже самые наглые и кровожадные разбойники не смогли бы это так осуществить... Какова же была цель правительства? К сожалению, невозможно игнорировать этот вопрос. Захотели уничтожить (армян) и уничтожили. Нельзя скрыть и то, что распоряжение об истреблении было дано влиятельными членами центрального комитета партии и осуществлено правительством..." Выступая позже в парламенте, министр сказал: "Проливается свет на изуверство против армян, изуверство, вызвавшее отвращение всего человечества. Нам досталась страна, превращенная в громадную бойню".

 

Предание членов младотурецкого правительства турецкому суду должно было подтвердить, что турецкое государство не причастно к проводившейся правительством политике резни армян.

 

Взяв в свои руки расследование обстоятельств резни армян, турецкие политические деятели соглашались на создание международных следственных органов. Так, "Нью-Йорк таймс" сообщала, что великий визирь Тевфик-паша в интервью итальянской газете признал необходимость создания специальной международной комиссии по расследованию для установления фактов уничтожения армян: "Только этим путем Европа может узнать правду. Мы не только не отрицаем тяжкие факты, имевшие место в Армении, но и глубоко сожалеем о них. Мы сейчас судим тех, кто несет за это ответственность".

 

Для выяснения фактических обстоятельств массовой резни и условий депортаций армян правительство создало специальные следственные комиссии, которые собирали документы, опрашивали пострадавших и свидетелей, допрашивали самих обвиняемых. Этим непосредственно стали заниматься и созданные военные трибуналы . Они, в частности, направляли запросы в различные правительственные учреждения - местные и специальные, которые присылали им сохранившиеся секретные документы или их официально заверенные копии.

 

Начались поиски скрываемых младотурецкими главарями официальных правительственных документов, в том числе шифрованных телеграмм, приказов и инструкций. Велся сбор доказательств обвинения, включая свидетельства непосредственных участников событий, очевидцев совершенных преступлений. На основании материалов следствия были возбуждены судебные дела.

 

Какие цели преследовало турецкое правительство, организуя судебные процессы? Это отчетливо видно из заявления великого визиря Дамада Ферида, которое он сделал 17 июня 1919г. на Парижской мирной конференции, куда был приглашен для изложения турецкой позиции. Он сослался на судебный процесс над младотурецкими лидерами в подтверждение необходимости реабилитации "оттоманской нации". Признав, что резня армян "заставила содрогнуться от ужаса все человечество", он сообщил, что "большой судебный процесс иттихадистов в Константинополе доказал ответственность лидеров комитета", и заявил, что Турция, "очистив" себя, должна быть вновь допущена в международное сообщество без наказания за трагедию прошлого. Выступая перед всем миром с "чистосердечным" осуждением преступлений младотурецкого правительства империи, отмежевываясь от него, власти надеялись убедить человечество, что Геноцид армян связан только с антиконституционной заговорщической деятельностью безответственной группы "революционеров". Утверждалось, что новое правительство принимает меры для устранения последствий совершенного преступления, что депортированное население уже возвращается в свои дома. Выражалась готовность выдать пострадавшим армянам соответствующее возмещение и сообщалось о выделении значительных фондов. Все это делалось с целью не допустить отделения Армении, создать впечатление, что армян можно вернуть под власть турецкого государства.

 

Предавая суду членов младотурецкого правительства и лидеров правившей партии, власти хотели внешне отгородиться от них, возложить на них всю вину за совершенное преступление, избавить от ответственности народ и государство и тем самым сохранить последствия преступления турецкого государства - удержать армянские территории, сохранить целостность империи.

 

Турецкий суд представлял дело таким образом, будто партия "Единение и прогресс" ("Иттихад ве теракки") подменила правительство. Партию обвинили в попрании Конституции. На самом же деле это была правящая партия. Ее лидеры в соответствии с установленным в государстве порядком составляли правительство турецкого султана.

 

Сообщения об организации в Оттоманской империи военных трибуналов для наказания высокопоставленных лиц, ответственных за истребление армян, были встречены мировой прессой с определенной долей оптимизма.

 

На самом же деле оснований для оптимизма, даже умеренного, не было, ибо цель этого показательного представления заключалась не в наказании преступления и устранении его последствий, а, наоборот, в оправдании основного виновника преступления - турецкого государства с целью сохранения результатов  преступления. Неудивительно поэтому, что с самого начала механизм турецкой Фемиды начал буксовать. Следствие, инициированное турецким правительством, искусственно затягивалось. Становилось очевидным, что целью его было "самое минимальное правосудие".

 

Только в апреле 1919г. были проведены аресты некоторых иттихадистов. Практически всем членам младотурецкого правительства и его представителям на местах, участвовавшим в организации и осуществлении Геноцида армян, была дана возможность уехать за границу (главным образом в союзную Германию) либо скрыться в Анатолии для организации сопротивления отделению Армении. Правительство не только способствовало бегству в восточные вилайеты империи многих участников этого преступления - генералов и офицеров армии и полиции, губернаторов и других должностных лиц государства, но стало сотрудничать с созданным М.Кемалем движением в совместном противодействии урегулированию Армянского вопроса на основе решений Парижской мирной конференции.

 

О подлинном отношении к правосудию правительства Тевфик-паши, находившегося у власти с 9 ноября 1918г., и правительства Дамада Ферид-паши, пришедшего ему на смену в марте 1919г., убедительно свидетельствовал тот факт, что, по имеющимся сведениям, было арестовано только 63 высокопоставленных руководителя самораспустившейся партии "Единение и прогресс". По другим данным, число арестованных и подлежавших преданию  суду впоследствии дошло до сотни. Как это ни парадоксально, но за убийство 1,5 млн армян были арестованы всего лишь около 100 человек, а к судебной ответственности привлечены и того меньше - 33 человека, из коих 11 - заочно.

 

Список арестованных и преданных суду был опубликован стамбульской газетой "Сабах" 31 января 1919г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, за отдельными исключениями, не были ни арестованы, ни привлечены к судебной ответственности многочисленные исполнители этого преступления на местах. Действуя выборочно, турецкая Немезида ограничилась лишь главарями младотурок, занимавшими ответственные посты как в самой партии, так и в правительстве, хотя было известно, что правительство, выступая в роли организатора Геноцида армян, опиралось на армию, жандармерию, полицию, на специально созданные отряды уголовников, на тысячи и тысячи своих единомышленников. Сознательно сужая круг лиц, предаваемых правосудию, правительство стремилось ограничить ответственность за преступления только младотурецкой партией. Создавая видимость подлинного правосудия, оно лишь частично приоткрывало занавес, за которым скрывалось беспрецедентно жестокое преступление турецкого государства.

 

Отражая общее направление турецкого правосудия, пресса прямо писала, что принятые правительством меры должны ограничиваться выявлением личной ответственности только отдельных членов правительства, но не "турецкой нации".

 

Наиболее полно турецкое правительство изложило свою позицию в опубликованной в начале 1919г. на английском языке специальной книге "Турецко-армянский вопрос: турецкая точка зрения". В этом официальном издании прежде всего содержалось, хотя и половинчатое, признание факта массовых истреблений и изгнания армян. Признавалось и то, что для защиты государственных интересов империи не было необходимости в этих насилиях. "Турецкий народ склоняет свою голову перед трагедией армянского народа. Он это делает в печали за армянский народ и в стыде за себя. Он признается в этом и выполняет обязанности, которые возникли в результате этой ситуации".

 

Ответственность за данное преступление возлагалась целиком и полностью на младотурецких руководителей страны: "Вина организации "Иттихад", которая разрабатывала и обдуманно осуществляла эту внутреннюю политику истребления и грабежей, очевидна. Ее главари попадают в один ряд с самыми большими преступниками человечества".

 

Публично "осуждая" преступников и выражая "сочувствие" их жертве, турецкое правительство сделало маленькую оговорку, сводящую на нет всю моральную ценность своих широковещательных заявлений. Турецкий народ, говорилось в правительственной публикации, "отвергает какую-либо моральную ответственность, связанную с действиями своих недостойных лидеров, которых он не признает".

 

В соответствии с "волей Его Величества султана, который намерен наказать убийц без различия расы и религии", по указу Мехмета VI были созданы военные трибуналы в самом Стамбуле для суда над членами правительства и центрального руководства младотурецкой партии и ее преступных организаций и в ряде вилайетов - для суда над местными представителями партии, правительства и государственного аппарата.

 

Учрежденный в Константинополе чрезвычайный военный суд начал свою работу в апреле 1919г. с разбора дела бывшего мютессарифа Токата Кямиля Махмуд-паши, обвинявшегося в участии в зверствах над армянами.

 

Вслед за этим процессом в конце апреля 1919г. состоялся суд над целой группой бывших младотурецких деятелей. Среди обвинявшихся в зверствах над армянами и в других преступлениях были бывший великий визирь Саид Халил-паша, председатель сената Халил-бей, бывший министр иностранных дел Халил-паша, бывший депутат палаты от Ангоры Атиф-бей, бывший министр юстиции и председатель Государственного совета Ибрагим-бей, бывший генеральный секретарь партии "Единение и прогресс" Мидхат Шюкри-бей, бывший военный комендант Константинополя Джевад-бей, профессор Константинопольского университета Зия Гёкальп, бывший министр продовольствия Кара Кемаль-бей, бывший министр просвещения Ахмед Шюкри-бей, бывшие члены центрального комитета партии Риза-бей и Кючюк Талаат-бей и др.

 

Ю.Г.Барсегов

Голос Армении

Категория: Библиотека | Просмотров: 1219
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru