Analitika.at.ua. Что стоит за возобновлением боевых действий в Нагорном Карабахе? Каковы силы и планы сторон? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "Yтру" отвечает военный корреспондент Ren TV Андрей Кузьминов.
- Как объявление независимости Косова повлияло на Нагорный Карабах?
Андрей Кузьминов: Армяне Нагорного Карабаха дистанцируются от косовского прецедента, утверждая, что не намерены использовать его для решения правового статуса своей республики. В то же время они заявляют, что любыми путями будут добиваться утверждения независимости НКР как состоявшегося государства. При этом министр обороны НКР Мовсес Акопян утверждает, что, если начнутся боевые действия, Армения поддержит республику.
- А каковы ожидания в самой Армении?
- Часть армянской элиты считает, что Нагорный Карабах им не нужен, что, если бы его не было, все вопросы Баку и Еревана были давно уже решены. В таких рассуждениях нет ничего нового. Именно они являлись платформой для сепаратных переговоров с Баку тогдашнего президента Армении Левона Тер-Петросяна, и именно из-за противоречий в видении решения карабахской проблемы возник клинч между бывшим министром обороны НКР Сержем Саркисяном и Левоном Тер-Петросяном.
Официальный Ереван старается дистанцироваться от разговоров о возобновлении боевых действий. Тем не менее складывается ощущение, что Азербайджан в случае возникновения благоприятной ситуации не преминет воспользоваться силовым путем решения проблемы. Но в нынешнем состоянии, скорее всего, Баку занял выжидательную позицию, стремясь взять противника измором. У Азербайджана за спиной каспийские углеводороды, трубопроводы и мощные военные союзники – США и Турция. У Армении за спиной нет никого, за исключением слабой российской военной базы, где находятся, в основном, устаревшие средства ПВО, эффективность которых в случае глобальных боевых действий вызывает большие сомнения. В Армении, правда, есть комплексы С-300, но в каком состоянии находятся боевые расчеты этих пусковых установок, еще вопрос.
- Чем были вызваны мартовские столкновения в зоне конфликта?
- Напомню, что стороны конфликта подписали договор о прекращении огня, а не о перемирии. Мира на этой земле так и нет. С момента соглашения с обеих сторон предпринимались неоднократные попытки передвинуть позиции. Война приобрела форму состязания – кто кого куда передвинет. В определенных районах, например Шаумяновском, линия фронта достаточно стабилизирована, противников разделяет глубокое Гюлистанское ущелье между Шаумяновским и Мардакертским районами. Там не пойдет в атаку техника и артиллерией особо не сработаешь, потому что густо заросшие лесом горы являются хорошим укрытием от артиллеристского огня, за исключением минометного.
Азербайджанские Вооруженные силы пробуют армянскую оборону на прочность в основном в Мардакертском районе на равнинной местности, позволяющей применение бронетехники, авиации и артиллерии со стрельбой с открытых и закрытых позиций. Накрыть армянские траншеи валом огня, а затем пустить бронетехнику и следом за ней пехоту – такие варианты Азербайджаном прорабатываются. Позиции армии Нагорного Карабаха в Мардакертском районе наиболее уязвимы в этом отношении. Эту линию обороны по причине ее чрезвычайной важности для Нагорного Карабаха прозвали "линией Сейрана Оганяна". Наверное, по аналогии с финской "линией Маннергейма", "линией Мажино" во Франции и советской "линией Сталина". Эта линия разрабатывалась тогдашним министром обороны НКР Оганяном, который ныне является начальником Генштаба Минобороны Армении.
- Что может противопоставить шквалу огня со стороны противника армия НКР?
- Карабахцы будут в основном использовать традиционные для них партизанские методы войны – деятельность разведывательно-диверсионных групп, которые там сейчас активно готовятся. Их цель – наносить эффективные удары в тылу противника, включая уничтожение систем коммуникаций, в том числе трубопроводов и газопроводов. Это одно из уязвимых мест Азербайджана.
- Неоднократно утверждалось, что армия Нагорного Карабаха – сильнейшая в Закавказье. Изменился ли расклад сил в связи с модернизацией армии Азербайджана?
- Как уверяют в Степанакерте, у Нагорного Карабаха в случае активизации боевых действий достаточно сил и средств, чтобы нанести противнику не менее существенный урон. И это не столько риторическая фраза, сколько один из основополагающих принципов армии НКР. Карабахцы готовятся вести бои таким образом, чтобы вынудить вероятного противника отказаться от ведения дальнейших действий ввиду тяжелых потерь.
- Азербайджан собирается свой военный бюджет сделать больше всего бюджета Армении.
- Время работает на Баку. Там очень внимательно следят за выступлениями оппозиции в Армении. Если она снова решится на акцию, одним из ее лозунгов вновь станет решение карабахского вопроса. Тогда возникнут противоречия между оппозицией и властью, где немало выходцев из Нагорного Карабаха. Если оппозиция возьмет верх и предпочтет решить карабахский вопрос путем сдачи территорий НКР, то азербайджанские ВС могут быть применены как аргумент того, что земли все же придется отдавать. Словом, в Баку ждут совпадения внешних и внутренних факторов в Армении. Вот и получается, что волей-неволей армянская оппозиция играет на стороне Азербайджана. Более того, когда в Мардакертском районе была попытка проникновения азербайджанских военных на пост обороны НКР и после боестолкновения трупы отдали азербайджанской разведгруппе, в сторону карабахских позиций из азербайджанских траншей скандировали хором "Левон! Левон!". Это говорит само за себя.
- Что показали стычки в Мардакертском районе?
- Данные разведки и радиоперехвата показали, что азербайджанская разведгруппа была из 703-й бригады ВС Азербайджана. В день нападения отмечали годовщину образования этой бригады, и в ее расположение прибыл президент Ильхам Алиев. В военном командовании НКР склонны считать, что этот прорыв был приурочен к дню рождения бригады и визиту Алиева. А захват армянских позиций и передвижение азербайджанских постов вперед должны были стать дорогим подарком президенту. В этом случае остальные позиции карабахцев, будучи простреливаемы, оказались бы в невыгодном положении. Армянам некуда было деваться: или отводить свои силы назад, или отвоевывать занятый пост. Выбрали второе. На позиции лично прибыл министр обороны НКР, и к Yтру пост был отбит в ходе контратаки. А президенту Азербайджана отдали тела диверсантов.
Чтобы представить, о чем идет речь, скажу, что за год расстояние между позициями враждующих сторон в этом районе сократилось с 300 до 70 метров, а на отдельных участках до 30 метров – практически на дистанцию броска ручной гранаты!
- Какая сторона в этих боестолкновениях демонстрирует более высокую выучку?
- На этот вопрос ответить сложно, потому что, как правило, в первой линии траншей сидят колхозники – чабаны и 18-летние ребята, которых забрали служить. Это касается и Азербайджана, и Карабаха. Сидят они там неделями и месяцами. А вот во второй линии обороны находятся более подготовленные подразделения, чье предназначение состоит в проведении разведывательно-диверсионных операций.
Обучение личного состава армии НКР происходит на основе общевоинских уставов ВС Советского Союза. Почти то же самое происходит и в азербайджанских Вооруженных силах, несмотря на присутствие турецких военных советников. Прошедшая война, конечно же, наложила свой отпечаток на методику и тактику преподавания боевым группам, предназначенным для действий в тылу противника. В подготовке армии НКР есть немало плюсов, поскольку все командное звено окончило еще наши военные училища и академии. В частности, министр обороны НКР Мовсес Акопян окончил Алма-атинское общевойсковое военное училище в 1988 г., служил под Файзабадом в Афганистане. Нынешний начальник Генштаба ВС Армении генерал-полковник Сейран Оганян окончил Бакинское общевойсковое училище в 1981 г., служил в Группе советских войск в Германии, а затем в 366-м мотострелковом полку в Степанакерте. Там достаточно профессионалов с военным образованием и опытом.
21 апреля, 2008г. Юрий КОТЕНОК
Утро.ру |