Четверг, 25.04.2024, 10:57
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 13 » Абхазы Турции мечтают о возвращении домой
Абхазы Турции мечтают о возвращении домой
00:45

Analitika.at.ua. На вершине горной гряды на территории западной Турции расположилось селение Мезит, основанное в XIX в. абхазскими мятежниками, спасавшимися бегством от войск царской России. Более чем 130 лет спустя жители абхазского селения Мезит лелеют одну надежду – вернуться в Абхазию, где российские войска стали теперь желанными гостями.

 

"Мы бы хотели увидеть своими глазами эти места, где говорят на родном нам языке", – говорит пожилая домохозяйка из селения Мезит по имени Налан Уран, показывая черно-белую фотографию своего прадедушки в столице Абхазии Сухуми.

 

Де-факто правительство Абхазии готово это стремление всячески поддерживать. В содействии возвращению представителей диаспоры власти видят способ упрочения независимости Абхазии от Грузии.

 

В середине XIX в. тысячи абхазов, известных как "махаджири", покинули территорию Абхазии и осели в Турции, потерпев поражение в борьбе с русскими завоевателями на Кавказе. Сегодня в Турции проживает крупнейшая в мире абхазская диаспора. Правда, оценки ее численности разнятся: руководители диаспоры называют цифру в миллион человек, в Абхазии же считают, что число представителей диаспоры колеблется от 150 до 500 тысяч человек.

 

Для де-факто правительства в Сухуми значение диаспоры лежит скорее в плоскости ее заинтересованности в Абхазии и ее финансового влияния. По некоторым сообщениям, проживающая на территории Турции диаспора представляет собой один из основных источников внешних инвестиций – долгосрочного приоритета администрации де-факто лидера Абхазии Сергея Багапша. Еще одной задачей является кампания за признание Турцией независимости Абхазии.

 

Трудность заключается в том, чтобы возвращающиеся в родные места представители диаспоры захотели осесть там навсегда. По словам главы комитета по репатриации этой территории, Анзора Мукбы, со времени окончания войны с Грузией 1992-1992 гг. лишь три с половиной тысячи представителей диаспоры вернулись на постоянное место жительство в Абхазию.

 

"Не все хотят возвращаться туда, где завтра может начаться война", – отмечает он.

 

Ограничены и финансовые стимулы. Комитет оплачивает размещение членов диаспоры, пожелавших вернуться на родину и не имеющих недвижимости на территории Абхазии. Он также оплачивает расходы на обучение и свадебную церемонию на 150 приглашенных. Те, кто может доказать свое абхазское происхождение, получают дополнительную возможность претендовать на получение абхазского паспорта.

 

На покрытие этих расходов де-факто правительство Абхазии удерживает из зарплат своих граждан по 2 процента. Точных сводных данных о соответствующих суммах не имеется. По информации на сайте де-факто президента Абхазии Сергея Багапша, в бюджете на 2007 год на программы по репатриации правительством было заложено 1 млн. долларов.

 

"Я не ожидаю массовой миграции [из Турции], – отмечает Мукба. – Массовая миграция может случиться лишь в том случае, если люди будут чувствовать себя плохо в месте своего нынешнего пребывания, а в Турции им живется неплохо".

 

Некоторые представители диаспоры говорят о том же. "Турция открыла нам свои объятия, и мы очень благодарны ей за это, – говорит абхаз Тургут Сило, владелец транспортной компании из турецкого города Инегол близ Бурсы. – Мы никогда не забывали о наших корнях, но свою судьбу мы связали с этой страной".

 

Уравновесить свою привязанность к двум этим странам помогут инвестиции, говорят турецкие абхазы. Главный упор собираются сделать на туризм и сельское хозяйство, правда, особых подробностей пока не разглашается.

 

По словам предпринимателей из числа представителей абхазской диаспоры в Турции, пришло время активно вкладывать деньги в Абхазию. После августовской войны с Россией Грузия стала меньше давить на Турцию с тем, чтобы та блокировала подобные инвестиции, отмечают они. "Ситуация изменилась, – говорит председатель стамбульского комитета кавказско-абхазской солидарности Ирфан Аргун, созданной представителями диаспоры для поддержки сепаратистской Абхазии в ходе войны с Грузией в начале девяностых. – Позиция Турции смягчается".

 

Самые непосредственные надежды связываются у них с установлением прямого воздушного и морского сообщения между Абхазией и черноморским портом Трабзон в Турции. Представители диаспоры, желающие посетить родные места, должны сейчас ехать через Сочи на территории РФ, чтобы добраться до Абхазии – кружным путем, для которого еще и требуется российская виза. Вариант проезда через Грузию вообще не рассматривается.

 

Некоторые члены диаспоры, совершившие такую поездку, были разочарованы тем, что реальность оказалась далека от сложившихся у них представлений. Ветхие здания и плохая телефонная связь очень огорчили одну пожилую женщину из Анкары. "Это было не то, что я ожидала", – сказала она со вздохом.

 

Сидя в принадлежащем диаспоре кафе в центре Сухуми группа турецких абхазов недавно сетовала, что российские пограничники взимают по 5 долларов с каждого приезжающего в Абхазию, не фигурирующего в согласованных списках.

 

"Они диктуют условия. Спрашивают, куда мы направляемся на территории Абхазии, когда, зачем", – рассказывает молодой внешнеполитический аналитик из Анкары Аслан Явуз Сир.

 

По словам Явуза Сира, у некоторых путешественников из числа представителей диаспоры создалось такое впечатление, что "русские не хотят, чтобы мы возвращались назад".

 

Скептицизм по поводу намерений Москвы, бытующий среди некоторых членов диаспоры, отличается от настроений многих жителей самой Абхазии, где поддержку со стороны Москвы считают важным, а то и самым желанным, буфером против воинственной Грузии.

 

Руководители диаспоры в Турции полагают, что абхазские связи с Россией базируются исключительно на прагматизме. "Все, что связано с Россией, идет не от какой-то искренней любви или привязанности, – говорит председатель комитета солидарности Ирфан Аргун, который регулярно встречается с российскими посланниками в Стамбуле. – Сближению Абхазии с Россией способствует негативная политика, проводимая странами мира".

 

Этот взгляд разделяет и владелец транспортной компании Сило. Признание Россией независимости Абхазии "мы считаем не актом великодушия, а долгом России перед нами, идущим с прежних времен", подчеркивает он.

 

Но для проживающей в Турции абхазской диаспоры эти прошлые времена не включают периода советской власти. По словам некоторых из них, они не располагали никакой информацией об Абхазии вплоть до распада СССР.

 

Подобное отсутствие информации затронуло обе стороны. В приезд турецких абхазов в Абхазию в 1991 году местные абхазы "смотрели на нас, как на инопланетян, – вспоминает со смешком Сило. – Они не имели никакого представления об абхазах, проживающих в Турции или других странах мира".

 

Прошло более 17 лет, но точки отсчета у них до сих пор разные. Существующая в Абхазии тенденция смотреть на происходящее через призму прошлого поражает владельца одного сухумского отеля, перебравшегося в родные места из Стамбула в 2001 году. "Война [с Грузией] закончилась 15 лет назад, – говорит Талик Хуатиш, заседающий еще и в парламенте Абхазии. – Нам надо больше работать над психологией наших людей".

 

Другим пунктом расхождения является язык. "Многие молодые абхазы говорят больше на русском, чем на абхазском, – рассказывает один представитель стамбульской диаспоры, назвавшийся Семи. – Если так пойдет дальше, то абхазы будут говорить друг с другом на русском и английском вместо абхазского".

 

Несмотря на возникающее порой замешательство, вызываемое, по их словам, сохранившимся советским влиянием, представители диаспоры относится к Абхазии с прежним пиететом. Одним из лунных октябрьских вечеров прошлого года прохожие с одобрением наблюдали, как группа молодых абхазов из Турции исполняла на сухумской набережной импровизированные народные танцы под аккомпанемент аккордеона и хлопки зрителей. "Нам нужно вернуться к нашим корням, чтобы наша молодежь гордилась своей культурой", – говорит пенсионер по имени Тифур.

 

По словам представителей диаспоры из турецкого села Мезит, они готовы возглавить это движение. "Наши семьи, изгнанные из Абхазии, были мятежниками, отказавшимися подчиняться чужой воле, – говорит 28-летний Онур Сило. – Теперь тот же мятежный дух заставляет нас с тем же упорством стремиться обратно".

 

Элизабет Оуэн, www.eurasianet.org

mitq.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 2732
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru