Analitika.at.ua. Многие согласятся с мнением, что война, начавшаяся в Грузии в августе 2008 года, была вызвана не только желанием Грузии восстановить контроль над отделившимися регионами или стремлением России защитить малые нации от уничтожения, но это была политическая игра с целью положить конец правлению Саакашвили в Тбилиси.
Фактически, Россия признает, что Лавров предложил Кондолизе Райс «посоветовать» Саакашвили уйти в отставку, и твердая решимость России не вступать в переговоры с Саакашвили и руководством Грузии до тех пор, пока президентом является Саакашвили, свидетельствует о том, что Россия хочет видеть другого человека на посту президента Грузии. Именно по этой причине сегодняшняя внутриполитическая ситуация в Грузии представляет определенный интерес.
Вспомним тот факт, что в ноябре правительство Грузии разогнало митинг протеста, в результате чего произошли столкновения между членами оппозиции и правоохранительными органами, что привело к изменению даты проведения президентских выборов. Сегодня все хотят понять, что происходит в Грузии, чтобы увидеть, куда движется страна. Очевидно, что Саакашвили некогда пользовался популярностью, однако, она пошла на убыль, о чем свидетельствует акция протеста, проведенная в ноябре. Сегодня, фактически, Грузия проиграла войну и считает, что часть территории страны оккупирована. Это мнение разделяет большинство представителей грузинской общественности. Если прибавить ко всему вышеизложенному финансовый кризис, очевидно, что понижение рейтинга Саакашвили вполне естественно. На первый взгляд панорама событий, разворачивающихся в Грузии, такова: есть два политика, которые считаются возможными преемниками Саакашвили: бывший союзник Саакашвили и лидер «Розовой революции», бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая три месяца назад основала собственную партию и объявила, что подвергнет резкой критике режим Саакашвили. Отметим, что партия Бурджанадзе требует проведения досрочных президентских выборов и надеется одержать на них победу. Второй возможный оппонент Саакашвили – бывший представитель Грузии в ООН Ираклий Аласания, который не так хорошо известен в Грузии, однако, он сумел собрать вокруг себя влиятельных политических деятелей.
Следует также добавить, что два вышеуказанных представителя оппозиции готовятся к проведению акции протеста 9-го апреля.
Нино Бурджанадзе хорошо знают за рубежом, и это является положительным фактором в плане получения поддержки со стороны Запада. Она считается сбалансированным серьезным политиком, приверженным демократическим ценностям, однако этот фактор может сыграть отрицательную роль в плане получения поддержки в грузинском обществе, так как Бурджанадзе была крестницей Шеварднадзе, однако, предала его и организовала «Революцию роз», действуя рука об руку с Саакашвили. Поскольку в одиночку она ничего не может сделать, она, прекрасно понимая это, ждет того, кто победит, чтобы выразить поддержку новому лидеру, как человеку, признанному со стороны международного сообщества. Бурджанадзе прекрасно понимает, что, когда режим сменится, международное сообщество постарается найти того, с кем можно будет договориться. Нино Бурджанадзе является неким Талейраном для Грузии: она будет лицом нового режима для международного сообщества, однако, без союзников она не будет пользоваться поддержкой внутри страны.
Ираклий Аласания еще недавно не был известен в Грузии. Единственное, что обеспечивает ему поддержку, это солидарность влиятельных официальных лиц Грузии, которые провели переговоры с абхазами, а также то обстоятельство, что он был представителем в ООН.
Ходят слухи, что кандидатура Аласания согласована между Россией и Америкой, и что обе стороны видят в нем преемника Саакашвили. Грузия видит в Аласания «сказочного спасителя», надеясь на то, что, поскольку его кандидатуру одобрили в России, избрание Аласания повлечет за собой ослабление напряжения со стороны России, а с другой стороны, на то, что, так как его кандидатуру также одобряет Америка, он не станет марионеткой в руках Москвы. Появление Аласания на политической арене не было ярким и впечатляющим, однако, в отличие от Бурджанадзе и других членов оппозиции, он не обвиняет президента во всех смертных грехах. Аласания приступил к активной деятельности, когда объявил ультиматум Саакашвили относительно проведения референдума с целью узнать мнение представителей общественности о досрочных президентских выборах. Так как ультиматум не был принят, Аласания и его союзники объявили дату проведения акции протеста: 9-ое апреля. В преддверии данной акции его сторонники организовали акцию по сбору подписей: члены альянса Аласания собирают подписи в пользу Аласания и проведения референдума. Фактически, Аласания, политический актив которого достаточно ограничен, хочет узнать, действительно ли он пользуется поддержкой населения и насколько откровенным он может быть в своих высказываниях. Если он сделает достаточно суровое заявление, однако, не сможет собрать достаточное количество людей на улице в свою поддержку, он потерпит фиаско, и его политическая карьера закончится, так и не начавшись.
Ваш корреспондент видел многих людей, в основном, около станции тбилисского метро, которые собирают подписи. Могу сказать, что большинство жителей Тбилиси проходят мимо и не участвуют в процессе сбора подписей.
Интересно, что многие представители грузинской общественности считают, что в апрельском митинге примет участие большое количество людей, желающих свергнуть Саакашвили, однако, никто не говорит, что сам примет участие в данной акции. Создается впечатление, что грузины надеются, что неизвестно откуда появится 2 миллиона человек, которые примут участие в митинге и изменят жизнь к лучшему, а сами грузины в это время будут сидеть дома в ожидании лучших времен.
Ситуация становится еще более запутанной, так как грузины малочисленный народ, живущий в стратегически важном регионе, и пытается понять, кого поддерживает та или иная иностранная держава. Как уже отмечалось, Аласания поддерживают как Россия, так и Америка, однако, это лишь слухи, никто не может ничего знать наверняка. Другое важное обстоятельство – тот факт, что многие грузины поддерживали Саакашвили, так как в начале своего правления он действительно боролся с коррупцией и улучшил жизнь в стране. Так как многие сходятся во мнении, что августовская война была хорошо запланированной провокацией со стороны России и Грузия не могла в ней победить, а также учитывая то обстоятельство, что экономическая ситуация в стране не ухудшилась даже после финансового кризиса, многие граждане не видят необходимости в отставке Саакашвили. К тому же люди устали от потрясений в стране. Следует также учесть то обстоятельство, что Саакашвили использует довольно жесткие меры в противостоянии оппозиции, и в случае необходимости может прибегнуть к помощи полиции и армии для наведения порядка в стране. Он доказал это разгоном митинга в ноябре 2007 года. Никто не может гарантировать, что он не сделает это снова и что правоохранительные органы и армия окажут ему неповиновение.
Таким образом, краткий обзор внутриполитической ситуации в Грузии показывает, что все считают, что «необходимо что-то делать», однако среди населения нет единства в вопросе, что именно нужно делать. Их желание довольно простое: народ, проигравший три войны, хочет мира и стабильности. Люди хотят перемен, фактически, они надеются, что «все будет хорошо», и каждый день просыпаются с надеждой, что свершится чудо. Чтобы увидеть, кто станет волшебной феей, которая совершит чудо, нам надо подождать всего лишь 20 дней. 9 апреля может стать поворотной датой для Грузии. А может и не стать.
Ираклий Джапаридзе,
соб. корр. «Де-факто» в Грузии |