Analitika.at.ua. Недавние сообщения о том, что с приходом новой вашингтонской администрации Мэтью Брайза перестанет представлять США в Минской группе ОБСЕ, не подтвердились. Более того, на днях появилось сообщение о новом назначении Брайзы, при этом разные источники по-разному называли его должность: то ли заместитель, то ли помощник, то ли помощник заместителя госсекретаря. В Посольстве США в Армении, куда мы обратились, пояснили, что Брайза вновь назначен на прежнюю должность: помощника заместителя госсекретаря по вопросам Кавказа. Для нас во всем этом главное то, что он по-прежнему будет работать в качестве американского сопредседателя МГ .
Надо полагать, назначение уже в новой администрации утроит его неугасающий пыл и он с новыми силами примется раздувать скандалы, которые за период его сопредседательства в Минской группе случались куда чаще, чем это обычно принято в диппрактике. И если в Армении и Азербайджане сообщение пока что практически не комментируется, то в Грузии, где и застала Брайзу весть о новом назначении, оппозиционные силы встретили эту новость настоящим взрывом негодования.
Так, лидер "Партии будущего" Гиоргий Маисашвили, согласно агентству Росбалт, заявил: "Он (Брайза) не имеет права делать в Грузии заявления, которые являются прямым вмешательством во внутренние дела страны. Я хочу, чтобы и грузины, и американцы поняли: Мэтью Брайза за прошедшие 8 лет, принесших катастрофу самой Америке, всему миру, внес свой вклад и в катастрофу, постигшую нашу страну". Лейбористская партия Грузии в свою очередь выдвинула против американского дипломата обвинения в лоббировании интересов властей этой страны и открыто выступила против его визитов в Грузию. Более того, руководство этой партии обвиняет Брайзу в том, что именно по его указанию фальсифицировались итоги последних президентских выборов.
Однако в контексте деятельности Брайзы в Минской группе ОБСЕ наиболее симптоматичны утверждения одного из лидеров лейбористов, Нестан Киртадзе, заявившей, как сообщает агентство РЕГНУМ, что Брайза посещает Грузию "с неопределенным статусом, но с вполне определенными личными и политическими интересами". По ее словам, "Брайза вмешивается во внутренние дела Грузии и пытается воздействовать на судьбу грузинского народа".
В случае карабахского вопроса статус Брайзы, правда, вполне определен, однако все остальное вполне правомерно и здесь: американец действительно имеет личные и экономические интересы, о чем писалось и говорилось неоднократно, которыми и руководствуется на посту сопредседателя. Достаточно вспомнить его активную вовлеченность в региональные энергетические проекты и женитьбу на турчанке, открыто занимающуюся лоббированием интересов Азербайджана. И если дипломат-скандалист и дальше остается на своем посту сопредседателя МГ, то вопрос "насколько может быть объективен такой посредник?" возникает с новой силой.
Мы далеки от мысли, что в качестве сопредседателя Брайза занимается исключительно отсебятиной, он, безусловно, является в первую очередь проводником политики США в регионе. Вместе с тем излишне вновь говорить о том, насколько важны в дипломатии и политике нюансы, которые вполне могут быть проявлением личных и даже семейных интересов. Кроме того, за те 4 года, что неповторимый Мэт является сопредседателем МГ ОБСЕ, переговорный процесс его осознанными усилиями очень часто больше напоминает фарс, что вряд ли способствует успеху переговоров. Уже не говоря о том, что такой стиль поведения не подобает высокопоставленному представителю супердержавы.
Однако и это для нас не самое главное. В конце концов, если Хиллари Клинтон нравится иметь в помощниках политического фигляра, это ее личное дело. Вопрос в данном случае – в отношении армянской стороны к новому назначению, а значит, к продолжению Брайзой своих полномочий в МГ. Неоднократные неуважительные и невежественные высказывания американца в адрес Армении и Карабаха не раз становились поводом для резкой реакции армянского общества, в том числе организаций армянской диаспоры США, требовавших заменить Брайзу на посту сопредседателя. Но крайне редко такая реакция следовала со стороны армянского государства. Так, может быть, накануне нового срока Брайзы в качестве посредника на переговорах пора напомнить супругу Зейно Баран о том, что как-раз-таки представителю державы, провозгласившей права человека и демократию краеугольным камнем собственной политики, не подобает неуважительно высказываться в адрес народа, борющегося за собственную свободу и права. И уж тем более не подобает посреднику проявлять столь поразительное невежество в вопросе, которым он занимается довольно долгое время.
Дабы не показаться излишне резкими в своих оценках, приведем лишь одно из откровенно ангажированных заявлений Брайзы, прозвучавших 9 октября прошлого года в интервью радиостанции ВВС: "...Мы все должны заявить, что с юридической точки зрения и по международным законам Нагорный Карабах является частью Азербайджана. Чтобы довести переговоры до соглашения, Армения тоже должна согласиться с этим". Оставим в стороне бесцеремонность, с которой Брайза указывает, что "должна делать" Армения, вопрос в другом: ни Брайза, ни его азербайджанские партнеры и турецкие родственники по сей день не представили региональному и международному сообществу ни единого правового документа, доказывающего, что "Нагорный Карабах является частью Азербайджана". Остается предположить, что "международное право" для Брайзы сродни гаремным взаимоотношениям, обильно сдобренным удушливым газонефтяным душком.
Если же превращение переговорного процесса в фарс с изначально известным результатом является сверхзадачей теперь уже помощника госсекретаря США, то в таком случае выбор Мэтью Брайзы можно считать абсолютным успехом и прежней, и новой администрации США. Во всяком случае именно об этом свидетельствует решение не менять сопредседателя МГ, который сам как-то признавался, что 4 года на одном посту – "необычная для США модель". Что ж, в необычности "модели" Брайзе действительно не откажешь.
Марина ГРИГОРЯН
Голос Армении |