Analitika.at.ua. Армяно-турецкая граница, о разблокировании которой нынче так часто говорится, реально исчисляется не в пространстве, а во времени. Это не пара сотен километров, отделяющих одну часть исторической Армении от другой, а несколько чередующихся столетий, в течение которых в отношении армянского населения было реализовано много разных изуверских проектов, в том числе Геноцид. Именно в ходе Геноцида и были в основном очерчены контуры и протяженность нынешней армяно-турецкой границы. Таким образом, говорить о ее разблокировании - значит говорить о разблокировании накопленных во времени исторических, правовых, культурных и нравственных вопросах, которые разделяют Армению и Турцию куда в большей степени, нежели пара сотен меридианальных километров.
В зависимости от конъюнктуры современного политического рынка можно признавать такую данность, а можно и отвергать ее - суть дела от этого не меняется. Заинтересованные стороны прекрасно понимают, что все на самом деле обстоит именно так, и яснее всех это осознает сама Турция. Вот и пытается она ограничить сущность "армяно-турецкой границы" узкими пространственными рамками, предлагая за каждый разблокированный километр пересмотреть или, что хуже, предать официальному забвению тот или иной исторический эпизод. По ее понятиям, сумма подобных эпизодов и составляет протяженность армяно-турецкой границы. Это именно то, что называется турецкими предусловиями.
Вообще степень целесообразности разблокирования этого крошечного отрезка армяно-турецкой истории - величина непостоянная, и отражается она не только экономическими и политическими показателями, но и зависит от условий разблокирования. Например, какие именно международные структуры или страны будут выступать гарантами беспрепятственного железнодорожного сообщения Армении с европейским субконтинентом, и будут ли вообще обозначены эти стороны. Подобных вопросов очень много, причем нынешняя Армения может быть и не готовой к определенным развитиям, которые могут носить даже вполне объективный характер. Ведь каждый из вопросов в свою очередь предполагает множество разных перспективных сценариев.
В целом Турция всегда плевать хотела на международное мнение, на робкие попытки представляющих это мнение "влиятельных структур" убедить ее разблокировать Армению. Она откроет границу исходя из тех же соображений, по которым однажды и перекрыла ее, – только когда посчитает это нужным. Региональный Гринвич давно уже проходит по меридиану Анкары, а посему время тоже работает на Турцию.
Нынешнее армянское общество разительно отличается от того, каким оно было в период войны и первые послевоенные годы. Частнособственнические настроения также мало-помалу начинают доминировать в психологии масс, сами массы становятся более маргинальными. Власти в свою очередь демонстрируют поразительную готовность к контактам, а общественные организации то и дело проводят свои пацифистские форумы… Поэтому вполне возможно, что в обозримом будущем Турция действительно посчитает нужным разблокировать границу. Конечно, взамен на эпизоды.
Турецкая дипломатия, безусловно, сумеет преподнести этот свой шаг в качестве жеста доброй воли, чем удовлетворит задетое мощной "босфорской слюной" самолюбие международных структур. Анкаре, конечно же, будет высказано большое общеевропейское спасибо, и в течение долгого времени никто уже не будет теребить ее по "армянской линии".
К сожалению, сложилось так, что от нашей страны сегодня вообще мало что зависит, а посему необходимо как-то готовиться к открытию этой пресловутой границы. Возможно, в сознании многих отечественных чиновников подобная готовность ассоциируется с приведением "в соответствие с международными стандартами" контрольно-пропускных пунктов, через которые к дешевым турецким базарам и хлынут толпы челноков. Впрочем, едва ли стоит обременять себя излишними размышлениями, тем более что сами турки позаботятся об отлаженной работе "великого челночного пути", да еще и на льготных для армянских лавочников условиях.
Единственный расклад, при котором Армения может каким-то образом повлиять на развитие событий и стать фактором региональной игры, - это вынос на международную политическую трибуну самых элементарных истин. Причем необходимо осуществлять курс, известный в дипломатии под названием "стратегия испорченной пластинки". Иными словами, денно и нощно повторять одно и то же:
а) Блокада армянских коммуникаций со стороны Турции и Азербайджана – это совместный проект, направленный на окончательное изживание последнего островка армянской государственности в регионе.
б) Блокада установилась не вследствие итогов навязанной армянскому народу войны, а в 1989-1993гг., в период активных боевых действий; следовательно, она неотъемлемый элемент этой войны.
в) Блокада армянских коммуникаций – беспрецедентное явление на всем пространстве Совета Европы, ибо сразу два полноправных члена СЕ блокируют третьего полноправного члена Совета Европы.
г) Разблокирование армяно-турецкой границы не может считаться жестом доброй воли, если Турция не компенсирует совокупный ущерб, умышленно нанесенный Армении за весь блокадный период.
д) Компенсация ущерба должна иметь материальное и политическое отображение. Турция должна восполнить финансовые потери Армении в экономической сфере и отказаться от предусловий (в контексте установления двусторонних дипломатических отношений) в сфере политической.
е) Турция должна быть осуждена морально.
Абсолютно не склонны полагать, что перечисленные положения являются идеальными. Вопрос именно в том, что они как раз и есть тот минимум, который определяет крайний рубеж целесообразности дальнейшего углубления армяно-турецких контактов на современном этапе.
Арис КАЗИНЯН
Голос Армении |