Analitika.at.ua. На стол читателю легла новая книга «Шуши: город трагической судьбы», написанная в соавторстве Шагеном Мкртчяном и Щорсом Давтяном. Это незаменимое пособие в армянской политической, дипломатической и, в особенности, научно-агитационной сфере. Уникальная книга явилась выражением истинного патриотизма и свободного, раскованного мышления.
Она несет в себе колоссальный эмоциональный заряд, знакомит с новыми фактами истории Шуши, содержит около ста оригинальных снимков города, которые еще не известны историкам, архитекторам и читателям. Собранные в течение полувека весьма ценные материалы представляют достопримечательности города - крепостные стены, башни, улицы, общественные, производственные и жилые здания, церкви, кладбища, а уникальные фотографии создают целостный облик старинного армянского города, который был не только стратегической крепостью, но и кузницей армянской национальной культуры. Именно в Шуши сформировалась общественно-политическая, научно-культурная элита армянства Карабаха.
Книга богата редкими историческими, познавательными фотографиями, многочисленными архивными и другими материалами, изданными впервые. Она преследует цель открыть глаза тем, кто старается судить о местоположении Шуши по советским географическим картам, начертанным Лениным и Ататюрком.
Нет ничего страшнее, когда имеешь дело с всеобщим забвением. Отрадно, что сохранились хотя бы старые почтовые открытки Шуши, документы. Они сохранились как память, как укор, как улики варварства.
Те, кто видел Шуши до его разрушения (до марта 1920 г.), рассказывали о нем, как о красивейшем городе. Профессионально спроектированный город возвышался как целостный дворец. Английские и французские, немецкие и русские, иранские и армянские путешественники в своих записках восхваляли красоту города. Русский живописец В.Верещагин, фотограф В.Ермолов считали Шуши «Европейским приложением азиатской периферии».
Не менее интересные материалы содержит вторая глава книги «Дороги Шуши и загадка Лачинского коридора», где можно найти ответы на некоторые вопросы и, самое главное, как Нагорный Карабах оказался в анклаве.
Весь материал преподнесен по принципу научно-музейной экспозиции. Фотографии сопровождаются обширными научными, политическими комментариями, краткими текстами. С этой точки зрения книга оставляет неизгладимое впечатление. А если добавить к сказанному приведенные в ней архивные документы, современные фотографии, разоблачающие пустозвонство азеров-турок, то можно констатировать, что создана длинная вереница методически всеобъемлющих и трагических образов. Лаконичные выводы и многочисленные документы воистину впечатляют. Еще одна ценность книги заключается в том, что авторы посредством весомых фактов изобличают современных азербайджанских бездарных писак, которые вот уже на протяжении ряда лет бесстыдно фальсифицируют историю Шуши и представляют его миру в качестве азербайджанского города. Если Шуши и в самом деле был азербайджанским городом, то почему же в ХХ веке азербайджанцы трижды грабили и сжигали его дотла? В то же время странно и кощунственно, когда разрушение армянского города и геноцид его жителей представляют как «славный подвиг азербайджанского народа».
Приведенные в книге фотодокументы являются безмолвными свидетелями совершенных варварств. И пощечиной всем тем, кто тщетно пытается превратить людей в манкуртов, лишить их памяти и на этом фоне представить Шуши как исторически азербайджанский город.
Собранные в течение полувека многочисленные старые почтовые открытки, цветные, черно-белые фотографии помещены в третьей главе. Они дают целостное представление об армянском городе и производят сильное впечатление.
В следующей, четвертой главе «Фон Шуши в фотопризраках» представлено разрушение столицы Арцаха-Карабаха. Более ста снимков, большинство которых было сделано в 1922 г., были спасены от уничтожения по поручению секретаря ЦК компартии Азербайджана Левона Мирзояна. Убедившись в том, что руководство Азерб.ССР не намерено выполнять постановление ЦИК Закавказской Федерации о восстановлении Шуши и превращении его в столицу НКАО, он поручил сфотографировать руины города для истории. Впоследствии эти снимки попали в руки заведующей библиотекой Бакинского филиала Института марксизма-ленинизма, шушинки Нины Абгаровны Мангасарян. Десятки лет она хранила эти реликвии за семью замками, спасла в дни погромов в Баку (январе 1990 г.) и привезла в Ереван. В книге широко использованы снимки из спасенного Н.Мангасарян альбома.
В пятой главе книги рассказывается о преступных деяниях Азербайджана, совершенных по сценарию «Призрак Шуши, или Живые поглотили мертвых». Как известно, после заметания следов варварства в армянской части Шуши была осуществлена новая чудовищная программа - разрушение армянских кладбищ. В Шуши было восемь кладбищ: 6 армянских, 1 - армяно-русское, 1 - азербайджанское, где захоронения появились после разрушения города, т.е. после 1920 г. По распоряжению азербайджанского руководства были стерты с лица земли армянские кладбища и на их месте построены парк отдыха, культурные и увеселительные заведения. Почему турки-азеры решили пустить под бульдозеры кладбища, где сохранились десятки тысяч уникальных надгробных камней с высеченными надписями и орнаментами? В книге помещены снимки вырытых из земли и разрушенных надгробных плит.
Если учесть то обстоятельство, что сохранившиеся на армянских кладбищах надгробные надписи датировались 18-19 веками, то азербайджанская позиция станет более чем понятной. Ведь надписи на армянских надгробных плитах являются сильным и неоспоримым аргументом, сводящим на нет домыслы азербайджанских фальсификаторов о том, что «Шуши - азербайджанский город 18 века» и что якобы там, «на азербайджанской гостеприимной земле, первая колония армян появилась в конце 19 века». Между тем в настоящей книге отмечается, что только на территории НКР сохранилось около двух тысяч старых кладбищ со 100 тысячами надгробными памятниками и плитами с армянскими надписями, датированными 7-18 в.в.
Вот каким образом турки-азеры средь бела дня на глазах у нашего поколения разрушили армянские христианские памятники, кладбища и украли историю армянского народа, его богатую национальную культуру.
Предпоследняя глава посвящена «Прерванной, но не забытой культурной жизни Шуши». Авторы книги правы: «Шуши не только питался вековыми традициями национальной культуры, но и во многом способствовал обогащению и развитию общеармянской культуры».
defacto.am по публикации в газете «Азат Арцах» |