Вторник, 16.04.2024, 17:59
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 21 » В лучших традициях ГУАМ: В Украине поменяли национальность Айвазовскому
В лучших традициях ГУАМ: В Украине поменяли национальность Айвазовскому
12:37

Analitika.at.ua. Неграмотность или последовательная политика

 

Не так давно к 125-летию Феодосийской галереи, основанной Айвазовским, издательства “Энергия плюс” (Киев) и “Энергия дельта” (Симферополь) выпустили “Воспоминания об Айвазовском” печально известного Н.Кузьмина. Издатели отмечают, что книга впервые вышла в свет в 1901 году, через год после смерти художника. Стало быть, это как бы бесценный литературный “памятник”.

 

Литературные памятники издают, только снабдив их серьезным научным аппаратом, новейшими данными, исследованиями и т.п. В случае с кузьминским опусом издатели тиснули старую книжку без раздумий, один к одному, только отметили, что автор — “современник и преданный друг” прославленного мариниста.

Специалисты, хорошо знающие всю “айвазовскиану”, в частности искусствовед Шаэн Хачатрян, считают, что труд преданного друга полон грубейших ошибок, искажений и прочего брака. Особенно когда речь идет о происхождении художника. “...в жилах Айвазовского текла турецкая кровь, хотя его принято было у нас почему-то до сих пор считать кровным армянином”, — печально констатирует Кузьмин.

В достаточно ловко написанной книжке он рассказывает, как художник “вспоминал однажды в кругу своей семьи достоверное предание”. Рассказ этот якобы был “первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника”. Как оказалось, такого документа в архивах семьи отродясь не было.

Так вот, Айвазовский якобы рассказал, что в 1770 году, при осаде русскими Бендер, в числе жертв оказался и секретарь бендерского паши, заколотый русским гренадером. Секретарь, сжимая в руках своего младенца, просит спасти его от русского же штыка. В последнее мгновение некий армянин удерживает руку со штыком и с криком “Остановись! Это сын мой! Он христианин” спасает дитя. Это-то и был, оказывается, отец художника, которого потом усыновляет благородный спаситель. Между тем книга рождений и крещений феодосийской церкви Сурб Саргис сохранила запись, сделанную 17 июля 1817 года, о рождении “Ованеса, сына Геворга Айвазяна”. Буквально черным по белому.

Имя мариниста было уже известно всему миру, когда в журнале “Русская старина” в 1878 году появилась беллетризованная биография художника, написанная П.Каратыгиным, на основании личных бесед между ними. Жуткий эпизод из осады Бендер там выглядит иначе. А именно — “Покойный отец художника рассказывал ему, что дед его при взятии Азова (18 июля 1696 года) был спасен...” — далее следует та же душераздирающая сказочная сцена. Эту липу далее повторила графиня Блудова, ссылаясь на некую старинную книгу. И пошло и поехало. Особенно расстарался Кузьмин, который не только перекантовал старую сказку, но и придумал, что благородный армянин назвал “отца” художника Константином и дал фамилию Гайвазовский от турецкого слова “гайзов” — секретарь. Фальсификатор Кузьмин не знал, что такого слова в турецком языке нет. И не было. И фамилии еще такой не было. Потому что, как пишет брат художника Габриэл, их с братом отец “по дороге из Молдавии в Россию взял имя Константин Григорьевич, а фамилию Айваз или Гайваз изменил на Гайвазовский, поскольку в России уже были другие Айвазовы...”

Кузьмин (кстати, ничем другим как биографией Айвазовского не прославившийся) не только радикально изменил фабулу “плутовского романа”, но и хорошенько переписал весь текст Каратыгина, добавляя нужные и убавляя не нужные ему куски. Иначе говоря, он полностью выкинул из биографии классика все армянское, сведя к неприличному минимуму. (Об отношении Кузьмина к “близкому другу” говорит такой характерный отрывок из его текста. “Со свойственным ему юмором он (Айвазовский — К.М.) рассказал забавный анекдот из своей жизни о том, как во время недавней резни турками беззащитных армян он, пламенея ненавистью к ним,.. отправился на берег Черного моря и бросил торжественно в воду ленту, турецкие ордена и звезду Османии...” Смелую гражданскую акцию Кузьмин превращает в этакий веселый пустячок.) Между тем сам художник никогда не забывал, кто он есть, и всю свою достаточно долгую жизнь оставался патриотом своего народа и исторической родины.

Никаких старинных книг с упоминанием об отце-турке или деде-турке Айвазовского нет. Да и откуда было взяться в некоей книге такому эпизоду — достаточно незаметному в контексте войны? И почему никто об этой загадочной книге не знал, даже Габриэл Айвазян?

Дальнейший ход событий ясен. С параноидальной последовательностью и упрямством — это мягко говоря — ошибка мелькает в каких-то текстах, в телепередачах, даже весьма компетентной “Культуры”, совершенно не сочетаясь с действительностью. И вообще, как-то стараются совсем не упоминать, кто такой есть Ованес-Иван Айвазовский. Ни слова не говорится об армянской составляющей его жизни и творчества.

Нелепая книжка недобросовестных издателей — характерный пример такого отношения. Почему именно в России, а теперь уже и в Украине так неровно дышат и напрягаются, когда речь заходит о национальности великого мариниста, трудно сказать. В конце концов, он ведь действительно принадлежит двум культурам — русской и армянской. И смешные политигры тут совершенно неуместны. Не за горами 200-летие художника, и хорошо бы, чтобы его имя к тому времени было очищено от спекуляций на тему. И именно мы должны сделать это.

 

Карэн МИКАЭЛЯН

НВ

 

Дополнение от ИАЦ Аналитика. В период ГУАМовской Украины увеличилось число фальсификаторов которые желают выдавать Айвазовского за турка, Параджанова за грузина, делаются попытки не замечать армянскую общину которая по некоторым данным достигает до полумиллиона. Армянский язык странным образом не попал в список языков национальных меньшинств которые находятся под защитой европейской хартии. Интересная ситуация получается, армяне десять веков живут на этих землях, но некоторые украинские деятели делают вид что армян вовсе нет. А про геноцид армян вообще последних 15 лет не принято было вспоминать. 
 
Материалы про Айвазовского
 
Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 2529
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru