Понедельник, 27.06.2022, 17:30
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 22 » Ни один житель Джавахка не может обойтись без Еревана
Ни один житель Джавахка не может обойтись без Еревана
00:13

Analitika.at.ua. Регион Самцхе-Джавахк-Цалка с Республикой Армения связывает дорога Ниноцминда (Богдановка) - Бавра и являющаяся линией соприкосновения с ними пограничная линия Армения-Грузия. Здесь, на таможенном и паспортном пунктах со стороны Республики Армения, на таможенном и паспортном пунктах деревни Ждановакан Ниноцминдского (Богдановского) района - со стороны Грузии, каждый день свои очередные «досмотры» и «осмотры» проходят жители Самцхе-Джавахка-Цалки, которые посещают Армению и данный регион. Каждый день все новые сюрпризы, ежедневно возрастающее недовольство, справедливое недовольство мелких и средних предпринимателей, ежедневное чувство горечи при переходе из одной части родины в другую… Вот все, что можно увидеть и почувствовать, посещая этот край.

 

Наш водитель, осуществляющий автобусные межгосударственные перевозки по маршруту Ахалкалак-Ереван (который попросил не называть его имени во избежание проблем с пограничниками) в ответ на наши вопросы сказал, что на грузинской стороне недовольство его и его пассажиров сравнительно меньше, трудности в основном возникают при переходе паспортного и таможенного пунктов в Бавре. «Люди не понимают, что ни один житель Джавахка не может обойтись без Еревана, нет ни одного джавахкца, у которого не было бы родственников в Ереване. Почему Карабаху предоставляют столько льгот, а Джавахку - нет?...», - сказал водитель. На наш вопрос: «По вашему мнению, что бы вы хотели, чтобы изменилось?», он ответил: «Дорогой, пусть этих пассажиров очень не мучают, остальное ничего, мы как-нибудь переживем. Не говорим, вообще не проверяйте, пусть проверяют, но они хорошо знают, что простой народ возит, прикасаешься к вещам, чувствуешь, что это: картошка, рис, сыр, почему тогда так ворочают все. Ну понятно, хотят за несколько лишних килограммов картошки или сыра деньги взять, не стыдно им, ведь армяне же…».

 

А одна из пассажирок, у которой российское гражданство, выразила свое недовольство: «Из-за российского паспорта мой въезд в Джавахк стоит три тысячи рублей (100 долларов США). Это позволяет мне оставаться в Джавахке (на территории Грузии) три месяца. А если срочно нужно поехать в Армению, предыдущая виза аннулируется и я обязана снова платить столько же».

 

В паспортной службе Бавры, если раньше водитель относил паспорта на регистрацию, то теперь пассажиры сами должны являться в паспортный отдел на учет. «В этом случае работники отдела даже не учитывают то обстоятельство, что люди находятся в разных ситуациях (старики, беременные женщины, больные). «Все должны являться лично и обязательно - вот такое требование», - говорит наш водитель.

 

Начальник 2-го подразделения текущего контроля над автотранспортными средствами Баврского контрольного пункта Ширакского отделения таможенного комитета при правительстве РА Ашот Хачатрян в интервью, данном нам, отметил полностью противоположное мнение о вышесказанном. На наш вопрос: «Какие претензии есть у пассажиров Джавахка?», он ответил: «Джавахк всегда был в центре внимания государственного таможенного комитета и правительства Республики Армения, наше отношение к джавахкцам всегда было лояльным. Недовольство у людей возникает в основном при заполнении документов на багаж, однако таможенник обязан проверять, так как в личных вещах (например, студент в сельхозтоварах, в одежде) человек может перевозить другие вещи (наркотики, оружие). В декларации записывается только разрешенное количество перевозимого груза, а например, компот, варенье или другие вещи не декларируются. Этот закон декларирования был и раньше, просто строго его начали придерживаться сейчас». На наш вопрос о том, что пассажиры недовольны, так как «допустимое количество» в действительности очень мало, и у них всегда возникают проблемы с таможенниками, когда перевозят больше того допустимого мизерного количества, А. Хачатрян ответил: «Исключено, что если, допустим, вместо 40 кг картофеля было перевезено 50 кг и возникли проблемы, но если вместо 40 кг перевозится, например, 100-200 кг, то тогда как думаете, что нужно делать. Но повторяю, по отношению к Джавахку мы очень лояльны. Ребята и из моего, и из других отделений очень внимательно и хорошо относятся к джавахкским пассажирам». Мы задали вопрос: «Как относится ваше начальство к тому, что Вы так мягко относитесь к джавахкским пассажирам?», последовал ответ: «Исключен какой-либо другой подход. Все пассажиры, если везут товар не для бизнеса, например в Ереване делали покупки, могут свободно перемещаться. Но государство не отделяет Джавахк от Республики Грузия, государство не может с Джавахком заключать отдельные договора, это могут делать только частные предприниматели, многие из которых уже имеют такие договора и свободно передвигаются на границе, особенно в последние 2-3 месяца. Население знает, что может войти на сайт таможенного комитета, где есть все пошлины и разрешенное количества товара. А по договорам Республики Армения и Грузии автомашины Республики Армения и Грузии взаимно освобождены от дорожной пошлины и других выплат. Человек может сесть на свое личное средство передвижения и спокойно пересечь границу».

 

Из сказанного видно, что из Республики Армения в Самцхе-Джавахк-Цалку и обратно торговлю могут осуществлять лишь те представители сферы производства, у которых есть определенные договора, а как переходят границу простые крестьяне и мелкие торговцы, этот вопрос оставим без комментариев. Последним закон также «разрешает» осуществлять торговую деятельность, но разве может простой крестьянин иметь прибыль от этого. Для ответа на этот вопрос приведем один пример: житель джавахкской деревни Гадо Э. Айвазян, который по личным делам на собственной машине «Ford» ездил в Ереван, ничего не вез своей тете. На таможне в Бавре на наше замечание по этому поводу он ответил: «Еще цену этих двух мешков картошки должен буду здесь заплатить, чтобы перейти границу. Вместо того, чтобы это перевозить, этих обогатить, на эти деньги я в Гюмри столько же куплю и повезу, и здесь без головной боли обойдусь».

 

Руководители паспортных отделов и Республики Армения, и Грузии отказались давать нам какие-либо объяснения.

 

Бывший директор девятилетней школы в деревне Гадо в Джавахке С. Саркисян с родными едет в Ереван, на похороны, уже довольно долго стоят они на границе на паспортном контроле со стороны Грузии. «Это еще что, члены большинства семей Джавахка находятся в Республике Армения, и во время взаимных посещений очень мучаются. Бахвальствуют эти землячники из «Джавахка» и «грузинские армяне» (имеется в виду действующее в Ереване благотворительное земляческое общество «Джавахк» и общественная организация «Единство грузинских армян» - Автор), пусть знают, что они не армяне, так как они не вмешиваются в преграды, возводимые армянской стороной. Эти грузинские преграды возникли из-за армянской стороны, если армянин останавливает армянина, то что надо ждать от грузин. Не можешь 5-6 кг продуктов перевезти, особенно надоедают на армянской стороне. Хотим, чтоб к нам относились по-человечески, чтоб из-за простых вещей не мучили людей, пусть знает в частности новоизбранный президент Республики Армения, что весь Джавахк выбрал его, а сегодня вместо того, чтоб облегчить, еще больше усложнили услуги. Мы от лица народа Джавахка говорим, что стыдно. Сели на трон и начали мучить народ».

 

Повстречавшийся нам на границе родом из Джавахка, сейчас житель Ереван скульптор Левон Григорян имеет другое мнение: «Народ не привык к подобного рода проверкам и вообще к понятию «граница». Это в мире принято, надо проверять, а недовольство от того, что непривычно, но надо смириться и приспособиться».

 

Пассажиры направляющейся в Джавахк машины имели другое мнение: «Мы устали от ужасных очередей и от того, что долго стоим на границе», - сказала одна студентка. «Мы хотим, чтоб границы вообще не было. Что это такое? Когда едешь заграницу, так не мучаешься, на нашей родной земле границу поставили, декларацию надо заполнять, не знаю еще что. Армяне нашего Джавахка эту так называемую «границу» должны переходить без преград. Эти 22 км дороги Богдановка - граница Грузия не ремонтирует, мы мучаемся, еще и Армения со своими старыми и новыми законами», - возмущается одна пожилая женщина.

 

У водителя Николая Карсляна были свои претензии. Он является директором общества с ограниченной ответственностью «Сагамо», которое уже около 5 лет является армянской стороной договора «О совместных периодических перевозках пассажиров на международной автобусной (микроавтобусной) линии Ереван-Ахалкалак». Грузинской стороной договора является общество «Култа» (директор Л. Карапетян. Кстати, «Култа»-это его кличка, которая на диалекте означает «заглатывающий». Л. Карапетян является свояком бывшего прокурора Ахалкалака Г. Раисяна). Последнему принадлежит также автостанция Ахалкалака, где останавливаются рейсовые автобусы, приезжающие из всех деревень района. Он говорит, что «люди из деревень садятся в машины своих соседей и сразу же едут в Ереван, никто не является зарегистрированным рейсовым микроавтобусом, а вместо этого мои зарегистрированные и законные машины остаются без пассажиров. На границе у них нет никаких проблем, так как часть заработанных денег они дают пограничникам, но ведь договор есть только у меня и только я плачу законные налоги. Люди обманывают, что едут проведать своих родных, они едут в соседние деревни и оттуда «левым» (незаконным - Автор) путем переходят границу. Говорят, закон не запрещает им переходить границу, ну тогда пусть закон так много бумаг, лицензию не давал бы мне, зачем же я столько возился. Вынуждено уже прибегаешь к другим мерам (в их числе Н. Карслян отметил и местных авторитетов). А то я свои машины уже выставляю на продажу. Водители зарабатывают свой хлеб, обвинять их нельзя, виноват закон, виноваты сами работники подразделения текущего контроля автотранспортных средств Баврского таможенного пункта. Если вдруг машина перевернется, кто будет отвечать, если не государственная, с кого будет требовать возмещения ущерба пострадавший».

 

На конкурсе по выбору перевозчика, осуществляющего постоянные межгосударственные автобусные перевозки с территории Республики Армения, объявленном конкурсной комиссией управления транспорта и связи Министерства транспорта и связи РА 28-го апреля 2008 года на линии Гюмри-Бавра-Ахалкалак победителем стало то самое общество «Сагамо» Н. Карсляна. Последний 13-го июня 2008 года сроком на три года заключил такой же договор «О периодических перевозках пассажиров на международной автобусной (микроавтобусной) рейсовой линии Ереван-Ахалкалак» с обществом «Култа»  с грузинской стороны. И этот договор, и вышеназванное заключение конкурсной комиссии управления транспорта и связи Министерства транспорта и связи РА должно быть утверждено министерствами Грузии и Республики Армения соответственно. Должны быть утверждены и тарифные ставки, которые Н. Карслян в закрытом конверте представил конкурсной комиссии. Эти тарифы должна, в свою очередь, утвердить и грузинская сторона, в данном случае общество «Култа» совместно с соответствующим ведомством Грузии. А на транспортной линии Ереван - Ахалкалак, по мнению Н. Карсляна, победителем стал со своим ООО «Левон Абраамян» М. Сагателян из Армении, который, кстати, недавно был осужден сроком на три года.

 

По этому поводу у Н. Карсляна тоже имеются свои претензии: «Линию Ереван - Ахалкалак у меня незаконно отобрали. 5 лет она была у меня, уже более или менее все было урегулировано: в «армянские» дни приезжали армянские машины, в «грузинские» дни - грузинские. Наверху, в министерствах, они между собой договорились и отдали данный маршрут другим».

 

Как становится ясно из наших разговоров с пассажирами и водителями, пограничные вопросы возникают еще и из-за того, что пассажирам не «объясняется» то, какой товар и в каком количестве разрешается ввозить и вывозить. На стенах зданий таможенных пунктов или где-то в другом месте как с грузинской, так и с армянской стороны невозможно найти хотя бы одно извещение, в котором было бы дано подробное объяснение обо всем. В результате этого возникают различные недоразумения и проблемы, об одной из которых отметил в своем слове Н. Карслян: «Человек не знает, что и сколько должен везти, однажды один из моих пассажиров, ничего не зная, взял с собой сколько то ампул лекарств для своих животных. Поймали, составили акт, оштрафовали, получился «ералаш». Нигде ничего не висит, чтоб люди прочитали и знали».

 

Естественно, людей держат в неведении не спроста: пассажир может стать для таможенником средством законного и незаконного вымогательства денег. А не знающими закон людьми легче «управлять».

 

И тем не менее. Законы, плохие или хорошие, известные или нет, существуют. Проблема в том, насколько они соответствуют общим интересам армян района Самцхе-Джавахк-Цалка. А это соответствие еще далеко от действительности.

 

Ваэ Саркисян

АЦ "МИТК"

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 903
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru