Воскресенье, 14.08.2022, 03:11
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 23 » Баку-Тбилиси-Карс - это Париж-Карс-Ереван
Баку-Тбилиси-Карс - это Париж-Карс-Ереван
11:58

Analitika.at.ua. С середины марта планировалось возобновить в Грузии земельные работы по строительству железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК), которые были приостановлены из-за зимнего сезона. В рамках утвержденного правительством Азербайджана бюджета Государственного нефтяного фонда на строительство грузинского участка БТК планируется выделить 80 миллионов манатов.

 

Возможно, эта новость и не вызвала бы никакого интереса у нас, если бы не один весьма немаловажный аспект – Азербайджан, не жалея сил и средств, продолжает проводить политику экономической блокады Армении, и строительство БТК служит одним из компонентов этой политики. Напомним, что рамочное соглашение о прокладке этой магистрали было заключено 7 февраля 2007 года в Тбилиси. На церемонии подписания документа присутствовали президенты Азербайджана, Грузии и премьер-министр Турции. В рамках соглашения предполагается проложить новую 105-километровую железнодорожную ветвь - 76 километров на территории Турции и 29 километров - Грузии. Помимо этого, в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки - Марабда – Тбилиси с тем, чтобы повысить пропускную способность магистрали до 15 миллионов тонн грузов в год. Также в Ахалкалаки планируется построить пункт по переходу поездов с существующей в Грузии колеи на европейскую. На строительство грузинского участка железной дороги Азербайджан выделил грузинскому ООО «Железная дорога Марабда-Карцахи» льготный кредит на сумму 200 миллионов долларов сроком на 25 лет под один процент годовых. Общая стоимость проекта БТК превышает 600 миллионов долларов.

Что же подтолкнуло Азербайджан, Грузию и Турцию пойти на заключение такой дорогостоящей сделки? Естественно, каждый из них преследовал свои цели, руководствовался своими интересами. Какие цели преследует Азербайджан – мы уже отметили. Он продолжает изобретать новые методы по оказанию всемерного давления на Армению с целью ее политической и экономической изоляции. В Баку, скорее всего, надеются, что таким образом удастся заставить Армению отказаться от Нагорного Карабаха. А если и нет, то хотя бы получить железнодорожное сообщение с «братской» Турцией, но обязательно в обход Армении. Чтобы вовлечь Тбилиси в бакинскую политику по изоляции Армении, Ильхам Алиев преднамеренно закрывает глаза на жалобы своих соотечественников в Грузии, которые не первый год твердят о притеснении их со стороны грузинских властей.

 

В выигрышном положении в данной ситуации оказалась Грузия. Не будь конфликта между Арменией и Азербайджаном, она сама оказалась бы на периферии региональных проектов. Ведь наиболее выгодные с экономической точки зрения маршруты нефтегазопроводов и железнодорожных путей в Турцию и далее в Европу пролегают именно через армянскую, а не грузинскую территорию. Думается, власти Тбилиси заинтересованы в сохранении неурегулированности нагорно-карабахского конфликта, что позволяет ей стать главной транзитной страной на Южном Кавказе.

 

Помимо сугубо экономической выгоды, железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс имеет для грузинской стороны также некое политическое значение. Так, в обход России Грузия может прорубить для своих поездов дорогу в Европу. Причем, не затратив для достижения этой цели ни единого цента. Строительство железной дороги через Ахалкалаки в Турцию финансируется Азербайджаном, к тому же на сверхльготных условиях. Еще раз напомним - Азербайджан выделяет Грузии для строительства дороги на ее территории льготный кредит на сумму 200 миллионов долларов сроком на 25 лет с годовой процентной ставкой всего в один процент. И хотя Грузия прекрасно понимает, что непосредственно вовлечена в политику экономического давления на Армению, от такого подарка она отказываться не намерена. Есть еще один игрок во всей этой команде - Соединенные Штаты Америки. Помнится, на словах официальные представители США неоднократно призывали Грузию и Турцию воздержаться от реализации этого транспортного проекта. Но это только на словах, адресованных исключительно армянской общественности, чтобы не настроить против себя влиятельное армянское лобби Америки. Не будь официальной санкции, Михаил Саакашвили вряд ли посмел бы перечить Вашингтону. Почему же американцы так заинтересованы в железной дороге Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку? На наш взгляд, самая главная причина в том, что реализация проекта позволит Азербайджану и Грузии избавиться от российской транспортной зависимости и еще более отдалит эти две южнокавказские страны от их могущественного северного соседа. Заинтересованность США в стальной магистрали объясняется также намерениями Запада вовлечь Грузию и Азербайджан (в обозримом будущем) в НАТО. Реализация проекта позволит нынешнему члену НАТО - Турции - и двум потенциальным участникам Североатлантического альянса - Грузии и Азербайджану - связаться железнодорожным сообщением. Так или иначе, реализация проекта для американцев - это еще один шаг к тому, чтобы избавить две южнокавказские страны от российской зависимости и, в конечном счете, вывести их из сферы влияния России. Что же делать Армении в этой ситуации? Наверное, с пониманием отнестись к существующим реалиям и постараться добиться права тоже пользоваться этой дорогой. Азербайджану едва ли удастся запретить, скажем, движение пассажирских поездов по маршруту Ереван – Ахалкалаки. Конечно, в Баку наверняка вынашивают такие планы, однако данный вариант выглядит нереальным: территория Грузии - это все же территория Грузии, и вряд ли власти Тбилиси позволят Баку выдвигать им какие-либо требования. Да и Турция, стремящаяся в Евросоюз и заявляющая о потеплении отношений с Ереваном, думается, не станет чинить препятствий для железнодорожного сообщения Европы с Арменией по этой дороге. Официальной Анкаре, как нам представляется, будет крайне трудно объяснить европейским государствам, почему она не пропускает через свою территорию немецкие, австрийские, французские и другие поезда в Армению. Следовательно, и Армения может получить железнодорожный выход в Европу без открытия турецко-армянской границы.
 

Эвика Бабаян

defacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1211
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru