Вторник, 16.08.2022, 15:52
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 25 » Бакинский султанат беспокоит Европу
Бакинский султанат беспокоит Европу
14:35
Analitika.at.ua. Азербайджан может быть исключен из Совета Европы?

 

18 марта в Азербайджане прошел всенародный референдум по внесению изменению в Конституцию АР. На голосование была вынесена 41 поправка к 29 статьям Основного закона АР, самой главной из которых было изменение статьи 101 - о снятии ограничений одного лица на пост президента более двух раз.

 

Отныне президент Азербайджана, а именно, Ильхам Алиев может избираться столько, сколько ему заблагорассудится.

 

На Западе сам референдум и его итоги вызвали озабоченность, но... разными обстоятельствами. Так, США обеспокоила быстрота организации референдума, ограничения на проведение собраний и освещение в прессе предвыборных дебатов. “Подобная практика ограничивает волеизъявление граждан, и мы знаем о вмешательстве властей и полиции в ход избирательной кампании и процесс референдума”, - заявила представитель Госдепартамента США Аманда Харпер. США призывают правительство Азербайджана полностью соблюдать основные свободы граждан, включая свободу слова, собраний и ассоциаций, а также оперативно расследовать информацию о вмешательстве властных структур в процесс референдума.

 

Совет Европы (СЕ) отреагировал резче. Председатель Конгресса местных и региональных органов власти при СЕ Иэн Микаллеф заявил, что поправки в Конституцию Азербайджана нарушают обязательства в плане соблюдения демократических норм, которые Баку взял на себя в 2001 г. Серьезнейшую озабоченность, в частности, вызывает поправка о снятии ограничения на срок пребывания президента в должности - фактически позволяющая нынешнему главе государства Ильхаму Алиеву пожизненно баллотироваться на этот пост, сказал Микаллеф в интервью RFE/RL. По его словам, вступление этой поправки в силу приведет к приостановке участия азербайджанской делегации в работе Конгресса, а в конечном итоге Баку может быть вообще исключен из Совета Европы “Здесь речь идет о демократии и верховенстве закона. На наш взгляд, в отсутствие ограничений (срока пребывания главы государства в должности), президент фактически может превратиться в диктатора”, - отметил Микаллеф.

 

Конгресс местных и региональных органов власти при Совете Европы может принять соответствующие меры уже на следующем заседании, которое состоится в начале апреля. Решение о приостановке участия делегации АР в работе Конгресса следует рассматривать также как его рекомендацию о замораживании членства Азербайджана в Совете Европы.

 

Удастся ли Баку, где утверждают, что отмена ограничения на пребывание президента в должности двумя сроками подряд “расширит права избирателей в плане свободного выбора главы государства и соответствует принципам демократии”, переубедить Европу, узнаем скоро. Проявление Страсбургом принципиальности может воодушевить азербайджанскую оппозицию, которая сначала призывала к бойкоту референдума, а теперь заявляет, что его результатам нельзя доверять из-за множества подтасовок, и намеревается идти в суд, в том числе в Европейский.

 

Все это можно было бы считать внутренним делом Азербайджана и азербайджанцев - хотят монархию и диктатуру, нехай имеют, - если бы не одно “но”. В числе наиболее важных поправок - наделение президента правом переносить дату выборов главы государства и парламента в случае военных действий. То есть президент Алиев получил возможность продлить срок своих полномочий после его истечения в 2013 году, если Азербайджан будет находиться “в состоянии войны”. Азербайджанский эксперт по международному праву Эркин Гадирли считает, что эта формулировка положения оставляет возможность для самого широкого толкования преследуемых целей. “В национальном законодательстве отсутствует такое определение, как “состояние войны”. Есть лишь определение чрезвычайного и военного положения, а “состояние войны” - это совсем другое. Как его определить, пока неясно. Тот факт, что подобное продление полномочий не распространяется на выборы в местные органы власти, говорит о том, что власти просто хотят укрепить свои позиции и остаться во власти как можно дольше”.

 

А завотделом аппарата президента АР Шахин Алиев отмечает: “Подобная норма содержится в Конституциях ряда европейских стран, в частности, Греции и Хорватии, и включение подобной нормы в Конституцию Азербайджана, которая живет в состоянии необъявленной войны с Арменией, необходимо”. “Например, если военными действиями охвачено более 32 избирательных округов, то формирование парламента в принципе невозможно, так как Милли Меджлис может начать свою деятельность только в случае, если утверждены полномочия 83 депутатов из 125 (часть 3 статьи 87 Конституции). Ведение военных действий на территории более чем 65 округов делает нереализуемой статью 181.1 Избирательного кодекса, согласно которой, 40.000 подписей в поддержку кандидата в президенты должны быть собраны на территории не менее чем 60 округов. Если в Конституциях Греции и Хорватии механизм реализации аналогичных норм не раскрыт, то в Азербайджане продление полномочий выборных органов будет возможно только после соответствующего обращения Центральной избирательной комиссии в Конституционный суд, после чего факт невозможности проведения выборов должен быть констатирован Конституционным судом”.

 

Из слов Ш.Алиева, правда, непонятно, какую по масштабу территорию собирается охватить военными действиями грезящий о силовой акции в отношении Нагорного Карабаха Азербайджан и как боевые действия в самом Карабахе и даже на находящихся ныне в юрисдикции Степанакерта территориях вокруг НКР могут помешать кандидатам в депутаты или в президенты собирать подписи в самом Азербайджане?

 

Примечательна еще одна поправка в Конституцию АР, которая наделяет президента правом заключать межправительственные договора, предусматривающие иные правила, чем в национальном законодательстве. Естественно, азербайджанских журналистов заинтересовало, дает ли последнее изменение президенту право подписывать мирный договор по урегулированию нагорно-карабахского конфликта “на условиях, противоречащих требованиям Конституции, например, об унитарном характере Азербайджана”. “Это изменение не имеет никакого отношения к конституционным нормам о государственном устройстве Азербайджана, к возможным межгосударственным соглашениям по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Любое соглашение по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта должно строго соответствовать нормам действующей Конституции. Любое мирное соглашение, противоречащее Конституции, не будет иметь правовой силы с момента подписания”, - утверждает Ш.Алиев.

 

Все это - лишь очередное свидетельство того, что Баку и не помышляет о каких-либо компромиссах, а, следовательно, и об урегулировании. Руководство Азербайджана этого, собственно, и не скрывает.

 

Гаянэ МОВСЕСЯН

РА

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 702
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru