Суббота, 20.04.2024, 08:24
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 26 » Месторождения урана как фактор глобальной конкуренции и региональной стабильности
Месторождения урана как фактор глобальной конкуренции и региональной стабильности
12:02

Analitika.at.ua. Развитие мирового энергетического рынка в секторе «мирного атома» диктует свои императивы для реализации уже оглашенных амбициозных проектов две - и многостороннего характера.

 

За прошедший год рынок «мирного атома» стал свидетелем беспрецедентного роста, однако этот рост во многом носил декларативный характер, проявивший себя, с одной стороны, в констатации намерений заинтересованных сторон в развитии своих энергетических атомных мощностей, а с другой – в выражении готовности нескольких мировых держав удовлетворить эти намерения.

 

2009 год станет определенным тестом в реальности и перспективности уже оглашенных амбиций стран-реципиентов и стран-продуцентов атомных технологий мирного характера.

 

Последние события в международном энергетическом секторе «мирного атома» на стыке 2008-2009гг. свидетельствуют, что указанный тест будет в значительной степени связан с возможностями доступа некоторых стран-продуцентов атомных технологий к месторождениям урана, находящимся в непосредственной близости к зонам уже декларированных проектов две- и многостороннего сотрудничества. Если рынок «мирного атома» растет, то обеспечители и удовлетворители этого роста не могут не призадуматься о своих перспективах доступа к мировым запасам урана. Тем более что по экспертным оценкам в ближайшие годы возможен дефицит поставок урана для удовлетворения растущих потребностей мировой атомной индустрии.

 

Так, по оценкам экспертов Казахстана, оглашенным еще в 2006г., в перспективе до 2012г. общий дефицит уранового сырья в глобальном масштабе может вырасти до 16 тысяч тонн урана. Дефицит урана будет вести к росту цен на это сырье, который уже испытал свои «взлеты» и «падения», относительно стабилизировавшись ныне на отметке около $50 за фунт (мировая цена природного урана рассчитывается в мере веса стандартного английского фунта, равного 453,592374 граммам).

 

Долгое время цены урана на мировом рынке определялись не себестоимостью добычи, а наличием его складских запасов у ряда стран-потребителей и экспортеров. Запасы эти были столь велики, что десятилетиями многие страны могли просто не задумываться о том, что возможен дефицит ядерного топлива. Долговременная ситуация с низкими ценами сложилась вследствие распродажи на мировом рынке складских запасов, накопленных еще во времена гонки вооружений периода Холодной войны. В свое время это привело к падению цены на уран до рекордного минимума в $6,25 за фунт и как следствие – к массовому разорению производителей урана. Ведь такая цена не только не обеспечивала возврата инвестиций в отрасль, она фактически ставила под вопрос добычу урана как бизнес.

 

Нынешний рост цен на уран связан не с реальным дефицитом урана, а с его ожиданием. По мере расходования складских запасов потребность в уране будет возрастать. С учетом ожидаемого перехода мировой энергетики в последующие десятилетия с традиционных видов топлива на прогрессивные (очень впечатляющее сравнение: полная энергия 25 граммов природного урана эквивалентна теплосодержанию 125 тонн каменного угля) и роста количества атомных электростанций этот процесс будет продолжаться.

 

Если в 2000г. фунт урана стоил около $7, то за последние годы произошел сверхмощный рывок цен. Так, к середине 2007г. цена фунта уранового концентрата вплотную приблизилась к $100.

 

Низкие цены на другой, самый востребованный в мировом масштабе энергоресурс – нефть, не могут быть для такой инновационной и «наукоемкой» державы, как США, успокоительным обстоятельством, делающим развитие собственной и зарубежной атомной отрасли не актуальным и несколько отложенным во времени. Низкие цены на нефть тем более не могут оказывать такой отложенный характер для развития атомных мощностей России, как на своей территории, так и в зонах ее внешнеэкономических интересов, учитывая большой потенциал страны по выходу на указанные рынки именно посредством удовлетворения мирового спроса на развитие «мирного атома».

 

Еще один заинтересованный игрок на глобальном энергетическом рынке в лице Европейского Союза стремится не отставать в предложении собственных подходов по удовлетворению мирового спроса на «мирный атом». Причем делается это в тесной связке с геополитическими интересами ЕС и с «держанием в уме» рисков, связанных с ядерным досье Ирана. 9 декабря 2008г. Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Х.Солана озвучил планы объединенной Европы по созданию «банка ядерного топлива» для гарантированного удовлетворения потребностей европейских импортеров урана и централизации решения вопроса обогащения ядерного топлива. Планы ЕС в создании подобного «банка», по словам Х.Соланы, имеют оперативный характер своей реализации (установлен срок до 2010г.) и оцениваются примерно в 25 млн евро.

 

Насколько реальны возможности двух наиболее мощных энергоатомных держав – США и России – по доступу к мировым запасам урана? Очевидно, что нас в первую очередь должны интересовать возможности России в этом вопросе, так как они уже успели проявить себя в отношении атомных энергетических и добывающих мощностей на территории Армении.

 

Соединенные Штаты, хотя и испытывают зависимость от импорта урана для удовлетворения собственного внутреннего спроса на энергетическом рынке и, как указывается, в частности, в ноябрьском докладе 2008г. информационно-аналитической компании по исследованию экономических рынков «RNCOS» (Market Research Report «US Nuclear Energy Outlook»), могут столкнуться в будущем с ограничителями в доступе к внешним месторождениям урана на фоне растущих сопоставимых потребностей к такому доступу со стороны, например, России, Китая и Индии, все же необходимо подчеркнуть, что их возможности по обеспечению своего доступа к мировым запасам урана должны рассматриваться с предпочтительных позиций. Здесь лишь отметим, что расположение крупнейших запасов урана, разведанных и подтвержденных на настоящий момент, в таких странах англосаксонского мира, как Австралия и Канада (соответственно, 23% и 8% от общемировых запасов урана), могут вселять уверенность в другие страны, и прежде всего, в таких атлантистов с атомными амбициями, как США и Великобритания.

 

Наряду с этим и в сравнении с другими государствами Австралия и Канада располагают значительными преимуществами по безопасному хранению отходов выработанного ядерного топлива, выражающимися в следующих географических, геологических и политических факторах: большая территориальная площадь и наличие необитаемых территорий вдали от населенных пунктов; глубокие залежи в сейсмически устойчивой горной породе, где отходы могут храниться в условиях, не представляющих опасности для окружающей среды; политическая стабильность.

 

Россия и, отчасти, Китай испытывают определенные сложности в вопросе выхода к основным, внешним для них мировым залежам урана, что вынуждает их проводить более активный, а временами, и агрессивно-конкурентный стиль поведения для обеспечения своего доступа к месторождениям урана.

 

Если для США вопрос доступа к месторождениям урана имеет более коммерческий характер, проявляющий себя в ограничении возможного роста мировых цен на уран, то для таких стран, как Россия и Китай, данный вопрос все больше принимает геополитический окрас создания вокруг себя пояса благоприятного доступа к залежам урана. Можно предположить, что ту роль, какую для США играет на протяжении последних десятилетий вопрос доступа к промышленным месторождениям нефти, для таких стран, как Россия, Китай и Индия, будет играть вопрос доступа к месторождениям урана.

 

Судя по заявлениям ответственных за атомную энергетическую отрасль России лиц, Россия обеспечена собственными запасами урана на 60 лет вперед. Вместе с тем, руководством страны принято стратегическое решение не продавать свои запасы природного урана на мировом рынке.

 

Для такого решения есть объективные основания, одним из которых выступает ожидаемый в России дефицит природных ресурсов в долгосрочной перспективе и урана в том числе. Так, по оценкам российских экспертов, Россию ждет дефицит по 36 основным видам природных ресурсов. За предстоящие 15 лет страна исчерпает разведанные запасы нефти, газа, свинца, 75% меди, молибдена, никеля, олова, серебра, цинка, а золота и алмазов еще быстрее. Совсем плохо с запасами урана.

 

Уже сегодня в России производство природного урана составляет лишь около 20% от потребностей. Пока дефицит покрывается за счет накопленных еще в советское время складских запасов. К 2010г. требуется увеличить производство природного урана вкупе с ростом его закупок за рубежом до 7,5 тысяч тонн в год, а к 2020г. этот рост должен достичь 14-15 тысяч тонн.

 

Несколько завуалированная, но все же присутствующая интрига нынешней борьбы двух соседних держав в лице России и Китая в сфере удовлетворения и проецирования своих энергетических амбиций – это конкуренция в Центральной Азии за доступ к урановым месторождениям Казахстана. Все как-то уже привыкли к борьбе мировых и региональных держав за «газовый Туркменистан», «нефтяной Казахстан». По всей видимости, в информационное поле актуальной геополитики ближайших лет войдет оперирование понятием борьба за «урановый Казахстан», где основными конкурентами в этой борьбе станут Россия и Китай.

 

В ноябре 2008г. национальная компания «Казатомпром» подписала соглашения о стратегическом партнерстве в сфере атомной энергетики с китайскими компаниями «China Guandong Nuclear Power Company» (CGNPC) и «China National Nuclear Corporation» (CNNC). Соглашения предусматривают совместные разработки месторождений на территории Казахстана, долгосрочные поставки урана в Китай, производство топлива для китайских АЭС. В частности, CGNPC получит доли в совместных предприятиях по разработке казахстанских месторождений: «Ирколь» в Кызылординской области (производственная мощность 750 тонн урана в год) и «Семизбай» в Акмолинской области (500 тонн в год). Компания CNNC – месторождения «Жалпак» в Южно-Казахстанской области (мощность 750 тонн).

 

Тем самым, Пекин получает прямой доступ к источникам сырья для развития своей атомной энергетики (подтвержденные запасы урана Китая оцениваются менее чем в 1,5% мировых; собственная добыча в 2007г. составила 870 тонн и удовлетворила лишь половину текущей потребности страны).

 

Казахстан (обладающий по собственным оценкам 19% разведанных мировых запасов урана, а по зарубежным – 15%) входит в тройку мировых лидеров по добыче урана. Сегодня в стране существует только часть технологической цепочки ядерно-топливного цикла. Это добыча природного урана, аффинаж (первичная очистка) и производство топливных таблеток. Все остальные звенья топливной сборки находятся на территории России. Сегодня Казахстан проводит диверсификацию рынков и партнеров в урановом секторе, стремясь снизить свою зависимость от Москвы.

 

Как отмечалось выше, ключевой проблемой развития атомной энергетики России является обеспечение ураном. Россия готова активно расширять географию поставок урановых продуктов, однако добыча природного урана в России на сегодняшний день не обеспечивает даже потребностей отечественной атомной отрасли. В перспективе же Россия готова вести добычу урана и по всему миру. «Мы готовы добывать уран на любой территории мира, там, где это выгодно», – заявляет руководитель атомной отрасли России С.Кириенко.

 

По всей видимости, в России принято решение о выгодности добычи урана на территории Армении, и уже с весны 2007г. активизировались усилия Москвы по созданию совместного с Арменией предприятия в этой сфере. Геологоразведочные работы на территории Армении, которые планируется провести до 2010г. и после этого приступить к обсуждению деталей возможного соглашения, ждут своего осуществления.

 

По данным на середину декабря 2008г., созданное в соответствии с российско-армянскими договоренностями ЗАО «Армяно-Российская горнорудная компания» разрабатывает проект геологоразведочных работ на уран и другие полезные ископаемые на территории Армении. Конкретные участки поисково-оценочных и геологоразведочных работ будут определены проектом и оформлены лицензией на недропользование после принятия решения Правительством Республики Армения о предоставлении ЗАО «Армяно-Российская горнорудная компания» особого разрешения на право проведения геологоразведочных работ. Начало проведения последних запланировано на весну 2009г.

 

Новый взгляд на российские интересы по поводу совместной с Арменией промышленной добычи урана может быть сформирован, учитывая получающие перспективу амбиции России на вновь формируемом рынке «мирного атома» Турции. Возможно, что целый комплекс уже имевших место и ныне текущих развитий событий вокруг приобретения Россией атомных и железнодорожных активов Армении, инициатив по скорейшему сухопутному открытию армяно-турецкой границы, получения Россией тендера на строительство первой атомной электростанции на территории Турции может выразиться в следующем: запасы урана в Армении имеют также нацеленность на удовлетворение перспективных потребностей Турции в этом ресурсе.

 

Если это предположение найдет свое «материальное» (достаточные для промышленной разработки и экспорта объемы урана на территории Армении) и политико-экономическое (разблокирование сухопутной связи между Арменией и Турцией и принятие турецкими властями окончательного решения в пользу российского строительства турецкой АЭС) подтверждение в перспективе 2009-2010гг., то в регионе Южного Кавказа и вокруг него может сложиться качественно иная ситуация, создающая здесь дополнительные условия для региональной безопасности как в ее военно-политическом, так и в энергетическом проявлениях.

 

Вместе с тем, ситуация вокруг интересов ведущих держав в Южном Кавказе и в примыкающих к нему регионах настолько «деликатна», что необходим очень взвешенный и прагматичный подход в оценке действительных планов основных внешних игроков. Так, среди экспертов получает распространение мнение о том, что проект развития турецкой национальной ядерной энергетики, предусматривает помощь США в создании на территории Турции центра по обогащению урана, что, помимо прочего, создаст возможность для Ирана покупать ядерное топливо у Турции. На основе этого делается предположение, что таким образом США хотят использовать в будущем Турцию в качестве ядерного энергетического центра для противодействия инициативам России, направленным на создание в рамках МАГАТЭ в г.Ангарске (Иркутская область) Центра по обогащению урана. США, контролируя турецкий ядерный рычаг, попытаются использовать его не только в качестве инструмента давления на Иран, который сам стремится обогащать уран, но и для реализации своих политических, экономических и военных планов на Ближнем и Среднем Востоке.

 

Определенная разнонаправленность энергетических интересов основных внешних факторов имеет перспективу сойтись в точке общности их главного интереса по укреплению стабильности и безопасности Южного Кавказа. После того, что произошло в регионе в августе прошлого года, в ближайшее время усилия как региональных, так и внерегиональных Южному Кавказу сил будут направлены на нейтрализацию дестабилизирующих регион факторов, в чем свою роль может сыграть развитие атомных мощностей и, в частности, установление взаимовыгодного сотрудничества между потенциальными продуцентами и покупателями ядерного топлива.

 

Михаил Агаджанян

noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1321
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru