Четверг, 18.04.2024, 06:32
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Март » 26 » Широко шагает Азербайджан в сторону Северной Кореи
Широко шагает Азербайджан в сторону Северной Кореи
17:38

Analitika.at.ua. В Азербайджане 18 марта прошел референдум о внесении поправок в Конституцию, главная из которых предусматривает изъятие из Конституции статьи, ограничивающей возможность избрания президентом одного лица не более двух раз. Об итогах прошедшего референдума, причинах его «поспешного» проведения, а также о том, как скажутся произошедшие изменения в Азербайджане на процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта - в интервью с Рубеном Заргаряном, советником министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики.

 

- Как вы оцениваете итоги референдума в Азербайджане?

 

- Референдум снял последние формальные препятствия на пребывание на посту президента более двух сроков, что делает президента Ильхама Алиева бессрочным пожизненным главой Азербайджана. Кроме того, предусматривается, что полномочия президента и парламента по решению Конституционного суда продлеваются при отсутствии возможности проведения выборов в условиях войны. Характерно, что в Азербайджане агитация в пользу снятия ограничения на переизбрание более двух раз аргументировалось, в том числе, и необходимостью создания дополнительных возможностей для Азербайджана развязать новою войну против Нагорно-Карабахской Республики. Азербайджан отказывается признать концепцию мирного сосуществования двух суверенных государств НКР и Азербайджана, что самым серьезным образом тормозит урегулирование. Азербайджан до сих пор не отказался от возможности нового насилия, и, прежде всего, от вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических, экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и права его народа свободно избирать формы своего национального существования.

Политический процесс и механизм принятия внешнеполитических решений в демократических странах характеризуются структурно-институциональными ограничениями, такими, как разделение властей, система конституционных сдержек и противовесов, необходимость получить поддержку политических решений со стороны ответственного гражданского общества в ходе их публичного обсуждения. Все это существенно ограничивает принятие радикальных решений, особенно в вопросе о войне. Отсутствие всего вышеизложенного в Азербайджане усиливает угрозу агрессии, внезапного нападения на НКР. Режим, не имеющий структурно-институциональных ограничителей произвола и развитой политической культуры, не приемлющий разумных компромиссов, способен на принятие волюнтаристских решений по развязыванию новой войны. Для де-эскалации конфликта необходимо на первом этапе добиться подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против НКР, включающего международные гарантии.

Интересен и еще один момент. Депутат азербайджанского парламента Рабийят Асланова подчеркнула, что «проведение референдума — внутреннее дело Азербайджана, в которое, согласно международному праву, недопустимо вмешательство извне». Налицо двойные стандарты, ведь сам Азербайджан пытается узурпировать право на определение статуса НКР, вопроса проведения референдумов в НКР, что является внутренним делом НКР. Очевидно, что независимый государственный статус НКР не подлежит обсуждению кем-либо, кроме самого народа Нагорного Карабаха, а согласно нормам международного права должен быть незамедлительно признан.

 

- С чем связана поспешность с проведением референдума в Азербайджане, ведь только недавно прошли президентские выборы?

 

- Очевидно, что поспешность проведения референдума вызвана мировым кризисом и падением цен на нефть, ростом социальной напряженности в Азербайджане. Для многих давно стало очевидно, что нефтяные и газовые возможности Азербайджана, на основе которых ведется торг с Западом и Россией, являются мифом. Необходимо подчеркнуть, что нефтяные запасы в Азербайджане минимальны. За последние 25 лет добыча нефти в Азербайджане упала почти в три раза, а доля Азербайджана в мировой добыче нефти составляет лишь 0,3 процента. Извлекаемые запасы нефти в Азербайджане составляют 1 млрд. тонн, что составляет лишь незначительную долю от мировых извлекаемых запасов в 142 млрд. тонн. Отсутствие у Азербайджана газа для проекта «Набукко» также уже стало очевидным для всех. Азербайджан добывает немногим свыше 17 миллиардов кубометров газа. Их едва хватает на покрытие собственных нужд и на поставки Грузии и Турции, а для «Набукко» нужны 30 миллиардами кубометров газа. На днях строительство «Набукко» было исключено из списка проектов, подлежащих финансированию отдельной строкой за счет средств бюджета Евросоюза.

 

- Как могут сказаться изменения в Азербайджане на процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта?

 

- В мире все более очевидными становятся отличия в политической системе и политической культуре Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики. Широко шагает Азербайджан в сторону Северной Кореи. В Азербайджане классический культ вождя, клановая структура власти, развитый репрессивный аппарат, контроль над распространением информации. Но в отличие от Северной Кореи в Азербайджане еще процветает идеология расизма и геноцида.

Международная организация в защиту свободы Freedom House выпустила отчет о состоянии свобод в мире за 2009 год, согласно которому, состояние свобод в Нагорном Карабахе признано в докладе лучше, чем в Азербайджане, а НКР названа «частично свободной» страной. Азербайджан, как и прежде, включен в список несвободных стран. В докладе подчеркивается, что ситуация в Азербайджане за минувший год ухудшилась. Среди наиболее негативных моментов для несвободных стран названы нарушения свободы выбора, свободы выражений и прессы, коррупция, непрозрачность работы правительства и госорганов, произвол правоохранительных органов.

Азербайджан проигнорировал все протесты Совета Европы. 16 марта Венецианская комиссия Совета Европы дала отрицательное заключение поправке об исключении из Конституции пункта об ограничении двух президентских сроков. Отмена ограничения на двойной срок президентства названа самой «существенной и сомнительной» поправкой. В отчете подчеркнуто, что «регулярная смена режима через выборы есть необходимый метод для предотвращения слишком большой концентрации власти в руках президента». Депутат парламента Азербайджана Сиявуш Новрузов дал США своеобразный урок «демократии по-азербайджански», заявив: «Ограничение по президентским срокам - это законодательная практика США, которая впоследствии начала применяться в других странах. Это ограничение - самое большое проявление антидемократичности».

Азербайджано-карабахский конфликт необходимо анализировать с ценностных позиций. Попытки подчинить демократический Нагорный Карабах тоталитарному Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке. Нагорному Карабаху удалось построить стабильное демократическое общество и государство. В Нагорно-Карабахской Республике сформировались устойчивые политические институты, действуют легитимные органы власти, влиятельное центральное правительство. Неоднократно проводились выборы в парламент в 1991, 1995, 2000, и в 2005 гг. Президент НКР избирался в ходе прямых всеобщих выборов в 1996 г., досрочных в 1997 г., 2002 и в 2007 гг. Выборы органов местного самоуправления в НКР проходили в 1998, 2001, 2004 и в 2007 гг. На референдуме в 2006 г. была принята конституция НКР. В Карабахе утвердился общественный консенсус относительно фундаментальных ценностей карабахского социума. Приводятся в соответствии с европейскими нормами правовая база, судебная система. В НКР активно формируется многопартийное политическое поле, функционируют неправительственные организации. Успехи карабахской демократии получили широкое признание в мире.

Ключ к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта – окончательное признание независимости НКР и прямой диалог между НКР и Азербайджаном. Для успеха переговоров необходимо взаимное признание участников конфликта и полноценное участие НКР в переговорном процессе на высоком уровне. Нагорный Карабах и Азербайджан должны обладать равными международными правами и нести международно-правовую ответственность за свои действия, а также выполнять Устав ООН, нормы и принципы международного права. Когда Азербайджан поймет, что решение проблем возможно только в сотрудничестве с НКР и, следовательно, во взаимном признании, тогда конфликт будет завершен.

 

Подготовил Георгий Ковалев

 

Defacto.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 778
Календарь новостей
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru