Analitika.at.ua. Армения продолжает переговоры с Ираном, Россией, с международным и Азиатским банками развития по поводу строительства железной дороги Армения - Иран. Министр транспорта и связи Гурген Саргсян заявлял, что Азиатский банк развития выразил готовность финансировать технико-экономическое обоснование проекта, но согласно информации, полученной от пресс-секретаря министерства Сусанны Тоноян: «исследовательские работы на армянском участке дороги пока еще не начались».
И пока Армения ищет деньги, Россия, Азербайджан и Иран окончательно договорились построить общую железную дорогу, которую Азербайджан уже назвал стратегической. Эта дорога предполагает железнодорожную связь Индии и Юго-Восточной Азии с Европой.
Мы в очередной раз остаемся вне крупного регионального проекта, но нам не привыкать, и вопрос в другом. Насколько будет выгодно Ирану, вовлеченному в этот проект, заниматься еще и строительством железной дороги на Армению, ведущей максимум до черноморских портов? 2 октября 2008 г. президент Саргсян, выступая в парламенте, объявил что «три программы будут в центре нашего внимания. И пусть отечественные и иностранные бизнесмены будут извещены, что Армения начинает строительство новой атомной станции, процесс строительства железной дороги Иран-Армения и создает Всеармянский банк. Нам это будет намного легче сделать, если мы будем действовать вместе».
Отметим, что в конце прошлого года не было надежных сведений о том, что дорога проходящая через Азербайджан, будет построена. Даже азербайджанская пресса, не упускающая повода для антиармянской пропаганды, на это строительство всего лишь намекала. В отсутствие этой дороги железная дорога Иран-Армения могла бы иметь значение как коридора Восток - Запад, теперь же значение ее резко снижается. Еще месяц назад секретарь Совета национальной безопасности Артур Багдасарян заявил, что Россию интересует этот проект (Иран-Армения). «Российская кампания управляет армянской железной дорогой, т.е. строительные расходы касаются не только армянской стороны, а всех возможных участников проекта», - сказал тогда секретарь СНБ. Однако пока Армения никак не выразила свое участие в проекте Иран-Армения. И если учесть мировой кризис, то вряд ли именно сегодня российские кампании готовы вложить крупные средства в малоамбициозный проект.
Остается Иран. Насколько он останется верен предварительным договоренностям - остается только гадать. В министерстве транспорта и связи считают, что строительство дороги через Азербайджан не помешает строительству железной дороги Иран-Армения, и предварительные договоренности остаются в силе.
Вахтанг Маргарян
7or.am |