Analitika.at.ua. Состоявшийся 18 марта в Азербайджане референдум по поправкам в Конституцию продолжает привлекать внимание как экспертов, так и СМИ, причем не только стран региона Южного Кавказа. Мнения разделились. Одни полагают, что итоги референдума, на котором население проголосовало за право одного и того же лица баллотироваться на пост президента более двух раз подряд, дадут Азербайджану возможность продолжить курс реформ. Другие считают, что Азербайджан пошел путем, позволяющим в критический для мировой экономики и политики период усилить исполнительную власть и сконцентрировать ее в руках президента. Прозвучала также мысль, что страна по-прежнему будет развиваться в соответствии с демократическими принципами. Вот о них, демократических принципах, а точнее, об отношении к ним европейских структур хотелось бы поговорить.
Почему европейских? Потому что излюбленным коньком европейских политиков по-прежнему остается тема прав человека и демократии. И к тому же на референдуме в Азербайджане в числе десятка международных наблюдателей присутствовала также миссия Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая представила отчет о результатах референдума.
Если судить по опубликованным в СМИ оценкам миссии еропарламентариев, то можно заметить, что они больше касаются формы, а не содержания референдума. Иными словами, наблюдатели предпочли оценить саму процедуру голосования, причем в восторженных тонах, избегая при этом комментариев относительно того, насколько сам референдум, отменивший ограничение президентства двумя сроками подряд, соответствует тем самым демократическим нормам, апологетами которых они выступают. "Мы еще раз заявляем, что Азербайджан укрепил позиции как стабильное и спокойное государство в очень сложном регионе" - отмечено в заявлении наблюдателей. Руководитель же миссии ПАСЕ Пол Вили заявил, что референдум легитимен по всем вопросам и некоторые изменения, без сомнения, будут служить значительному усовершенствованию Конституции.
Что же побуждает парламентариев Европы, презрев ими же выпестованные и возведенные едва ли не в абсолют демократические ценности, закрывать глаза на конституционное закрепление практически существующего полтора десятка лет монархического правления семейного клана Алиевых и расточать дифирамбы режиму, на корню уничтожающему любые зачатки и проявления демократии в Азербайджане? Прежде чем ответить на этот вопрос, приведем один примечательный факт, который заставляет по меньшей мере со снисходительной улыбкой отнестись к позитивным оценкам европейских наблюдателей.
Дело в том, что ровно за неделю до азербайджанского "легитимного референдума" международная организация Freedom House опубликовала доклад о состоянии свобод в 193 странах мира за 2009 год. Так вот, Азербайджан, как и прежде, включен в список несвободных стран, причем отмечается, что ситуация здесь за минувший год ухудшилась. В отличие от его соседей - Грузии и Армении, которые признаны частично свободными. Но, пожалуй, весь курьез - чтобы не сказать – трагедия - для официального Баку состоит в том, что, согласно отчету, состояние свобод в Нагорном Карабахе признано лучшим, чем в Азербайджане.
Среди наиболее негативных моментов для несвободных стран названы нарушения свободы выбора, свободы выражений и прессы, коррупция, непрозрачность работы правительства и госорганов, произвол правоохранительных органов и др. Такой, с позволения сказать, джентльменский набор, который бросает густую тень недоверия на комплименты европейских наблюдателей в адрес азербайджанского референдума. Полагать, что они не были знакомы с выводами Freedom House, наивно.
С учетом сказанного можно констатировать, что ответ на вопрос относительно мотивации евронаблюдателей лежит в плоскости заурядной меркантильности. У страха, как известно, глаза велики. Разразившийся недавно газовый скандал между Россией и Украиной, ввергший большинство европейских стран во мрак и холод, заставил правителей Европы спешно искать альтернативные источники энергоносителей. И они нашли их, в том числе в Азербайджане, который в последнее время квалифицируется европейцами как важнейший партнер Европы. А, как водится, на грехи партнера принято закрывать глаза. Чтобы, не приведи господь, его не обидеть и не остаться без света и тепла. И здесь уж не до каких-то там демократических ценностей, прав и свобод, не до соблюдения демократических стандартов, тем более в чужой стране, которая рассматривается сугубо как цистерна с мазутом, необходимым для обеспечения собственного еврокомфорта. Такова истина, которая, возможно, звучит жестко. Но поведение многих евродеятелей, занятая ими конформистская позиция не оставляют места для сантиментов.
И все же хочется надеяться, что не все так мрачно и есть еще в старушке Европе политики, реально озабоченные соблюдением демократических норм. Как уже сообщалось, на днях председатель Конгресса местных и региональных органов власти при Совете Европы Иэн Микаллеф заявил, что поправки, внесенные в Конституцию Азербайджана на референдуме, нарушают обязательства, которые Баку взял на себя в 2002г. при вступлении в Совет Европы. По его словам, вступление в силу поправки, дающей одному и тому же лицу право избираться президентом более двух сроков подряд, приведет к приостановке участия делегации Азербайджана в работе конгресса, а в конечном итоге, возможно, к ее исключению из Совета Европы.
Предупреждение весьма серьезное. Но будет ли оно реализовано или этот протест так и потонет на дне той же бочки с мазутом? Ответа на данный вопрос осталось ждать недолго - уже на следующем заседании, которое состоится в начале апреля, конгресс намерен принять соответствующие меры.
Леонид МАРТИРОСЯН, ДЕ-ФАКТО
Голос Армении |