Analitika.at.ua. 2009 год очень богат на юбилеи. Многим деятелям искусства и культуры, родившимся в 1924 году, в этом году исполняется или исполнилось бы 85 лет. Так, свой юбилей отмечает великий шансонье, талантливый французский певец, армянин по происхождению Шарль Азнавур. Среди юбиляров - Ованнес Туманян, Паруйр Севак, Ерванд Кочар.
Эта статья - о гении кинематографа Сергее Параджанове, которому тоже могло бы исполниться 85 лет. О юбилее и не только, о планах Дома-музея Параджанова рассказывает его директор Завен Саркисян.
Юбилей не по ЮНЕСКО
85 лет - дата, конечно же, юбилейная, но не по международным меркам. 75, 100 и 125 лет - вот даты, которые признает ЮНЕСКО. Но для нас 85 лет - юбилей, и предусмотренные в этом году мероприятия приурочены к юбилею Параджанова.
В 2009 году мы наметили провести две выставки. Одна из них пройдет с 2 по 23 ноября в Словакии, в Братиславе. Мы планируем вывезти 40 работ Параджанова, выполненных в самых разных жанрах, а при возможности, то есть при наличии закрытых стендов, возьмем также шляпы и куклы. Обычно вместе с работами мы берем все фильмы: организуем просмотры, сопровождающиеся комментариями. Вторая выставка пройдет в городе Нови-Сад. Местный центр культуры устроит фестиваль фильмов Параджанова, покажет его картины, проведет выставки и встречи. Я считаю, что подобные мероприятия очень необходимы. Искусство Параджанова было запрещено в Советском Союзе, и лишь последние 15-20 лет оно получило распространение. Яркое тому доказательство - пять выставок во Франции, которые были приурочены к Году Армении в этой стране.
Мечта - Нью-Йорк
Наша мечта - организовать большую выставку работ Параджанова в Нью-Йорке. Ведь этот город считается мировым центром искусства после Парижа и Рима. У нас были определенные намерения и контакты с музеем "Modern art", но для реализации намерений нужны были средства. Десять лет назад для этого необходимо было порядка 50 тыс.долларов, и сумма была в основном предусмотрена на рекламу и СМИ. К сожалению, мы упустили время. А ведь одна выставка из Армении повлекла бы за собой выставки других армянских художников.
Еще один юбилей
В этом году у нас еще один небольшой юбилей - 40-летие фильма "Цвет граната", или "Саят-Нова". Конечно, на протяжении десятилетий собрались какие-то материалы, новые данные. Но с фильмом есть некоторые проблемы. Картина в свое время была изуродована, т.е. срезана. Часть основного негатива находится в Подмосковье, в хранилище "Белые столбы", а срезки - в Армении. Хотелось бы восстановить авторский вариант фильма. Это очень трудная задача, но при желании выполнимая. Французская синематека обещала помочь, но, к сожалению, Армения проявляет непонятную инертность и медлительность.
Своеобразный юбилей фильма мы хотим отметить летом, в дни кинофестиваля "Золотой абрикос". Будет возможность еще раз посмотреть фильм, послушать воспоминания, собрать тех, кто живет в Ереване. Это композитор Тигран Мансурян, художник Степан Андраникян, актер Вилен Галстян, звукорежиссер Юрий Саадян, их воспоминания ценны и интересны. К сожалению, скончались Софико Чаурели и Георгий Гегечкори.
Подарки - друзьям
В декабре прошлого года я был в Болгарии. И там местный армянин Акоп Орманджян подарил мне рисунок Параджанова. У Параджанова были немало тем, сюжетов, которые он быстро изображал, а затем дарил. Одна из его любимых тем - армянский народ. Обычно это гора Арарат, колючая проволока, граница, хачкар, католикос и народ. Еще шли вариации: шоферы, машины, шашлык, там же Параджанов - с цветком в руке.
Фонд музея пополняется не только случайными подарками. В Москве живет семья Василия Катаняна, покойного друга Параджанова. У семьи Катаняна есть большая коллекция картин, среди них и работы Параджанова, которые завещаны нашему музею.
Мир Художника
В фонд музея входит эпистолярное наследие, предметы личного пользования, подарки друзей. И все вместе составляет порядка 1500 экспонатов.
Хочу отметить, что ереванцы любят посещать наш музей несмотря на то, что посещение музеев - не самое любимое занятие жителей столицы. Среди посетителей - гости столицы, поклонники искусства Параджанова и школьники. Что касается школьников, то среди них много жителей регионов. К сожалению, ереванские школьники не совсем адекватно воспринимают произведения искусства. Ощущается явный пробел в воспитании.
Фильмы Параджанова не теряют свою актуальность, они не подвержены влиянию времени. Это основной принцип в искусстве: если фильм через 20 лет не смотрится - значит, это не настоящее искусство.
Подтянуться, чтобы понять
Для меня большое счастье быть директором музея Параджанова, его создателем да еще и другом Параджанова. Подобное счастье выпадает в жизни редко. Открыть музей посчастливилось мне - его, к сожалению, не было с нами. Это подарок судьбы. Он давно знал меня как фотографа, а к концу его жизни я был директором Музея народного творчества, где он и провел свою выставку.
Мне посчастливилось оформить с ним две выставки. Это совсем другое, когда рядом с тобой мастер. Он дает идеи, подсказывает, т.е. выступает в роли дирижера. Вообще, экспозиция - это очень сложный процесс, а экспозиция работ Параджанова - еще и большая ответственность. У нас были пробы, промахи, наконец была создана эта экспозиция, которая нравится посетителям. Параджанов считал, что экспозиция должна служить молодому поколению. А публика и зритель должны сделать шаг и подтянуться, чтобы понять художника.
Записала Элеонора Араратян
ДЭ
|