Пятница, 19.04.2024, 18:36
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Апрель » 3 » Саингило-Карабах: схожести и отличия
Саингило-Карабах: схожести и отличия
00:06

Analitika.at.ua. Когда говорят о Грузии в геополитическом контексте, обычно отмечают, что Грузия – страна Кавказского региона с западной ориентацией, имеющая ряд разногласий с Россией. У нее самые теплые отношения с Турцией и Азербайджаном, а вот с Арменией имеются некоторые противоречия, в частности, из-за региона Джавахети (Джавахка – в армянской транскрипции)…

 

Так думают в Армении, так думают в Грузии, и так думает, с легкой руки этих двух народов, весь мир. Однако есть две темы, которые остаются в тени, и о которых мир не знает, особенно тогда, когда грузины обмениваются рукопожатием с представителями Турции и Азербайджана. Эти темы - Лазистан и Саингило. Возможно, для большинства наших читателей эти два географических названия ни о чем не говорят. Поэтому вкратце отметим, что это грузинские земли, которые когда-то входили в отдельные царства Имеретию и Картли. И сегодня они населены грузинами, которые сохранили свой язык, а некоторые из них – и свою религию. Большевиками эти регионы были переданы туркам и азербайджанцам. Лазистан был передан туркам по тому же договору, по которому они получили Карс, Игдир, гору Арарат и прилегающие земли. Лазистан занимает довольно большую территорию, где проживает, по меньшей мере, 3 миллиона лазов – столько же, сколько проживает грузин в Грузии.

 

Что касается Саингило, эта территория была передана Азербайджану под предлогом «экономической эффективности». Так, как это произошло в случае с Карабахом. По официальной статистике, сегодня в регионе Саингило проживает свыше 10 000 этнических грузин, хотя, когда территория была передана Азербайджану, там было свыше 40 000. После распада СССР некоторые тамошние грузины стали критично осмысливать советский период свой истории. До распада, не зная истинного лица Азербайджана, они не слишком задумывались о своих этнических корнях и собственной истории. Армянские читатели прекрасно представят, как азербайджанцы пытались и продолжают уничтожать следы пребывания грузин в Саингило, ассимилируя или избавляясь от грузин на этих территориях.

 

Как и в случае с армянами, здесь война также ведется в двух направлениях: это религия и язык. Саингило славится многочисленными древнехристианскими церквями, однако, сегодня все они закрыты, кроме одной: церкви Святого Георгия. Эту церковь сначала тоже закрыли под тем предлогом, что она «не зарегистрирована», и только благодаря массовым протестам грузин Саингило и представителей некоторых политических партий Грузии (в основном, Консервативной партии Грузии), церковь вновь открыли, и там снова стали проводить церковную службу.

 

Другой факт недружелюбного отношения к грузинам со стороны Азербайджана имел место примерно два года назад, когда супруга М. Саакашвили посетила Азербайджан и повезла с собой несколько грузинских учебников для оставшихся грузинских школ в регионе. Эти книги были конфискованы и даже сожжены. Тогда многие и увидели Азербайджан в настоящем свете, без розовых очков.

 

Очевидное сходство Саингило с Нахичеваном четко прослеживается в исследованиях молодых азербайджанских ученых, опубликованных немецкой организацией Heinrich Boell Stiftung. В начале книге дается исследование этнических проблем Саингило. Ознакомившись с данным исследованием, читатель становится свидетелем жесткой ассимиляционной политики Азербайджана. По словам азербайджанских же ученых некоторые грузины Саингило, приняв мусульманство, считают себя азербайджанцами. Понятно, что люди просто боятся признать свою этническую идентичность, к тому же мусульмане обладают рядом привилегий, и люди боятся их потерять. Очевидный факт политики притеснения и ассимиляции подтверждают слова одного из грузинских респондентов-христиан, который заявил азербайджанскому исследователю, что в региональном реестре его детям не разрешили зарегистрироваться под своими настоящими грузинскими фамилиями, и заставили сменить имена.

 

К сожалению, это не единственный подобный случай. Азербайджанские исследователи признают, что существует притеснение по этническому признаку, однако, делают ошеломляющее заявление в духе азербайджанской пропаганды. Мол, это оправдано для новой нации, которая имеет проблемы с интегрированием этнических меньшинств. Все более уменьшающееся число грузин вследствие такой политики Азербайджана, а также отсутствие поддержки со стороны Грузии не оставляет этим людям возможности жить счастливой жизнью, оставаясь грузинами на своей земле.

 

Возникает вопрос, почему же Грузия не поддерживает своих братьев по крови, по этносу, тем более что в этих регионах на лицо подъем национального самосознания проживающих там грузин? Прежде всего потому, что, как и в случае с Карабахом и Нахичеванью, в советские времена подобные темы находились под строгим запретом. Непосредственно после распада Советского Союза Грузия и Азербайджан одновременно оказались вовлечены в региональные конфликты, и грузины, считая азербайджанцев «товарищами по несчастью», испытывали к ним своего рода сочувствие, наподобие того, что существует, например, между греками и армянами, которые перенесли множество страданий из-за турок. В любом конфликте, вызванном желанием одного народа быть независимым от другого, Грузия видела потенциальную опасность возникновения конфликтов на своей территории и всегда заявляла о своей приверженности территориальной целостности. Поэтому Грузия не хотела думать об этих землях: как страна, которая борется с сепаратистами, она не должна поддерживать сепаратизм в другой стране. Именно по этой причине любая инициатива оказания поддержки грузинам Саингило или Лазистана пресекалась на корню.

 

Однако кое-что изменилось. И инициаторами этих изменений были именно грузины, проживающие на этих территориях, а не в Грузии. В Турции многие грузины, которые до этого вынуждены были взять турецкие фамилии, стали использовать грузинские фамилии, говорить открыто, что они грузины, а не турки. В последние годы этнические группы грузин посетили Лазистан, помогли грузинам лучше узнать о своих корнях, и, что еще важнее, среди грузин Лазистана появилась тенденция обращения в христианство.

То же происходит и в регионе Саингило. Как многие лезгины, талыши, удины, рутулы и другие этнические меньшинства, грузины Саингрило также стали думать о получении своей автономии, выступать с требованиями прекратить притеснение и предоставить им право оставаться грузинами на своей земле. В Грузии ситуация изменилась после ряда документальных фильмов, которые были продемонстрированы представителям грузинских сообществ Турции и Азербайджана. Для многих грузин было открытием увидеть людей, утверждающих, что они грузины, и говорящих на грузинском языке. Как признались многие, это было подобно обнаружению братьев-близнецов, о которых ранее ничего не было известно. Особенно о притеснениях, которым они подвергались.

 

Грузины подвергаются наибольшим притеснениям со стороны азербайджанцев. Известно, что в Грузии проживает примерно 100 000 азербайджанцев, они учатся в азербайджанских школах, которые финансируются из бюджета Грузии, у них азербайджанские фамилии, никто не подвергается притеснениям.

На таком фоне постепенно мнение грузин об азербайджанцах стало меняться. Если несколько лет назад среднестатический грузин сказал бы, что русский – это враг, Армения не очень дружественная страна (кстати, то же мнение у среднестатистического армянина про Грузию), а азербайджанцы и турки – друзья, то сейчас более или менее информированные грузины скажут, что существовавшее мнение о последних далеко не верное, и Турция и Азербайджан вовсе не дружественные страны. Более того, в Грузии стали понимать, что грузинская кровь и жизнь намного ценнее азербайджанской нефти и турецких денег.

 

В последнее время грузины не удовлетворены версией карабахского конфликта, преподнесенной им Азербайджаном, и сверяют ее с армянской стороной. Знакомясь с армянской версией конфликта, грузины находят схожесть со случаем Саингило, и некоторые из них, которые не ставят абхазский и южноосетинский конфликты на одну плоскость с карабахским конфликтом, начинают проявлять признаки сочувствия к карабахцам, понимая их желание быть независимыми. Армения уже не выглядит в глазах грузин агрессором, как то пропагандирует Азербайджан, а становится стороной, которая защищает братьев по крови и религии. И хотя нет всеобщей поддержки карабахскому движению, однако, по крайней мере, люди в Грузии начали осознавать истинные причины конфликта. Кто знает, возможно, этот факт вновь сблизит два народа, как это было раньше, и разговоры о грузино-армянском братстве вновь станут актуальными. В конце концов, в регионе, где проживает огромное количество различных этнических групп и приверженцев разных религий, единственные народы, которые были друзьями и братьями на протяжении длительного времени, были армяне и грузины.

 

ИАА «Де-факто»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1906
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru