Четверг, 25.04.2024, 18:38
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Апрель » 5 » Организация Договора Коллективной Безопасности и Армения
Организация Договора Коллективной Безопасности и Армения
13:55

Analitika.at.ua. ОДКБ – военно-политическая организация, созданная Россией на постсоветском пространстве. Армения является одним из ее участников, а в 2009 году принимает в ней председательство. В феврале этого года был дан старт процессу создания Коллективных сил оперативного реагирования. Сегодня в организацию приглашается Азербайджан. Что же представляет собой эта организация и какова роль Армении в ней?

 

После окончания Второй мировой войны сформировалась биполярная система мира, что естественным образом вело к противостоянию двух антагонистских систем и холодной войне. В результате было создано два крупных военно-политических блока, - Североатлантический альянс (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД).

 

Оба блока несли в первую очередь военную нагрузку и одним из основных их постулатов было то, что в случае агрессии в отношении одного члена организации, все обязаны принять участие в военных действиях. В обеих организациях главенствовала одна сверхдержава, остальные страны там имели второстепенную роль. Однако членство в НАТО было в определенной мере добровольным и в случае расхождения интересов страны с командованием альянса можно было его покинуть. Подобные примеры есть: Франция и Греция покидали военное командование альянса на многие годы из-за несогласия с политикой альянса.

 

В случае же с Варшавским договором, то членство в нем, по сути, носило принудительный характер. Войска ОВД использовались для подавления внутренних беспорядков, как в 1956 году в Венгрии и в 1968 году в Чехословакии. Равноправие в блоке было лишь формальным и выражалось в том, что в нем было 7 официальных языков, но на этом все и заканчивалось. Именно поэтому ОВД в отличие от НАТО не смог расширяться, привлекая к себе новых членов. Как только давление ослабло, а гегемон (СССР) перестал обеспечивать безопасность и стабильность экономики государств-участников, ОВД распался, а большинство его бывших членов уже присоединились к НАТО.

 

С распадом СССР окончилась эпоха биполярного мира, Россия оказалась в совершенно разных весовых категориях с США и не стала с ними конкурировать, совершая попытки интегрироваться в мир Запада. Однако Запад не был склонен принимать Россию на равных в силу многих причин. В результате это привело к существенному ухудшению отношений впоследствии.

 

Россия, даже после распада СССР пыталась сохранить доминантное положение на постсоветском пространстве. В декабре 1991 года, практически одновременно с развалом СССР, было организовано Содружество Независимых Государств, к которому присоединилось большинство бывших союзных республик, а в мае 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). В 1993 году к ним присоединились также Азербайджан, Грузия и Белоруссия.

 

Эти интеграционные структуры пришли на смену распавшемуся союзу, поскольку все, кроме Балтийских государств оказались в уже новых для себя регионах, опыт взаимодействия с которыми был во многом утерян. В рамках этих структур государства должны были попытаться сдержать распад своих экономик до формирования новых, рыночных экономических отношений, по сути, осуществить «цивилизованный развод» для наименее болезненного завершения эпохи СССР.

 

С происшествием времени страны СНГ и ОДКБ стали формировать основы своего будущего внешнеполитического курса. Если Армения выбрала курс комплементаризма, избегая при этом острых углов, сохраняя и развивая уровень сотрудничества с Россией, то Азербайджан, а в особенности, - Грузия пошли по другому пути.

 

В 1997 году Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова создали военно-политическую организацию ГУАМ, которая представляла собой группу прозападно настроенных государств, активно стремящихся к размежеванию с Россией и контактам с Западом. В 1999 году к ГУАМ присоединился также Узбекистан, а Грузия и Азербайджан отказались продолжать свое участие в ДКБ. Что интересно, Турция и Латвия являются наблюдателями в ГУАМ, причем в действительности их статус значительно выше, они отвечают за связь организации с НАТО и европейскими структурами, и по сути могут считаться «кураторами» организации.

 

В контексте бушевавшего тогда в России экономического кризиса и стремительного расширения НАТО на восток, Россия стала перед фактом потери всей своей сферы влияния и обоснования американских войск в ее мягком подбрюшье уже в обозримой перспективе. Особенно остро эта реальность проявилась после череды «бархатных революций» в Грузии, Украине и Кыргызстане. Азербайджан старался сохранять контакты с Россией, а Грузия окончательно выбрала прозападный курс. При президенте Саакашвили начала набирать политический капитал за счет безоглядного противостояния с Россией и антироссийской риторики.

 

Но возросшие благодаря экспорту энергоресурсов доходы позволили России остановить проникновение западного влияния к ее границам, а также, укрепить уже имевшиеся альянсы (ОДКБ и ШОС). Результатом этого стало возвращение Узбекистана в ОДКБ и остановка дрейфа Молдовы в сторону Запада.

 

После грузино-российской войны, Запад стал активно противостоять попыткам России расширить зону своего геополитического влияния. Поэтому России необходимо было провести некоторые мероприятия в рамках СНГ, чтобы утвердить новый статус-кво. Это и подписание Майндорфской декларации в Москве, когда Россия пыталась показать, что «без нее вопросы на Кавказе не решаются», и изгнание американской базы из Кыргызстана, и создание Коллективных Сил Оперативного Реагирования (КСОР).

 

Председательство Армении в организации

 

В сентябре 2008 года председательство над организацией перешло к Армении. Согласно внутреннему порядку, председателем ОДКБ ежегодно становится одна из стран-членов Договора. Этот порядок похож на ротацию руководителя в ЕС с одной, но очень важной разницей: руководство над организацией является формальным.

 

Председательствующая сегодня Армения очень мало чем выделялась от остальных членов организации в этом году, также как Кыргызстан - в прошлом, если не считать учений ОДКБ "Рубеж-2008" прошедших летом. Однако примерно тогда же в Армении прошли учения НАТО - "Совместная стрела" и "Совместный копьеносец-2008".

 

Этим руководство Армении показало, что в Армении отношения с Россией уже не считают вассальными и разрабатывают «запасные варианты» на случай, если Россия станет поддерживать Азербайджан в карабахском конфликте. Российские чиновники тогда объявили некоторые масштабные энергетические проекты нерентабельными, поэтому под вопрос стало строительство НПЗ в Мегри, железной дороги Иран-Армения и новых блоков АЭС.

 

В результате отношения Армения-Россия обрели невидимую напряженность: политики сохраняли спокойствие и улыбки, а эксперты и журналисты активно обсуждали грядущее размежевание все еще стратегических союзников. Этому способствовал и приезд российской правительственной делегации в Армению, когда, несмотря на представительность  делегации, практически никаких официальных итогов визит не дал.

 

Создание единой с Россией и Беларусью системы ПВО выгодно скорее России, поскольку посредством ПВО Армении будет контролироваться значительная часть воздушного пространства Южного Кавказа. С другой стороны это важно и для Армении, поскольку будет способствовать модернизации  ее ПВО.

 

ОДКБ и Азербайджан

 

Исходя из того, что ОДКБ – военно-политическая организация, для Армении в первую очередь интересна способность этой организации адекватно реагировать на все новые вызовы, поставленные перед регионом в условиях его усиленной милитаризации. Для Армении также представляет важность то, насколько эффективно организация способна  предотвратить эскалацию военного конфликта в случае если Азербайджан решится начать войну и будет ли какая-либо реакция со стороны ОДКБ?

 

Надо сказать, что какой-либо конкретной позиции по вопросу Грузии и Азербайджана организация не имеет. Так, например, в январе 2006 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что «ОДКБ может использовать свой военный потенциал, если Азербайджан нападет на Армению».

 

Свои слова он подтвердил в интервью с радиостанцией «Эхо Москвы». Отвечая на вопрос о возможной агрессии Азербайджана против Армении, Бордюжа процитировал 4ю статью Договора о коллективной безопасности об обязательной реакции всех государств-членов в случае, если один из членов подвергся агрессии. В то же время патрулирование российских войск на армяно-турецкой границе он назвал политическим шагом, обусловленным просьбой руководства Армении.

 

В 2007 году Бордюжа заявил, что ОДКБ не рассматривает увеличение военных бюджетов Грузии и Азербайджана как угрозу. Более того, он назвал их дружественными странами, входящими в систему СНГ[6]. Однако направленность организации видна из другого, совсем недавнего заявления ее генерального секретаря – «Я очень хотел бы, чтобы Азербайджан участвовал в деятельности ОДКБ хотя бы по каким-либо конкретным проблемам».

 

По сути, ОДКБ представляет собой новую структуру, созданную на базе СНГ, теперь уже с целью не «цивилизованного развода», а ре-интеграции постсоветского пространства на основе доминирования России. Именно в этом контексте и следует рассматривать все происходящие в ОДКБ изменения. России необходимо заставить эту систему работать, поэтому только сегодня, через 17 лет после подписания договора, начали создаваться ее основные структуры – и то, пока лишь на бумаге.

 

В феврале 2009 года было подписано соглашение о создании Коллективных Сил Оперативного Реагирования (КСОР), что позволит ОДКБ действовать в формате, аналогичном НАТО: проводить собственные военные операции в случае необходимости, размещать собственных миротворцев и проч. Однако от подписания данного документа до реального введения в действие должны произойти такие изменения, которые заставят Таджикистан воевать с Арменией против Азербайджана, а Армению патрулировать афгано-таджикскую границу.

 

Пример Таджикистана и Армении показателен не только потому, что это страны, не имеющие напрямую практически никаких контактов. Это две потенциально горячие точки в регионе. Если Армения и НКР имеют общую систему обороны, способную самостоятельно решать военные задачи, то Таджикистан подобной системы не имеет. Во-вторых, если в случае Армении блоку надо будет реагировать на агрессию со стороны Азербайджана, как государства, то в случае с Таджикистаном это будут сетевые структуры афганских моджахедов, террористов и наркотрафика.

 

И напоследок, внутри блока не имеется согласия по вопросу какой-либо реакции на агрессию Азербайджана. Если большинство членов блока будут совершенно безразлично наблюдать за развитием военных действий, пока они не заденут энергопроводы на территории Азербайджана, то Таджикистан даже имеет отдельный договор о военном сотрудничестве с Азербайджаном.

 

Понятно, что от Таджикистана в лучшем случае следует ждать невмешательства. С другой стороны, ВС Армении могут быть втянуты в конфликты далеко от границ государства, поэтому такой договор может быть и опасным для Армении.

 

В свете вышесказанного возникает вопрос – есть ли смысл Армении оставаться в ее составе ОДКБ? Несмотря на кажущуюся неэффективность организации, она имеет и положительные стороны – в том числе система военных договоров с Россией, благодаря которым Армения получает вооружение по льготным ценам. А это очень важно в условиях развязанной Азербайджаном в регионе гонки вооружений.

 

Цитированная 4я статья Договора оговаривает необходимость оказания военной помощи подвергшемуся агрессии члену организации. А недавно вступивший в силу Протокол о механизме оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ в случае возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии определяет порядок ее оказания в случае заблаговременно выявленной подготовке к агрессии. Армянская сторона уже сегодня может квалифицировать действия Азербайджана как подготовку к агрессии, это и интенсивная покупка наступательных вооружений, и попытка изолировать Армению на внешнеполитической арене, и угрозы президента Азербайджана решить нагорно-карабахский вопрос силой.

 

Несомненно, в случае агрессии Азербайджан объявит, что война идет только против НКР, но сценарий, по которому не будет предпринята атака по всему периметру армяно-азербайджанской границы, маловероятен. И если большинство государств откажется от оказания какой-либо помощи армянской стороне, то договор, по крайней мере, сдержит их возможные действия по поддержке Азербайджана, в результате чего Азербайджан, фактически,  окажется один на один с НКР и Арменией и не сможет противопоставить ей какие-либо блоки, включая ГУАМ.

 

Возвращаясь к самой ОДКБ, можно констатировать желание России придать мертворожденному блоку динамику, что в будущем может привести и к конкретным результатам. Однако все попытки России будут тщетными, пока регион действительно не обретет какие-либо общие интересы. А интересы весьма разнятся: Беларусь ведет непонятную игру с ЕС, Армения всеми силами пытается обрести финансовую стабильность, а страны Центральной Азии вырабатывают концепцию будущего сотрудничества с Китаем, Россией и Западом. В этих условиях становится понятным, что ни с Арменией, ни с Беларусью у них общих интересов нет, а соответственно, и резона кооперироваться, разве что через Россию.

 

В условиях, когда все восточноевропейские страны СНГ активно развивают отношения с ЕС как в рамках программы «Восточное партнерство», так и вне ее, ясно, что ЕС обладает значительно большей привлекательностью по сравнению с Россией. А в условиях кризиса способность России повысить свою привлекательность не очень велика.

 

Создание антиреволюционных сил на базе ОДКБ, к чему еще несколько лет назад призывал Узбекистан также довольно маловероятно, поскольку чревато серьезной потерей имиджа для организации. Перспективы создания боеспособных сил под общим командованием пока туманны. Поэтому организация, вероятно, в ближайшее время так и не станет военной, а останется политической, причем взаимодействие всех ее членов будет происходить не напрямую, а посредством России.

 

Армения будет максимально оттягивать момент выбора ориентации, предпочитая одновременно развивать отношения со всеми региональными структурами, пусть даже противоположными по направленности. И если после августа прошлого года казалось, что это станет очень сложным, кризис в этом случае открыл для Армении окно возможностей продолжать свою политику.

 

Грант Микаелян

mitq.org

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1092
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru