Analitika.at.ua. Ситуацию в сельском хозяйстве Армении можно представить буквально по нескольким цифрам. В 2008 году валовый продукт сельского хозяйства составил примерно 637 млрд. драмов. Если разделить эту цифру на число фермерских хозяйств, которое составляет примерно 430 000, то получим, что в среднем за год каждое фермерское хозяйство Армении вырабатывает продукции всего лишь на 1,5 млн. драмов, или 4 000 долларов! Иначе как национальным позорищем это назвать нельзя. Получается, что подавляющая масса наших крестьян даже себя не может прокормить, не то что еще и горожанина.
Далее. Как уже было отмечено, в результате приватизации в маленькой Армении было создано 430 000 фермерских хозяйств - цифра просто абсурдная. Для сравнения - в огромной по сравнению с нами Финляндии всего 67 000 фермерских хозяйств. При этом по данным Минсельхоза, посевные площади в Армении составляют 470 тыс.га, т.е. на одно хозяйство приходится в среднем всего лишь 1,1 га земли! Именно это и убило сельское хозяйство, т.к. на таких мелких земельных наделах просто невозможно получать прибыль от земли. Опять же для сравнения - в Европе на одно хозяйство в среднем приходится от 10 до 30 га, но даже такие хозяйства считаются малыми и заведомо убыточными и субсидируются государством, без чего они не смогли бы выжить. В России размеры земельных участков колеблются от 20 до 60 га, в США средний размер - 180 га. По подсчетам немецких экономистов, оптимальный размер фермы должен составлять примерно 100 га. Это позволяет обеспечить постоянное чередование сельхозкультур, решить вопросы полива, удобрений, ядохимикатов, эффективно использовать технику и т.п.
И, наконец, еще одна грустная цифра, которая довершает картину - число занятых в сельском хозяйстве Армении составляет 46% против 2-6% в развитых странах! Поэтому и производительность труда - как в средние века, себестоимость продукции - соответственно. Для сравнения: в США один работник, занятый в сельском хозяйстве, обеспечивает продуктами питания 140 человек! А наш фактически живет впроголодь.
И все эти "результаты" достигнуты после почти 20-летних рыночных "реформ" и рыночного "развития". Уже одни эти цифры являются бесспорным доказательством того, что все реформы в сфере сельского хозяйства от начала до конца, и в первую очередь приватизация, были проведены крайне безграмотно и безобразно, несмотря на все возражения авторов реформ. Причем настолько безграмотно, что если бы этих реформ не было вовсе и сохранились бы колхозы советского образца, то результат сегодня наверняка был бы выше (Беларусь является тому подтверждением). Иначе придется признать, что армянский фермер - патологический тунеядец. Но поскольку это не так, значит, есть очень серьезные системные проблемы, которые связывают армянского крестьянина по рукам и ногам и уже почти 20 лет не дают возможности подняться на ноги. Не будет преувеличением назвать ситуацию в сфере катастрофической.
Таким образом, сельское хозяйство Армении находится в искусственно созданном тупике. Мы сами загнали его туда, начисто отбив у крестьян интерес заниматься сельским хозяйством. Работа на земле потеряла всякий смысл, т.к. расходы превышают доходы. Десятки тысяч гектаров сельхозземли не обрабатывается уже почти 20 лет. Люди уезжают, районы опустошаются. Никакого развития в этом секторе не происходит, и никаких иллюзий относительно того, что со временем все само собой наладится, быть не может. Потому что мы занимаемся тем, что толкаем вагон по шпалам вместо того, чтобы поставить его на рельсы. С упорством, достойным лучшего применения, мы не желаем исправлять грубейшие ошибки, допущенных государством.
Но в этом, возможно, поможет нынешний экономический кризис. Дело в том, что кризис привел к резкому обострению ситуации в мире с продовольствием. Продовольствие ощутимо подорожало, из-за чего число голодающих приблизилось к миллиарду. Это означает, что производство продовольствия все больше становится важным фактором национальной безопасности и одновременно беспроигрышной статьей экспорта. Это позволяет надеяться, что власть обратит, наконец, внимание на плачевное состояние отрасли и примет кардинальные меры для высвобождения энергии частного предпринимательства в сфере сельского хозяйства.
С чего надо начать? Самое главное - признать диагноз, и потом уже начать лечение. Ясно, что без серьезного укрупнения земель не обойтись. Ясно также, что это очень сложная задача, т.к. вопрос земли - не только экономический, но и политический вопрос. Поэтому, чтобы сдвинуть вопрос с места, нужна политическая воля высшего руководства. Легких решений здесь ожидать не следует, но и продолжать избегать решения уже невозможно. С другой стороны, задачу облегчает то, что сами крестьяне за прошедшее время сполна осознали, что от полученных лоскутков земли никакой пользы нет. Это внушает оптимизм, что удастся найти взаимоприемлемые решения по укрупнению. Механизмы могут быть различные - от добровольного объединения в кооперативы или акционерные общества с паевой собственностью вплоть до национализации и повторной приватизации. А для начала не помешало бы создать несколько образцовых фермерских хозяйств с госучастием или господдержкой, чтобы продемонстрировать преимущества укрупнения.
В целом речь идет, по сути, о создании новой модели сельского хозяйства, т.к. нынешняя в любом случае никуда не годится. Разработка такой модели может стать одной из самых серьезных антикризисных программ правительства.
Эдуард Нагдалян
express.am |