Analitika.at.ua. Теперь, когда президент США Барак Обама вернулся в Вашингтон после визита в Турцию, вопрос - что он сказал/чего не сказал - стал уже предметом для анализа, догадок, различных «межстрочных» интерпретаций, которые могут или не могут отразиться на изменениях в армяно-турецких отношениях в результате этого события.
Обама, который в бытность сенатором поддерживал вопрос признания Геноцида армян со стороны США и заявлял о намерении, став президентом, способствовать достижению признания, во время обсуждения этого вопроса на пресс-конференции в Анкаре в понедельник выказал себя искусным дипломатом.
«В данный момент мне бы хотелось остановиться не на собственном видении этой проблемы, а на перспективах турецкого и армянского народов. Если они смогут двигаться вперед... весь мир должен их поддержать», - сказал президент.
По мнению многих, в этом комментарии ключевыми были слова: «в данный момент».
В Вашингтоне Армянская Ассамблея Америки (www.aaainc.org) – старейшая из армяно-американских лоббистских организаций – восприняла ответ Обамы как свидетельство того, что он остается приверженным позиции признания массовых убийств и депортаций 1915-1918гг. не просто «трагическими событиями», как до сих пор официально характеризовали его предшественники.
«Впервые президент США выступил с прямым обращением к турецким властям в их собственной стране, показав, что твердо стоит на своей позиции признания Геноцида армян», - сказал исполнительный директор Ассамблеи Брайан Ардуни.
«Ассамблея надеется, что 24 апреля президент Обама подтвердит факт Геноцида армян в своем послании», - заявил далее руководитель ААА.
Реакция Армянского Национального Комитета Америки (www.anca.org) была менее сдержанной: здесь считают, что в Анкаре Обама «упустил отличную возможность», но также рассматривают обращение по случаю 24 апреля шансом сделать то, чего не делал до сих пор ни один из президентов США.
В своем заявлении исполнительный директор АНКА Арам Гампарян признает, что комментарии Обамы стали «шагом в правильном направлении», однако вместе с тем были «далеки от данного в период предвыборной кампании четкого обещания того, что в случае избрания президентом он ясно и недвусмысленно заявит о признании этого преступления против человечества. Мы надеемся, что в апреле этого года он сдержит свое обещание».
Но если в Белом доме преобладают настроения, отраженные в сегодняшнем репортаже «AC 360» телеканала CNN
(http://ac360.blogs.cnn.com/2009/04/06/obamas-turkish-dilemma/), то в списке американо-турецких приоритетов признание стоит – и должно стоять – в ряду вопросов второстепенной важности для президента.
Ссылаясь на HR252 – резолюцию Конгресса, поддерживаемую Ассамблеей и АНКА – руководитель отдела Европейской безопасности корпорации RAND Ф. Стефан Лараби пишет: «Вместо того, чтобы продвигать резолюцию о геноциде, Конгресс должен содействовать процессу турецко-армянского примирения, в частности, открытию турецко-армянской границы (закрытой с 1993 года), что окажет важное влияние на экономику Армении и выведет страну из экономической изоляции».
«В обмен на снятие резолюции из повестки дня Турция должна согласиться восстановить отношения с Ереваном и продолжать предпринимаемые в последнее время усилия в направлении большей внутренней открытости в отношении к Армянскому вопросу».
«Это могло бы обеспечить выгодную ситуацию для всех сторон и позволило бы избежать кризиса, который может нанести серьезный ущерб отношениям США-Турция, а также более широким интересам США на Ближнем Востоке и Кавказе».
В Ереване в основном позитивно оценили поведение Обамы в Анкаре касательно вопроса геноцида. В кругу местных аналитиков существует понимание того, что США нуждаются в более тесном сотрудничестве с Турцией в контексте резкого ухудшения взаимоотношений с мусульманским миром, доставшегося Обаме в наследство от Буша.
Общественно-политический резонанс в Турции показывает, что Обаме удалось сделать существенный шаг вперед в направлении улучшения отношений США с Турцией. Однако, сказав 24 апреля слово «геноцид», он наверняка нивелирует достигнутый в ходе визита прогресс.
Директор Института востоковедения НАН РА Рубен Сафрастян считает, что Обама играет в двойную игру.
«Заявив, что его позиция не изменилась, он, вместе с тем, не произнес слова «геноцид», оставляя поле для достижения компромиссов в процессе улучшения армяно-турецких отношений посредством переговоров, - отметил Сафрастян. – Вместе с тем он дал понять Турции, что надо пересмотреть историю и пойти на уступки, и что его позиция остается прежней и он может однажды сказать слово «геноцид».
По мнению других аналитиков, этот день наступит еще нескоро.
«Я и не ожидал, что президент США произнесет в Турции слово «геноцид», - сказал директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян. – Вчерашнее выступление лишний раз показало, что 24 апреля Обама также не сделает этого».
Джон Хьюз
ArmeniaNow.com |