Analitika.at.ua. В ходе своего европейского турне президент США Барак Обама высказался за скорейшее присоединение Турции к Европейскому Союзу на правах полноценного члена. Не всем в Германии и Европе это его предложение пришлось по душе.
Неожиданно для многих наблюдателей именно Турция оказалась в эпицентре первого европейского турне американского президента и извлекла из его визита наибольшую политическую выгоду.
Турецкий премьер, как само собой разумеющееся, принимал участие в лондонском саммите двадцати ведущих стран мира, турецкий президент доминировал на юбилейной встрече НАТО, возражая против кандидатуры нового генерального секретаря альянса. Затем на саммите ЕС-США в Праге Барак Обама высказался за скорейшее присоединение Турции к Евросоюзу и затем - уже в самой Турции - повторил призыв, разъяснив свои мотивы.
Мотивы Обамы
Президент США прямо говорит о том, что Турция играет ключевую роль в американской глобальной политической стратегии. Это, своего рода, то самое «звено», потянув за которое можно, по его убеждению, сблизить исламский и христианский миры, преодолеть острый конфликт двух крупнейших мировых цивилизаций.
Причем, время торопит. События в мире после 11 сентября 2001 года, приход к власти в Анкаре религиозно-консервативного правительства повысили угрозу дрейфа Турции в сторону исламского мира. Поэтому в ходе своего пребывания в этой стране Барак Обама не раз повторял, что рассматривает мусульманскую Турцию, как часть западного, а не исламского мира. И с Европой, по его словам, страну связывает куда больше, чем «мосты через Босфор».
Выступая перед депутатами турецкого парламента, Барак Обама заявил, что Америка не находится в состоянии войны с исламом. Он ратует за диалог, за сближение, за партнерство двух цивилизаций и рассчитывает при этом на помощь Анкары.
С его точки зрения, отношения между Турцией и США должны стать прообразом партнерства между христианскими и мусульманскими странами, а сама Турция - мостом в исламский мир в том числе и для Европейского Союза.
Саркози обиделся
Николя Саркози против принятия Турции в ЕСДалеко не всем в Европе пришелся по душе «турецкий марш» американского президента и то внимание, которое вообще было уделено Турции во время поездки Обамы по Европе.
Николя Саркози так предвкушал юбилейные торжества в Страсбурге, ему так хотелось выступить в роли радушного хозяина, а получилось, что главная роль на саммите НАТО досталась турецкому президенту, которого всем пришлось уговаривать согласиться, наконец, на кандидатуру нового генерального секретаря датчанина Фога Расмуссена.
Это обстоятельство никак не могло примирить французского президента с мыслью о будущем членстве Турции в Евросоюзе, против которого он выступает давно и решительно.
Дискуссия в Германии
Давно ведутся на эту тему дискуссии и в Германии. В конце 2004 года страны Евросоюза согласовали рамки переговоров о будущих взаимоотношениях с Турцией. Такие переговоры начались в 2005 году, и ведутся они без особого энтузиазма.
Турция стремится к полноправному членству, в Брюсселе вопрос оставляют открытым: мол, ближе к делу посмотрим, созрела ли Турция для членства в ЕС и готов ли будет Союз принять ее в свои ряды.
Официальный Берлин - в числе скептиков. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) неоднократно выступала против полноправного членства Турции в ЕС и предлагала ей взамен «привилегированное партнерство». Свою точку зрения она, похоже, не изменила и после публичного призыва Барака Обамы. Говоря о необходимости более тесных отношений Евросоюза с Турцией, Ангела Меркель отметила: «В каком виде и каким образом это будет сделано - путем привилегированного партнерства или полноправного членства - об этом мы еще спорим. Но в любом случае, более тесная привязка Турции к ЕС - это правильно, и все это одобряют».
Против вмешательства Обамы
Очарованная обаянием нового американского президента Ангела Меркель не могла высказаться резче. За нее это сделали другие деятели из ее консервативного блока ХДС/ХСС.
Эльмар БрокТак, депутат Европейского парламента Эльмар Брок (Elmar Brok) из ХДС обвинил американского президента во вмешательстве во внутренние дела ЕС. «Это наше дело, - заявил он. - Мы же не обсуждаем, кого еще следует принять в Соединенные Штаты Америки».
Представитель ХСС Бернд Поссельт (Bernd Posselt) посоветовал Обаме, если уж ему так хочется, принять Турцию в США на правах 51 штата.
Внешнеполитический эксперт фракции ХДС/ХСС Эккарт фон Клэден (Eckart von Klaeden) указал на целый ряд внутри- и внешнеполитических проблем Турции, которые, с его точки зрения, пока делают невозможным включение страны в ЕС.
«Турция позиционирует себя все больше вне Евросоюза, - заявил Эккарт фон Клэден. - Поэтому становится все более наглядным, что привилегированное партнерство оптимальнее отражает наши взаимоотношения, чем полноправное членство Турции в ЕС».
Позиция социал-демократов
Иначе смотрят на вещи немецкие социал-демократы. Заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер (Gernot Erler) из СДПГ напомнил о коалиционном договоре с консерваторами, по которому и они согласились с внешнеполитической целью Германии - добиваться полной интеграции Турции в ЕС. Ни о каком «привилегированном партнерстве» в договоре и речи нет, напомнил Эрлер.
Заместитель главы германского МИДа вполне согласен с американским президентом и поддерживает его идею присоединения Турции к ЕС. Ведь Соединенные Штаты заинтересованы в сближении и интеграции Турции в ЕС, считая, что включение такой важной мусульманской страны в западные структуры, основанные на общих ценностях, сделают невозможным столкновение цивилизаций, войны двух культур.
«Это вполне логичное геополитическое начинание, которое лично я считаю правильным и которое побудило ЕС начать в октябре 2005 года конкретные переговоры с Турцией о ее интеграции в Евросоюз», - подчеркнул заместитель министра иностранных дел ФРГ.
Никита Жолквер, «Немецкая волна»
defacto.am |