Вторник, 16.04.2024, 14:00
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Апрель » 10 » Грузины против русских и Саакашвили
Грузины против русских и Саакашвили
00:34

Analitika.at.ua. Сегодня в Тбилиси начинается манифестация, которая, по заверениям оппозиции, будет носить общенациональный характер. Акции протеста должны продлиться до тех пор, пока Михаил Саакашвили не подаст в отставку. Лидеры оппозиции подчеркивают, что “борьбу с режимом” намерены вести мирными методами. Власти в свою очередь указывая на неприемлемость требования оппозиции, уверяют, что не намерены использовать силу. Манифестация, которую уже называют новой грузинской революцией, начнется в знаковом месте — на проспекте Руставели, у парламента, где ровно 20 лет назад советские войска силой подавили выступления за независимость Грузии. Здесь 7 ноября 2007 года МВД Грузии впервые после “революции роз” применило силу против оппозиционных демонстрантов. Вот как описывает ситуацию российский еженедельник “Коммерсант-власть”

 

Сказать, что ситуация в стране напряженная, — ничего не сказать. Звучат сравнения с осенью 2003 года, когда оппозиция свергла Шеварднадзе. Многие люди уезжают из Грузии или по меньшей мере на время увозят детей. МВД постоянно предупреждает, что попытки провоцировать обстановку будут преследоваться по закону, и распространяет кадры, на которых соратники Бурджанадзе ведут переговоры о покупке оружия. Один из оппозиционеров прямо говорит: оружие нужно для того, чтобы участвовать в захвате власти 9 апреля. Аудитория воспринимает эти кадры всерьез. Слова “переворот” и “гражданская война” звучат в связке с именем Нино Бурджанадзе. Удар по ней нанесен не случайно. Она самый известный за рубежом политик, к тому же у Бурджанадзе есть деньги, чего нет у другой части оппозиции. Здесь говорят: даже если на улицы выйдут всего 5% избирателей, что случится наверняка, это уже 250 тыс. человек. Разогнать можно 5 тыс. человек, но не 250 тыс. А если власть все же разгонит митинг, это вызовет массовые возмущения и лишит Саакашвили последней поддержки на Западе. Если разгона не будет, люди будут стоять неделями на Руставели, и в итоге все закончится, как это было в 2003-м. Саакашвили действительно сделал много для Грузии, но он проиграл войну. А главной его ошибкой было то, что в Грузии был ликвидирован плюрализм, поэтому стала возможна война: просто некому было сказать “нет” президенту.

Я вхожу в офис партии “За единую Грузию”. Ее лидер Нино Бурджанадзе пытается выбраться из скандальной ситуации, связанной с покупкой оружия. Настроение в офисе пессимистичное. Сама Бурджанадзе, посвежевшая и похорошевшая в роли оппозиционера, говорит, что после ухода из парламента “вздохнула свободно”. Сейчас она совсем не похожа на “железную леди” грузинского парламента. Активная внешнеполитическая деятельность Бурджанадзе, за последние месяцы побывавшей и в США, и в Европе, кажется особенно заметной на фоне политического вакуума, образовавшегося вокруг Саакашвили. Поговаривают, что с президентом за последние месяцы не встретился ни один международный лидер. Бурджанадзе убеждена, что президент больше не устраивает Запад, однако устраивает Россию.

— До августа Саакашвили, который имел реальную возможность ввести страну в НАТО и решить территориальные проблемы, был невыгоден Москве, — говорит Бурджанадзе. — Сегодня все наоборот: именно такой президент, дискредитированный и внутри страны, и на внешней арене, выгоден России.

Я иду по улице Лермонтова — здесь рядом с голубым домиком поэта, находящимся на реставрации, в одном из старых тбилисских домов открыт стильный ресторан для иностранцев. Человек, назначивший мне встречу в этом месте, Эроси Кицмаришвили, был директором телекомпании “Рустави-2”, которой и приписывают успех “революции роз”. Потом телекомпанию пришлось отдать: властям показалось, что это слишком сильный ресурс в руках человека, не входящего в госаппарат. Кицмаришвили уехал в Америку, однако в 2008-м родина призвала его обратно: он стал послом Грузии в России.

— Я согласился тогда стать послом, потому что думал, что смогу что-то изменить в российско-грузинских отношениях, — говорит бывший дипломат. — Я видел, что у России нет своего проекта в Грузии. А главная ошибка была совершена, когда Путин ввел визовый режим: в этот момент мы стали воспринимать себя как независимое государство. И сегодня русские потеряли здесь все. Они больше не могут влиять на политическую ситуацию, потому что здесь нет ни одного пророссийского политика. России остается только наблюдать за тем, что происходит. Впрочем, Саакашвили ее устраивает. Ведь пока нет формата для переговоров, можно смело строить базы в Очамчире.

В том, что Россия в Грузии потеряла все, я убедилась в Гори. Здесь в детском саду N 13 живут беженцы из разрушенного войной грузинского села Тамарашени. Одному из обитателей детского сада, Мише Мидодашвили, нет еще и четырех. Вместе с мамой Светой и папой Омаром он занимает комнату с большими окнами. Неподалеку немецкая фирма строит коттеджи, куда обещают к лету заселить беженцев. В комнате — две кровати, переданные гуманитарными организациями, печь-буржуйка и телевизор с видеомагнитофоном. Света включает видео, и на экране появляются кадры из Тамарашени. Миша стоит перед телевизором и ждет, когда появится его дом. Увидев руины, Миша громко кричит: “Это мой дом! А это дом Давида!” За восемь месяцев беженской жизни у Миши, семья которого оставила в Тамарашени все, появились новые игрушки. Это пистолеты и танки.

— Зачем тебе танк? — спрашиваю я Мишу.

— Мой дом разбил Путин, я на танке приеду и его убью, — отвечает ребенок.

Этого мальчика Россия точно потеряла. Потерял ли в результате войны Саакашвили Грузию, станет ясно уже вскоре.

Между тем, по словам одного из лидеров Республиканской партии Грузии Давида Бердзенишвили, оппозиция еще не пришла к единому знаменателю о тактике на 9 апреля. Мы считаем, надо проводить акции протеста по всей Грузии одновременно, надо расшатать власть по всей Грузии и не дать возможность властям концентрировать весь свой репрессивный аппарат на Руставели, говорит он. Американцы и европейцы уговаривают Саакашвили не разгонять митинг. То, что ему простили 7 ноября, сейчас невозможно будет простить. Он создал много проблем и европейцам, и американцам. Все время они говорили Саакашвили, что не надо поддаваться на провокации, но он все равно решил, что сможет завладеть Цхинвали. Саакашвили, конечно, не совсем нормальный, но он не чокнутый — он не мог надеяться, что выиграет войну у России. Он надеялся, что договорится с Москвой, войдет в Цхинвали, а на этом фоне отдаст значительную часть Абхазии русским. Саакашвили даже не скрывал, что такой план был. Он говорил на заседании парламента: “Да, я предлагал российским властям такое, что ни с кем здесь не обсуждал, у России была легитимная возможность нахождения в Абхазии”. Он создал огромные проблемы не только для Грузии, но и для Запада, прецедент Абхазии и Южной Осетии опасен для всего мира. Власть не способна сохранить Грузию как государство. Проблема не только в том, что под Тбилиси стоят русские танки, что у нас отобрали два региона и их признали. Проблема в том, что у нас есть еще Джавахетия с преимущественно армянским населением и Квемо-Картли с проживающими там этническими азербайджанцами, и при такой власти, как сегодня, мы не можем быть уверены, что эти регионы останутся нашими. Мы живем в сложном регионе. Когда Турция и Армения стараются наладить отношения, мы это приветствуем. Но мы понимаем, что если Турция, Армения, Россия и Азербайджан найдут формы сосуществования на Кавказе, а на территории Грузии к тому периоду не будет государства, тогда ее могут фактически разделить. Саакашвили ради сохранения власти может пойти на все, мы это уже поняли. Он сказал нью-йоркскому изданию: “Ну и что? Мы потеряли два маленьких района”. Человек с таким мышлением не может руководить государством. После того как мы проиграли войну, он подписал меморандум о передаче ИнгуриГЭС российской стороне. А ведь эта ГЭС — единственное, что пока еще связывает грузин и абхазов, она не останавливалась последние 17 лет, несмотря на войны и отсутствие диалога. И для работы ИнгуриГЭС необходимо согласие двух сторон. Что делают абхазы? Россия их признала, они ей благодарны, они соглашаются разместить военные базы на своей территории, потому что считают это выгодным для себя. Но передавать России свою часть ГЭС они не будут, это не в их интересах. А грузинская власть передает. Это как в средневековье, когда одно государство завоевывало другое и завоеванная сторона платила дань. И вот Саакашвили платит дань. Конечно, такая Грузия и такой Саакашвили Россию устраивают.

 

НВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 938
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru