Analitika.at.ua. Символами Пасхи в старые времена являлись соломенные куклы бабка Утис, повелительница армянской кухни, и дед Пас, который держал в руках ровно 40 нитей, на конце каждой был привязан камешек
11 апреля Армянская Апостольская церковь (ААЦ) начинает отмечать один из шести Престольных праздников - Пасху. С закатом солнца и до поздней ночи во всех храмах ААЦ будет отслужена литургия, знаменующая окончание Великого поста и Воскресение Иисуса Христа. Празднование умершего и воскресшего бога восходит к древнеегипетской религии, когда египтяне отмечали смерть и воскресение бога Осириса. Нынешняя христианская Пасха берет свое начало из Ветхого Завета. Древние иудеи отмечали Пасху (Песах) как праздник исхода евреев из Египта.
Символами Пасхи в старые времена являлись соломенные куклы – бабка Утис, повелительница армянской кухни, и дед Пас, который держал в руках ровно 40 нитей, на конце каждой был привязан камешек. С каждым днем приближения Пасхи отвязывали по одному камешку, тем самым, ведя счет дней.
A за полторы-две недели на тарелочках выращивали пшеницу. Этот обычай сохранился до сих пор. Неотъемлемой частью пасхального убранства дома являлось и пасхальное дерево, которое в пятничный вечер, за день до Пасхи пестро украшали расшитыми разноцветными нитями яйцами, а также куклами Аклатис.
По словам художницы Лусик Агулеци, куклу Аклатис, как символ удачи, ставили в доме с первого же дня Великого поста. Согласно поверью, она символизировала мужское начало. А после Пасхи женщины должны были сжечь или бросить Аклатис в воду. В старину армянские женщины на Пасху готовили блюдо "Нвик" из "белой зелени", и «кутап» - пирог с луковой и бобовой начинкой. Так как в Пасху было принято проводить различные гадания, женщины пекли гату, в которую клали монету. Готовую гату разрезали по количеству членов семьи и кому попадалась монета, тому в предстоящем году сулила неслыханная удача. Согласно поверью, в Пасху раздавали судьбу, и тот, кто засыпал этой ночью, тот лишался своей судьбы.
В Субботу вечером на столе должна быть рыба, зелень и сладкий рис, которые знаменуют собой завершение Великого поста, во время которого нельзя было есть мясного. В Армении и в Диаспоре зелень подают по-разному: в Иране, к примеру, армяне различную зелень обжаривают с яйцами, в Армении также готовят зелень, однако берут только одну разновидность: шпинат, спаржу или «сибех», который растет только на Армянском нагорье.
В старину народные гулянья продолжались до поздней ночи. В понедельник принято посещать могилы усопших. Отметим, что в армянских церковных календарях все понедельники после Престольных праздников являются днями поминовения.
Анаит Минасян
Аналитический отдел «PanARMENIAN.Net» |