Analitika.at.ua. Политическая и экономическая конкуренция за “южнокавказский транзит” будет обостряться
Завершился двухдневный визит в Азербайджан президента Украины Виктора Ющенко. Его пребывание на Апшероне во главе многочисленной украинской делегации ознаменовалось подписанием целого ряда документов, заметно укрепляющих отношения стран — союзников по блоку ГУАМ.
Круг обсужденных вопросов был беспрецедентно обширен. По словам президента Ильхама Алиева, “очень глубоко были проанализированы отношения между нашими странами в различных сферах. Мы коснулись региональной проблематики, широко обсудили вопросы сотрудничества в региональном контексте, перспективы сотрудничества в рамках предполагаемого проекта “Восточное партнерство” в рамках Евросоюза... Мы сконцентрировались в основном на вопросах политического взаимодействия, экономического сотрудничества, сотрудничества в энергетической, транспортной сферах и военно-техническом сотрудничестве. Во всех дискуссиях и обменах мнениями мы выступали с единой позиции”. Единство оказалось таким тесным, что азербайджанский руководитель назвал Украину “одним из наших самых надежных партнеров в мире”, дружба с которым всецело “отвечает национальным интересам” Баку. Особую благодарность “азербайджанского народа”, по словам Алиева, вызывает поддержка, “которую мы ощущаем в международных организациях, в частности в ООН. Принципиальная, справедливая позиция Украины, которую она продемонстрировала в прошлом году во время голосования по вопросу о ситуации на оккупированных территориях Азербайджана”.
Но дело, конечно, не в горячих взаимных комплиментах, на которые не скупились участники саммита. Основными темами, по которым стороны пришли к полному взаимопониманию, стали вопросы создания новых международных транспортных коридоров, развития энергетических сетей, связанных с диверсификацией поставок каспийских углеводородных ресурсов на международные рынки, а также сотрудничество в оружейной сфере. Так, по словам Виктора Ющенко, “проект ЕАНТК (Евроазиатского нефтетранспортного коридора) находится в завершающей фазе”. И уже в конце нынешнего месяца в Польше ожидается подписание технико-экономического обоснования прокачки каспийской нефти по всему маршруту. Напомним, что одним из ключевых звеньев проекта, который “имел много препятствий”, является поставка нефти по украинскому нефтепроводу Одесса — Броды вплоть до Гданьска. Но это далеко не все. Как известно, до сих пор не удалось полностью наладить столь важную для Армении транспортную инфраструктуру, как паромная переправа Новороссийск — Поти. Между тем у этой линии вскоре, видимо, появится серьезный конкурент. Во всяком случае президент Украины заявил, что уже в нынешнем году будет открыта паромная переправа Керчь — Поти — Батуми. Она важна не только сама по себе. Стратегическая цель — связать новую переправу с действующим коридором контейнерных перевозок Viking, который через территорию Украины позволяет быстро доставлять грузы из Европы. Их объединение, по словам Виктора Ющенко, даст возможность продлить коридор до Азербайджана и стран Центральной Азии. Украинский лидер откровенно признал наличие отнюдь не только экономической, но “политической составляющей” в этой инициативе и сообщил, что в этой связи в Киеве вскоре состоится первая встреча, на которой будет обсуждена связанная с ней конкретика.
Очевидно, что далеко идущие планы реанимации существующих и организации новых транспортных и энергетических маршрутов в обход России никак не могут вызывать восторга в Москве, тем более что российско-украинские отношения оставляют, как известно, желать много лучшего. В этой связи вполне допустимо предположить, что российская сторона предпримет ответные шаги. Безусловно, они будут связаны с активизацией сотрудничества по аналогичным направлениям с тем же Азербайджаном и с Ираном. Однако очевидно, что ни в том, ни в другом случае Кремлю не удастся минимизировать транзитную роль Грузии, чего в России весьма желали бы. Ибо достаточно мельком взглянуть на карту, чтобы понять — именно Грузия является ключевым транзитным звеном как в существующих, так и в перспективных проектах, призванных создать широкий путь из Европы в Азию. Всерьез говорить о конкуренции на этом поле можно лишь в случае создания еще одного транзитного звена, причем заведомо более привлекательного. Таким звеном может стать только Армения. Именно с этим, полагаем, связаны все планы по деблокированию армяно-турецкой границы. Уже одно лишь открытие железнодорожного движения по ветке Карс — Гюмри в какой-то степени изменит конфигурацию поставок грузов в регионе. Во всяком случае порты Поти и Батуми лишатся части проходящего через них транзита. Но в перспективе, разумеется, дело этим не ограничится, о чем свидетельствует амбициозный проект строительства железной дороги между Арменией и Ираном. Конечно, это дело не ближайшего будущего. Не исключено, что еще раньше заработает транспортный коридор между Арменией и Азербайджаном — что, заметим, на наш взгляд, не предопределяется окончательным политическим решением карабахского вопроса. В любом случае самым коротким путем из Закавказья и Ирана в Турцию и далее в Европу является путь через Армению. Очевидно, что в условиях глобального кризиса, когда основные мировые игроки ищут возможности для активизации товарооборота в планетарном масштабе и снижения транспортных издержек, работа по развитию существующих и созданию альтернативных путей выходит на первый план. Причем в этой сфере экономика и политика связаны очень тесно и наиболее зримо. И конкуренция и в том, и в другом случае будет обостряться, что мы сегодня и наблюдаем. И хотя от государств-транзитеров зачастую зависит не так уж и много, важно, чтобы наша страна не только нашла свое достойное место в складывающихся ныне политико-экономических конфигурациях, но и извлекла из них наибольшую для себя выгоду.
Армен ХАНБАБЯН
НВ |