Analitika.at.ua. Опубликованные в четырех номерах "ГА" (NN25-28, 2009г.) под рубрикой "Правда цивилизованного мира" материалы судебных процессов над армянскими народными мстителями, как и ожидалось, вызвали повышенный интерес читателей, причем не только в Армении. Отклики читателей побудили нас продолжить публикации на эту крайне важную тему. Из имеющихся в распоряжении "ГА" материалов предлагаем вниманию читателей статью из американской газеты "Фрезно Би" с запоздалыми признаниями прокурора по делу Гургена Яникяна (1973г.) и выступление защитника Леклерка во время процесса над участниками операции "Ван" (1981г.).
ПОСКОЛЬКУ ОБЕ АКЦИИ БЫЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, то, естественно, они остались неизвестными жителям Армении. К сожалению, остаются для многих таковыми по сегодняшний день. Этот пробел в отношении Гургена Яникяна, осуществленной им акции и судебного процесса над ним "ГА" попытался восполнить очерком Левона Микаеляна "Дорога в рай" (28.01.2008г.).
Об операции "Ван", осуществленной группой им. Егии Кешишяна АСАЛА 24-25 сентября 1981г. в Париже, кратко можно сказать следующее.
В этот день Вазген Сислян, Акоп Джулфаян, Геворк Гюзелян, Арам Пасмаджян ворвались в консульство Турции в Париже и, захватив 56 заложников, выдвинули следующие требования:
1) Немедленно освободить и доставить в Париж находящихся в турецких тюрьмах -
а) священника Манвела Еркатяна и преподобного Гранта Кюзеляна, оказывавших культурные и социальные услуги проживающим в Турции армянам;
б) всех армян, содержащихся в тюрьмах Турции по политическим мотивам.
2) Предоставить гарантии свободного развития национальных, культурных и религиозных традиций армянам, проживающим на захваченных армянских территориях и в крупных городах Турции.
3) Предоставить официальные гарантии международным культурным организациям для осуществления постоянного контроля над армянскими памятниками культуры, находящимися на захваченных армянских территориях.
4) Немедленно освободить содержащихся в турецких тюрьмах 5 турецких и 5 курдских революционных бойцов.
Через 15 часов бойцы АСАЛА сдались французскому правительству, получив обещание предоставить им политическое убежище. В результате операции погиб 1 человек (охранник консульства) и 1 человек ранен (вице-консул). Обвиняемых защищали известные французские и армянские адвокаты, в том числе будущий министр юстиции Франции Патрик Деведжян. Участники акции получили по 7 лет тюремного заключения.
РЕЧЬ АДВОКАТА ЛЕКЛЕРКА
на судебном процессе над участниками операции "Ван"
Господин председатель, господа советники, дамы и господа присяжные! Имеет ли смысл повторять то, что вам известно с первого дня процесса? Я защищаю этих гордо стоящих четверых молодых людей и знаю, что таким образом защищаю обездоленный и истерзанный народ, который смотрит сейчас на подсудимых и считает их своими лучшими сыновьями.
Почему? Вот на этот вопрос, по сути, должны ответить вы. Я выступаю последним и полагаю естественным, что с защитными речами выступают как армянские, так и французские адвокаты. Имею в виду прежде всего Эмиля Асланяна, который представляет поколение самоутвердившихся армян и признается, что борьба этих молодых людей является его борьбой. За ним следует Раффи Пештималджян, слово которого, как и всех армян, было эмоциональным, волнующим, потому что он рассказывал о матери, о ее воспоминаниях, о крови, память о которой не исчезла и до сих пор живет в семье. То же можно сказать о Патрике Деведжяне, с которым, несмотря на имеющиеся у нас многие разногласия, мы сегодня по-братски объединены нелегкой борьбой за права народа-страдальца. Хотел бы также непременно отметить Фрэнсиса Тейджяна за суждения об основных правах человека и Жан-Пьера Миньяра, говорившего о достоинстве.
Мне остается говорить языком сердца. Возможно. Однако я прошу также, чтобы всех четверых освободили не только поддавшись эмоциям, но и исходя из морально-психологических, политических соображений.
Тейлиряна оправдали.
В 1922 году в Берлине были благородные судьи, есть такие и сейчас во Франции. Вы будете судить людей. Судить людей за содеянное ими, но сделанное человеком имеет не только фактическую сторону. Каждый поступок и есть сам человек. Четырех подсудимых вы будете судить, прекрасно зная, что армянский народ здесь присутствует и он ждет вашего вердикта.
Почему эти четверо молодых людей оказались здесь? Почему они живут старыми воспоминаниями и 68 лет спустя обвиняют турецкое правительство за то, что сделала Османская империя? Почему они убили человека? Почему они должны быть отпущены?
Где их дома? В жестокой войне на Ближнем Востоке, где люди воюют из-за маленького квартала, где народы пишут свою историю под аккомпанемент бомб, где дети с 15 лет с оружием в руках дерутся в защиту своего села, армянам дают понять, что Ливан - не их, и они понимают, что в мире есть только один народ, к которому они принадлежат.
Каково условие существования армян? Конечно, прежде всего их трехтысячелетняя история. Этот народ постоянно притеснялся кочевниками или различными империями. Но армяне 3 тысячи лет непрерывно жили в своей колыбели, в горах, над которыми властвует Арарат - символ Армении. Армяне жили своей религией, церквами, обрядами, культурой, ремеслами, глубиной духа, добрым именем, уникальным алфавитом и многим другим. Куда все это подевалось? Мировая энциклопедия свидетельствует: "Восточная Анатолия в основном заселена полукочевниками-курдами, где примитивный уровень сельского хозяйства превратил ее в самую отсталую и неразвитую часть Турции". Между тем она была самой богатой.
Так что же произошло? Сами понимаете, я не хочу спорить с турецким историком, приводить воспоминания посла США в Турции Г.Моргентау, который пытался спасти армян и которому возразил Талаат-паша: "Вы - американский еврей. Зачем вы интересуетесь этими людьми?" Нет, пожалуй, смысла обращаться к рапортам председателя Всемирного Совета церквей И.Лепсиуса, многочисленным свидетельствам побывавших в те годы в Турции журналистов и общественной памяти, которые отвечают на вопрос, был ли Геноцид. Если же Геноцида не было, то куда подевались жители этого края, который сейчас называется Восточной Анатолией? Откуда прибыли те, кто собрался в этом зале? Они из величайшей трагедии века, вы выслушали одну, две, три, четыре истории. Мне крайне неприятно, прискорбно сознавать, что я вынужден был спустить с трибуны того старика, который должен был ждать 68 лет, чтобы публично поведать всем о своих страданиях. Я прервал его, потому что вам, дамы и господа присяжные, показалось, что вы все это уже слышали. Так задумайтесь же обо всех мучениях армян, от начала и до конца, задумайтесь о депортации, которая была научно организована и осуществлена вовсе не потому, что армяне в тылу представляли опасность, поддерживали союзников. Для меня на первом плане жертвы: мужчины, женщины и дети. Из рассказов выживших становится ясным, что самыми "счастливыми" оказались мужчины, потому что их убили первыми, остальных сослали. По дороге женщин насиловали, детей четвертовали или бросали в реки - такова была научная программа истребления целого народа. Куда гнали людей, лишенных своего крова и имущества? В пустыню.
Вы услышали здесь речь г-жи Мелинэ Манушян, которая сообщила весьма интересные подробности о супруге, руководителе "преступной группы", "террористе" Мисаке Манушяне. О том самом Манушяне, которого президент Франции считает сегодня одним из выдающихся героев Сопротивления. В своем последнем письме жене из тюрьмы он написал: "Мелинэ, сиротинка моя, я умираю, не испытывая какой-либо ненависти к германскому народу".
Мне могут возразить, что эти ребята - не солдаты, что Армения и Турция не воюют, что только солдаты имеют право носить оружие и убивать. Они могут превратить в руины Дрезден, бросив бомбу на Хиросиму, уничтожить миллионы людей, в том числе женщин, детей. А Армения, так как она больше не существует, не может создать "регулярной" армии.
Поистине странная логика. Ведь в Турции без объявления войны были расстреляны армянские мужчины, уничтожены старики, женщины и дети, а единицы из уцелевших сирот были погружены в суда и отосланы в другие страны. Вы, турки, полагаете, что этого достаточно и война закончена? Но кончилась ли она для армян, которые хотят жить и у которых вы отняли их колыбель?
Нет, эти ребята не террористы, они - воины армянского народа. Того народа, у которого нет дипломатических представителей для оказания давления на иные государства, однако живущего, существующего благодаря своей культуре, языку, самопожертвованию своих героев и мучеников, которых вы сегодня судите. Даже если вы их осудите, помните, что они - солдаты. Четыре дерзких воина, которые приехали во Францию не только представлять права своего народа, но и требовать, чтобы были отпущены курдские и турецкие политзаключенные. Да, они создали опасную ситуацию, да, один человек погиб, другой ранен, но нельзя не принять во внимание, что, входя в консульство, они не имели намерения кого-либо убивать. Поэтому нельзя требовать, чтобы Гюзелян получил вдвое более тяжкое наказание, чем остальные. Дамы и господа присяжные, я только что призывал освободить всех четверых, теперь прошу не делать между ними разницы. Они были связаны общей операцией, и здесь стоят рядом. Если хотите, сочтите их солдатами, осудите за боевые действия, но не давайте различных наказаний.
Верно, что эти ребята предприняли военную операцию, но неужели Армения не имеет права воевать? Вы помните фильм "Я обвиняю", где герой видит, как мертвые поднимаются из гробов и взывают к нему? К этим четверым воззвали погибшие в пустыне, мученики-дети сказали им: "Сделайте что-то, мы не хотим окончательно умереть. Мы мертвы, но хотим, чтобы наша смерть послужила бы какой-нибудь цели, хотя бы послужила будущему Армении..."
Эти четыре боевика предприняли атаку, чтобы об этом заговорили, чтобы мир узнал, чтобы вы, присяжные Франции, услышали то, что услышали.
Егию Кешишяна два дня назад расстреляли в Иране (можно ли говорить, что эти ребята не смельчаки?), Левона Экмекчяна повесили в Анкаре 30 января 1983 года, но верите ли вы, что дальнейшие действия предотвращены? Я могу припомнить смертные приговоры Степану Затикяну, другим боевикам-смертникам, однако могу с убежденностью утверждать, что они никакого результата не дали.
Разве эти наказания способны остановить народ, который встал, потому что личное и национальное сплелось в единый долг, ради которого жертвуют и жизнью. Не верьте, что, если кто-то угодит в тюрьму, что-то изменится. Ваше наказание не сыграет какой-либо роли и будет иметь лишь политическое значение. Обычное осуждение здесь неуместно, это политический процесс со своими комментариями, значением, вскрытой истиной.
Мне могут также напомнить, что Турция - влиятельная сила. Да, это так. Но если международные отношения должны сводиться к этому, то отрицание геноцида под влиянием указанного фактора придаст правительствам самоуверенность и сознание того, что им все дозволено. И вовсе не случайно, что "Международная амнистия" в послании в Совет Европы уделила Турции от 3 до 5 страниц, которые у меня под рукой. Как и неслучаен тот факт, что Франция, Норвегия, Швеция, Дания, исходя из положений Декларации прав человека, направили свои протесты в Европейскую комиссию из-за нарушений в Турции.
Те, кто остается безнаказанным или пытается предать забвению то, что сделал, и весь мир об этом забывает, думают, что им все дозволено. Несомненно, среди многих причин, сделавших Турцию такой, какой она ныне есть, и та, что мир забыл о Геноциде. Теперь же Турция пытает и уничтожает и своих граждан.
Турция, опять повторюсь, в своем послании в адрес этого суда не только требует осудить армянских боевиков, защитить своих дипломатов, отвергнуть терроризм, но и удостоверить, что Геноцида не было.
Мы, наоборот, рассчитываем, что вы признаете: Геноцид был, армянский народ в своей колыбели уничтожен, армянский народ правомочен иметь воинов, требовать свои земли. Все современные армяне ожидают этого. Конечно, мы рады, что армяне здесь, знают друг друга. Тем не менее я не могу не упрекнуть их: почему вы так долго молчали, мои армянские друзья, почему вы говорили об этом лишь друг с другом? Почему ваши дети, которых мы тоже очень хорошо знаем, стеснялись сказать об этом, как будто бойня начала века была вашим пороком. Между тем это ваша трагедия...
Вы покинули вашу страну не ради обогащения, а потому, что вас там убивали, вы были вынуждены приехать сюда. Франция вас приняла, и это делает честь нам. Во всяком случае вы с трудом добились ваших нынешних позиций, и только ваши дети видели ваши слезы, страдания.
Почему вы ждали этого процесса, чтобы Анри Верной сказал: "Здесь присутствует боль и ярость всех, кто в жуткий вечер слышал и видел смертные муки армян, сжигаемых заживо в церкви Урфы".
Не могу не упомянуть и Шарля Азнавура, посчитавшего нужным обратиться с посланием к суду: "Наша молодежь, находящаяся в поиске самоидентичности, окруженная глухой стеной непонимания, - имеет право на снисхождение. Являясь французским подданным, я тем не менее не могу их осудить. Сам я - не судья, не политик. Эти строки пишу, как подсказывает сердце, и надеюсь на счастливый исход. Я по национальности армянин, и думаю, что хотя бы один раз мы достойны этого".
Зал суда полон армян, многие выступили с трибуны. И как бы они ни были политически разделены, они едины в одном: в том, что являются жертвами первого жесточайшего Геноцида века, в том, что их земля отнята у них и они хотят ее вернуть. Какой бы вердикт вы ни вынесли, эти четверо станут героями для армян.
Здесь присутствует 250-тысячная армянская диаспора Франции, шесть миллионов армян по всему миру слышат сегодня голос французского правосудия.
Армянские братья! Вы отныне не одиноки. Ваш народ обретет свое гнездо. Четверо молодых стоят здесь и знают, что французский народ провозгласит их невиновными.
(Выступление печатается с некоторыми сокращениями.)
golos.am со ссылкой на Журнал "Норк" |