Analitika.at.ua. Среди юбиляров 2009 года - живописец мирового масштаба, театральный художник и монументалист Минас Аветисян. Текущий год объявлен годом Минаса. Министерство культуры разработало программу мероприятий, приуроченных к юбилею художника. Подробностями предстоящих мероприятий поделился сын художника, директор Джаджурского музея Арман Аветисян.
- В апреле откроется юбилейная выставка Минаса, приуроченная к его 80-летию. Представьте основную концепцию экспозиции.
- Выставка откроется 17 апреля в Национальной галерее. Посетители могут ознакомиться с экспозицией в течение 15 дней. Конечно, этого мало, но есть объективные причины: у картинной галереи очень насыщенный график выставок. На выставке будут представлены все периоды творчества Минаса, но сказать, сколько картин, я не могу. Вообще-то мы наберем много работ, однако законы экспозиции предусматривают от 50 до 60 работ. Добавлю, что уже на следующий день, 18 апреля, в здании ереванской мэрии откроется выставка моего брата Нарека, посвященная памяти отца.
- Ваш брат Нарек пошел по стопам отца. А Вы рисуете?
- Я считаю, что научить человека рисовать невозможно. Конечно, техническую сторону можно усвоить. Я когда-то рисовал, отец хвалил эти работы, но этот период как-то прошел.
- Какие еще мероприятия пройдут в рамках юбилейного года?
- Это год Минаса. Конечно, в таких делах возникают проблемы, не без них. Основная проблема - это подготовка каталога работ Минаса. Для того, чтобы собрать нужное количество картин, затем сделать с них слайды, нужно время. Мы старались не торопиться. Такого рода издания делаются за два-три года. А у нас было несколько месяцев. Буквально на днях мы сдали каталог в печать. Он будет состоять из двух частей. Первая часть каталога рассчитана на ереванского читателя. Работы будут сопровождаться текстом, как на армянском, так и на английском языках. Добавлю, что над изданием работала советник министра культуры Сона Арутюнян и вся наша семья - Нарек, мама и я, а слайды подготовил фотограф Акоп Ованнисян. В каталоге найдет свое место порядка 110 работ Минаса всех жанров: монументальное, театральное искусство и графика. Этим изданием, можно сказать, мы ломаем стереотипы. Многие часто перепечатывают каталоги, не добавляя ничего нового. Мы же представляем даже самые ранние работы Минаса, то есть весь процесс его становления как художника. Я думаю, что каталог будет интересен и тем, кто изучает живопись, и любителям.
- Идея создания каталога возникла в прошлом году, еще тогда Вы отметили, что предисловие к каталогу напишет европейский искусствовед.
- Да, это очень важно. Автором текста является профессор Фрайбургского университета Альберта Людвига - Вильгельм Шлинг. Ценно то, что к творчеству армянского художника обратился европеец. Он очень известен в Европе. На этот раз мы вышли за рамки национального: сами пишем, сами читаем. В статье Шлинг пишет о том, что он для себя сделал открытие. В 1995-98 годах он увидел в Национальной картинной галерее и Музее современного искусства работы Минаса, был очень впечатлен. Шлинг анализирует творчество Минаса, здесь чувствуется новый и совсем другой взгляд. Думаю, что читатель будет приятно удивлен. Добавлю, что вторая часть каталога выйдет позже, к осени, и будет приурочена к московской выставке.
- Значит, год распространится и на другие страны?
- Да, выставки пройдут в Москве и пяти городах Италии. Уже есть договоренность с итальянской стороной. Еще в прошлом году известный скульптор Виген, который живет в Италии, со своими коллегами посетил Джаджурский музей. В числе гостей был и известный итальянский искусствовед Франческо Гало. Он заинтересовался творчеством Минаса и решил провести серию выставок в пяти городах Италии. Он лично займется организацией этих выставок и подборкой картин, для чего и посетит Армению.
- Заинтересованность итальянцами творчеством Минаса проявилась еще в прошлом году, когда они начали реставрацию фрески "Рождение Тороса Рослина". На какой стадии находятся работы?
- Фреска дожидается итальянцев, наверное, они приедут в августе. Реставраторы уже завершили два этапа работ и теперь должны приступить к последнему. Третий этап заключается в фиксации фрески к новой стене, которую они же и привезли, этот материал не подвержен воздействию внешних факторов, влаги, трещин. Хочу также добавить, что о реставрации фрески будет снят документальный фильм. Несколько кадров этого фильма просто берут за живое. Так, итальянцы в белых халатах с ланцетом в руках работают над фреской. Мы так и прозвали их - ангелы фрески.
- А где будет окончательное пристанище фрески после окончания работ?
- По моим данным, сейчас идут переговоры о том, что фрески Минаса будут перенесены в Гюмри в одно из зданий конца 18 века. Однако это здание подлежит реставрации. Проект заключается в том, чтобы открыть в этом здании музей фресок, и не только Минаса. Под одной крышей будут собраны работы авторов 60-70 годов, в основном друзей отца, в том числе и Рафаэла Атояна.
Добавлю, что на сегодняшний день отреставрирована еще одна фреска Минаса - "Маслобойка". Это очень красивая работа. В 1990-91 годах болгарские специалисты отреставрировали ее, и сейчас она находится в здании Драматического театра. Еще остается 8 фресок, все они подлежат реставрации. А идея пригласить итальянских реставраторов заключалась еще и в том, чтобы армянские специалисты пополнили свои знания в этой сфере. Над реставрацией "Тороса Рослина" с нашей стороны работали пять человек, а вот как они освоили технику, покажет время. Такой обмен опытом очень полезен, они узнали новые технологии. В свое время у нас была сильная школа реставрации, однако в 90-е годы специалисты разбрелись, а мастерская закрылась. Нужно серьезно заняться вопросами реставрации фресок, потому что нам есть что спасать, и не только работы Минаса.
- Вы также предлагали включить Джаджурский музей в туристический маршрут, пролегающий через Гюмри. Какие-то конкретные подвижки уже есть?
- Это комплекс вопросов. Необходимая инфраструктура полностью отсутствует. Сначала надо построить удобные дороги. Армения должна быть привлекательна не количеством гостиниц, а хорошим сервисом. Что касается Джаджурского музея, то его надо рассматривать вкупе с домом, где родился Минас. Нужно восстановить дом, завершить восстановительные работы церкви, которую начали строить в начале 20 века. Кроме того, есть необходимость в небольшой гостинице, чтобы туристам было, где остановиться. Для всего этого нужны спонсоры, а не только госсредства. Безусловно, сейчас тяжелые времена. Но необходимые условия, конечно же, скажутся на туристических потоках, что приведет к повышению имиджа страны.
- Вы взяли на себя руководство музеем, последовательны в вопросе сохранения наследия Минаса. А есть какой-то завет или пожелания отца, которые Вам хотелось бы исполнить?
- Вы мне задали очень сложный вопрос. Я знаю, что отец был бы чрезвычайно счастлив, если бы восстановили дом, который он так любил, он действительно очень любил этот дом, был связан с ним всю свою жизнь. Несмотря на свою занятость, он искал малейшего повода приехать туда, подняться наверх, нарисовать что-то. В этом доме он заряжался необходимой энергией и часто говорил об этом. А восстановление церкви - его мечта. В каком-то смысле отец смог спасти ее, открыв там студию. Раньше, до 60-х годов, в церкви был расположен клуб, затем библиотека, а потом даже кинотеатр, а затем решили ее снести. И тогда Минас вмешался, решил начать преподавательскую деятельность и открыть студию. Но так и не успел довести это дело до конца, он погиб в 1975 году.
Добавлю, что джаджурцы бежали из исторической области Хнус. Эти люди выделяются своим образом, характером и натурой. Выходцы из этой области известны по всеми миру, среди них есть известные ученые, врачи и военные. Этот регион был одним из богатых регионов Западной Армении, самый богатый по запасам природных ископаемых. Эта обеспеченность давала возможность населению получать образование, там была хороша развита культура. Очень известен также и хнусский легион. И все это я видел в своем отце: это упрямство и сильный характер.
Вела беседу Элеонора Араратян
express.am |