Analitika.at.ua. Очередной поворот событий вокруг планируемых маршрутов транспортировки каспийских энергоресурсов вновь не заставил себя ждать. Проект Nabucco, изначально предполагавший транспортировку туркменского и казахстанского газа через Каспийское море на европейский рынок через территорию Азербайджана, Грузии, Турции в обход России, вступил в новую стадию затянувшихся политических дискуссий. ЕС, твердо сохраняя курс на диверсификацию поставок энергоресурсов на свою территорию, до настоящего времени не выработал столь же определенной позиции по отношению к энергетическим проектам, отвечающим данной цели.
Газовый проект Nabucco – яркое тому подтверждение. В течение 17-20 марта этого года проект Nabucco был исключен ЕС из списка приоритетных проектов общеевропейского плана стимулирования экономики, предложенного Еврокомиссией осенью 2008 г., а затем вновь включен в данный список под давлением стран Центральной и Восточной Европы, наибольшим образом пострадавших от недавнего российско-украинского газового конфликта. Однако единства позиций по отношению к проекту внутри ЕС так и не установлено. Германия, в отличие от центрально- и восточноевропейских стран, продолжает выступать против реализации проекта Nabucco, предпочитая осуществление проекта Nord Stream (Северный поток), предложенного Газпромом. Несмотря на высказываемые в самой Германии опасения попасть еще в большую энергетическую зависимость от РФ, проект Nord Stream представляется для Германии более выгодным, т. к. его маршрут должен будет пройти через Балтийское море прямо в Германию. Несмотря на противодействие балтийских стран, опасающихся, что строительство газопровода приведет к ухудшению экологической ситуации, работа над данным проектом продолжается. Как сообщают Иносми, начать транспортировать природный газ по трубопроводу «Nord Stream» планируется уже в 2011 г.
Даже в случае активной поддержки проекта газопровода Nabucco отдельными странами-членами ЕС на пути его реализации по-прежнему сохраняется вопрос заполнения трубы. Полноценное участие в проекте основных потенциальных поставщиков газа по газопроводу Nabucco – Азербайджана и Туркменистана пока что остается неопределенным, учитывая их сохраняющиеся энергетические связи с РФ. Между главой Газпрома Алексеем Миллером и президентом Государственной нефтегазовой компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнагом Абдуллаевым был подписан меморандум о взаимопонимании, согласно которому, по сообщению пресс-службы «Газпрома», предполагается начать переговоры по согласованию условий купли-продажи азербайджанского газа Газпрому с началом поставки с января 2010 года. Топливо должно будет поступать в Россию по трубопроводу Баку — Ново-Филя, участку газотранспортной системы Азербайджана, идущему от Баку до российской границы по побережью Каспийского моря. «Газпром» и ГНКАР должны будут провести его техническую инспекцию для определения необходимой модернизации. Меморандум служит логическим продолжением переговоров А. Миллера и президента Азербайджана И. Алиева в прошлом году, на которых глава Газпрома предложил закупать азербайджанский газ по европейским ценам. Как сообщает «Время новостей», всего за несколько дней до этого высокопоставленные азербайджанские политики говорили, что через несколько месяцев готовы завершить переговоры о продаже газа для конкурирующего с российскими поставками в Европу проекта Nabucco. В случае же выполнения Азербайджаном достигнутых договоренностей с Газпромом азербайджанского газа для заполнения газопровода Nabucco может и не хватить. Эксперты выражают опасения, что в условиях падающих цен на газ, договоренность с ГНКАР будет экономически невыгодной для Газпрома, которому из-за дополнительного импорта придется также сокращать собственную добычу и добычу газа российских независимых производителей. Однако, судя по всему Газпром готов пойти на такой шаг, учитывая, что РФ не собирается сдавать наработанные еще во времена СССР энергетические связи с Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном в угоду разрабатываемых конкурентных энергетических проектов в западном направлении в обход России.
РФ продолжает сотрудничать с Туркменистаном в рамках инициированного Россией проекта альтернативного Nabucco Прикаспийского газопровода, строительство которого должно начаться уже в этом году при участии Казахстана. Однако по итогам встречи Президента РФ Д. Медведева и его туркменского коллеги Г. Бердымухамедова, на которой обсуждалась, в том числе сфера энергетического сотрудничества, в конце марта этого года был подписан лишь ряд соглашений, в частности, в областях транспорта, образования и безопасности. Ожидаемого же подписания соглашения о строительстве газопровода «Восток-Запад», который должен связать туркменские месторождения газа на северо-востоке страны с проектируемым Прикаспийским газопроводом, не состоялось. Эксперты полагают, что проект газопровода «Восток-Запад» может стать инфраструктурной базой для поставок туркменского топлива в обход России, по дну Каспия в Закавказье, Турцию и далее в Европу. Следовательно, Туркменистан может пока не спешить обязывать себя энергетическими договоренностями с той или иной стороной. Учитывая, что у Газпрома в условиях финансово-экономического кризиса пока нет необходимых средств на строительство газопровода «Восток-Запад», Туркменистан может играть на противоречиях всех заинтересованных в получении туркменского газа сторон, включая ЕС, США, РФ, и добиваться наиболее выгодных для себя условий энергетического сотрудничества. Что Туркменистан и осуществляет на практике: сразу после российско-туркменских переговоров 27 марта в целях создания надежной и стабильной системы вывода туркменских энергоносителей на международные рынки» госконцерн «Туркменгаз» объявил международный тендер на проектирование и строительство на территории Туркменистана газопровода Восток-Запад. Позже, 9 апреля на газопроводе «Средняя Азия - Центр» на территории Туркменистана, вблизи границы с Узбекистаном, произошел взрыв, в котором МИД Туркменистана обвинил Газпром, т. к. причиной аварии стало резкое сокращение отбора газа «Газпромом», о чем «Газпром» предупредил туркменскую сторону лишь накануне взрыва, 8 апреля. В свою очередь, Газпром считает причиной аварии ошибку диспетчеров или старость трубы. Очевидно, что Туркменистан пытается извлечь наибольшие выгоды в условиях одновременной заинтересованности в получении его газа как со стороны РФ, так со стороны ЕС, США, поддерживающих альтернативные РФ маршруты транспортировки туркменского газа. Однако даже при обострении российско-туркменских газовых отношений для транспортировки туркменского газа через Каспийское море по Nabucco необходимо окончательное разрешение правового статуса Каспийского моря, которое, скорей всего, не будет достигнуто так скоро, как того бы хотелось участникам проекта Nabucco.
В том числе и по этой причине обсуждалась возможность изменения маршрута газопровода Nabucco с его переориентировкой на иранский газ. Так, 11 марта в Тегеране Иран, Туркмения, Азербайджан и Катар обсудили с Турцией возможность реализации проекта Nabucco. Одновременно Турция заявила о готовности стать посредником в ирано-американских переговорах. Однако участие Ирана в проекте также остается пока что окончательно неопределенным. С избранием нового президента США было озвучено стремление сменить акценты во внешней политике США по отношению к Ирану и к его ядерной программе. Однако вряд ли США так же быстро перейдут от слов к делу. В свою очередь, при подключении к проекту иранского газа с его последующей транспортировкой в Турцию и далее на европейский рынок, автоматически выпадают из игры Грузия и Азербайджан, которые наверняка будут стремиться не допустить развития подобного сценария событий.
Что же касается Турции, Анкара рассматривает участие в проекте Nabucco как рычаг давления на ЕС по вопросу вступления Турции в ЕС, что может привести к дополнительным разногласиям среди участников проекта в вопросе реализации проекта Nabucco. Тем более, что, в отличие от США, ЕС скорей всего, будет сохранять гораздо более сдержанную позицию в вопросе вступления Турции в ЕС.
В сложившейся ситуации реализация проекта Nabucco вновь натыкается на ряд проблем. От того, как в итоге поведут себя потенциальные поставщики газа по проекту Nabucco, а также по альтернативному Прикаспийскому газопроводу, и будет зависеть успешная реализация данных энергетических проектов.
Диана Айвазян
defacto.am |