Analitika.at.ua. В таможне долго думали и никак не могли определиться, под каким кодом растаможивать груз, который предприниматель Гагик Геворгян пытался завезти в Армению из одной африканской страны. В конце концов, после долгих споров зарегистрировали под кодом "племенные домашние животные". С этого началась реализация давней мечты Гагика – он основал страусиную ферму.
Заразился он этой идеей в далеком 1996 году, когда посетил страусиную ферму в техасском Далласе. Основав когда-то ферму с 8 животными, бизнесмен поставлял страусиное мясо и яйца во все штаты. 30% американцев употребляют только страусиное мясо. А фермер имел уже личный самолет. "Значит, прибыльное дело, - подумал я тогда и с тех пор не оставлял мысли основать собственную ферму в Армении. Многое мешало - то средств не было, то непредвиденные издержки. Потом жил в США. Вернулся два года назад и решил вплотную заняться этим вопросом", - рассказывает Гагик.
Ферму он основал под Егвардом, с его суровыми природными условиями. Но егвардский климат, холодные ветры со склонов окрестных Арагаца и Араи-лера африканскому сорту страусов нипочем. Птиц даже зимой содержат на открытом воздухе мороз они переносят без проблем, но очень радуются апрельскому потеплению – даже пританцовывают от радости. Лишь в раннем возрасте их держат в закрытом помещении. На огороженных 3 тысячах квадратных метрах – 90 птиц, хотя называть птицей 150-килограммовое статное животное трудно. К радости фермера, случаев побега с фермы пока не зафиксировано: страус развивает скорость в 80 км/ч., и с такой скоростью до границы по прямой бежать час-полтора - по бездорожью за ним не угнаться. "Поначалу не хотел давать интервью и много рассказывать о ферме. Нужен был "инкубационный" период, который бы прояснил, что животные без проблем переносят все наши климатические сезоны. Теперь с уверенностью можно сказать, что заниматься страусами в Армении можно, - отмечает Гагик. - И даже весьма продуктивно".
Дело в том, что в расход идет все. Страусы – безотходное производство. Не без гордости демонстрируя туфли из страусиной кожи, Гагик рассказывает, что и как можно применять. Во-первых, мясо. Оно диетическое, чем и полезно для страдающих ожирением или сердечнососудистыми заболеваниями людей. Стоит килограмм страусиного мяса в среднем $50. Жир используется при лечении полутора десятка болезней, а также в косметическом производстве. Во-вторых, уникальная кожа. Она в разных частях тела – шея, туловище, ноги – имеет разные характеристики. Это позволяет получать кожу для всего спектра соответствующей продукции. К тому же уникален узор, позволяющий получать дорогостоящие изделия. В пошиве модной, вечерней или эксклюзивной одежды можно использовать и красивые перья. Однако прибыльность этого дела в первую очередь в яйцах. Стоит одно страусиное яйцо порядка $50. Взрослая же особь дает ежегодно 80 яиц по 1,2-1,5 килограмма. Считаем: 80 по $50 получается в год $4000 с одного животного. А спрос на эту продукцию довольно высок, утверждает собеседник. "Можно использовать все, кроме голоса", - смеется он и в шутку советует правительству вместо пенсии выдать каждому пенсионеру по страусу.
Кстати, о правительстве. Гагик представил премьер-министру свою программу развития страусоводства в Армении. По его словам, премьеру понравилась идея, и исполнительная власть обсуждает ее. Опыт Гагика свидетельствует о том, что страусов можно культивировать по всей территории нашей страны, – от Сюника до Лори. Он планирует создать ассоциацию. Даже название уже придумал: Первая армянская племенная страусоводческая ассоциация "Отец и сын Геворгяны". В рамках своей стратегической программы он готов содействовать всем желающим заниматься страусоводством. И конкуренции не боится. "Одна ферма – это мало. Необходимо превратить ее в целую отрасль, которая займет свое место в нашей сельскохозяйственной отрасли. В результате мы получим качество и количество, необходимые для бесперебойного снабжения периферийных отраслей сырьем, создадим национальный бренд. В этом случае мы будем конкурировать не на уровне отдельных фермерских хозяйств, а на уровне стран. Это стратегическая программа", - отмечает Гагик. Реализация его идеи приведет к созданию и развитию целых направлений производств в области легкой промышленности, медицины, косметологии, перерабатывающей промышленности.
Страусы неприхотливы. Кроме беспроблемной климатической адаптации они не требуют особого ухода. За 100 особями может присматривать один человек. Едят они в среднем по 2 килограмма злаковых и пищевых добавок в день. Даже щиплют траву, что позволяет снизить издержки на корм в летне-осенний период. Содержание взрослых особей не требует помещений. Помета, к примеру, в отличие от кур, почти нет.
Гагик на своей ферме пока потомства не получил. Необходимо, чтобы птицы дозрели. Половозрелый возраст составляет 20 месяцев. Осенью он планирует создать инкубатор. После этого обещает начать поставки птенцов фермерским хозяйствам. До этого он может помочь завезти птиц из Африки. В ближайшие планы предпринимателя входит создание фирменного магазина-ресторана, производство кожаных изделий, мясоперерабатывающего производства, производство сувениров из костей и яиц, производство корма и так далее. В этом году предприниматель планирует завезти и крокодилов. Соответствующая канава уже готова. Мясо и кожа крокодилов – сырье эксклюзивное, деликатесное. Так что успех нового начинания Гагику кажется весьма возможным. Дело лишь в правильном выборе вида крокодилов.
Кроме бизнеса занятие страусами доставляет Гагику Геворгяну и эстетическое удовольствие. Не случайно, что он, строитель по профессии, начал заниматься бизнесом с импорта в страну тропических растений. Банальный импорт сейчас развил до услуг по ландшафтному дизайну и комплексному озеленению. В свое время, занимая пост начальника управления столичной мэрии по озеленению, он не сумел реализовать и малую часть своих планов. Мечты он реализовал пока лишь в компьютерной графике.
Гагик демонстрирует в картинках участки Еревана, которые можно узнать лишь из прилагающейся фотографии, на которой зафиксировано реальное положение дел. "Аллея так называемого Вернисажа - в ужасном состоянии. Тот же самый центр, территория Оперы. Это же можно превратить в сказку. Территория перед новой церковью Григора Лусаворича – пустырь. Кто-то придумал засадить акациями центральную площадь – якобы это правильно. Акациям, используемым при молодых лесопосадках в качестве колючего буфера против домашних животных, не место на главной площади страны. Они ни дендрологически, ни художественно неоправданны", - отмечает Гагик, листая альбом с компьютерными проекциями. Он выступает за капельное орошение, которое более эффективно и дешево, нежели практикуемое сегодня в Ереване, и за использование сливаемых в канализацию тысяч тонн артезианской воды, выкачиваемой из тоннелей городского метро.
В общем, идей много. Не найдя возможностей реализовать их на муниципальной работе, Гагик стал реализовывать их в собственном бизнесе. И отрадно, что успех собственного бизнеса он видит в рамках развития целой отрасли.
Рубен ГРДЗЕЛЯН
golos.am |