Analitika.at.ua. Армяно-иранское взаимодействие приобретает новые грани и базируется на “взаимном доверии и уважении”
Вчера завершился официальный визит президента РА Сержа Саргсяна в Иран. Двухдневное пребывание армянского лидера и возглавляемой им представительной делегации в соседней стране некоторые наблюдатели уже назвали событием “исторического масштаба”, а сам визит — “судьбоносным”. Предпосылки для оценок такого рода имеются.
Разумеется, ключевым элементом визита стала встреча и беседа Сержа Саргсяна с президентом ИРИ Махмудом Ахмадинежадом. Оба руководителя выразили удовлетворение существующим уровнем политического диалога и согласились в том, что двусторонние отношения имеют хорошую перспективу развития. Причем именно контакты на высшем уровне позволяют откровенно обсуждать и решать многочисленные задачи насыщенной армяно-иранской повестки. По словам Махмуда Ахмадинежада, углубление многогранных отношений с Арменией всегда являлось одним из важных внешнеполитических приоритетов для его страны. “Необходимо сохранить и расширить наши достижения”, — отметил в этой связи иранский президент. “Я прибыл сюда для утверждения дружбы между двумя народами. С первых минут я почувствовал теплый прием и конструктивный подход”, — сказал в свою очередь Серж Саргсян. При этом он выразил глубокую благодарность иранской стороне за ту существенную помощь и поддержку, которая была оказана Армении в дни прошлогодней августовской войны на Кавказе, когда мы фактически оказались в полной блокаде и, не имея никакого отношения к происходящему, понесли ущерб, приближающийся к 700 миллионам долларов. Президент напомнил, что и в начале 90-х в аналогичной блокадной ситуации Тегеран также протянул нам руку помощи. Иран был назван “надежным другом трудных дней”. Поблагодарил Саргсян иранского руководителя и за взвешенный подход Тегерана в процессе урегулирования карабахского конфликта. Разумеется, иранскую сторону весьма интересовали процессы, связанные с проходящим ныне армяно-турецким диалогом. Соответствующая информация иранскому руководству президентом была представлена. В этой связи стороны подчеркнули необходимость мирного решения всех существующих проблем путем переговоров, поскольку сотрудничество, мир и стабильность являются важнейшим залогом благополучия и процветания народов региона.
Масштаб и конструктивность нынешнего саммита в Тегеране нашли свое предметное выражение в большом пакете двусторонних договоренностей, связанных с конкретикой дальнейшего развития и углубления существующего сотрудничества в области энергетики, торговли, транспорта. Именно эти сферы можно назвать “системообразующими” в контексте армяно-иранских взаимосвязей. Армянскими и иранскими министрами были подписаны восемь межправительственных соглашений, связанных с крупными и амбициозными инфраструктурными проектами, о которых говорится уже не первый год. Среди них меморандум о сотрудничестве в осуществлении проекта строительства железной дороги Армения — Иран, соглашение о финансировании строительства ГЭС на реке Аракс, соглашение о свободной торговле между двумя странами и ряд других документов.
Безусловно, это стало заметным шагом на пути дальнейшего сближения стран-соседей. Процесс, который без всякой натяжки можно назвать вполне естественным. В своей основе он имеет не только взаимную выгоду, не только стремление к росту благосостояния, но и, как выразился иранский президент, “взаимное уважение и доверие”. Это важная констатация — известно, что ни политическое, ни серьезное экономическое взаимодействие без доверия сторон совершенно невозможно.
В ходе визита в спортивно-культурном комплексе “Арарат” состоялась встреча Сержа Саргсяна с представителями армянской диаспоры Ирана. Местные армяне бережно хранят свой язык, культурное наследие предков. Но, конечно, это было бы весьма проблематично без того внимания, которое оказывается иранским политическим руководством армянской диаспоре, за что Серж Саргсян особо поблагодарил Махмуда Ахмадинежада. Кстати, руководители двух стран отметили важную роль армянской общины Ирана в деле укрепления двусторонних дружественных отношений.
Симптоматично, что нынешний визит армянского руководителя в Тегеран весьма пристально отслеживался и подробно комментировался азербайджанскими СМИ. Что вполне естественно, поскольку в Баку факт армяно-иранской дружбы и сотрудничества воспринимается в качестве негативного для азербайджанской стороны фактора внешней политики. Разумеется, комментарии выглядят весьма тенденциозными, да другими они в этом контексте и быть не могут. Тем не менее азербайджанская пресса признает, что “на сегодняшний день Армения является основным региональным партнером Ирана. Между этими странами высокий доверительный уровень политического диалога, что, несомненно, не может не сказаться и на укреплении экономических связей. Иран сегодня активно готов содействовать стабилизации экономической ситуации в Армении, ее выходу из блокады в обмен на политические дивиденды, которые заключаются в том, что Армения остается единственным на Южном Кавказе союзным ему государством перед лицом возможной американской угрозы”. Что касается “американской угрозы” — это, безусловно, сильное преувеличение, особенно в свете новых инициатив президента Барака Обамы, направленных на смягчение существующего между Вашингтоном и Тегераном противостояния. Однако любопытно, что факт “доверительности” армяно-иранского диалога в Баку трактуют как “хорошую возможность для Ирана выйти из международной экономической изоляции. В частности, Тегеран считает крайне важным с точки зрения своих экономических приоритетов скорейшее восстановление железнодорожного сообщения между Азербайджаном, Арменией и Ираном, прерванного с началом карабахского конфликта. С этой точки зрения и для Армении, и для Ирана крайне важно, чтобы была построена железная дорога, которая в свою очередь создаст прямую железнодорожную связь между Китаем и черноморскими портами”.
Уже одна эта цитата свидетельствует, насколько важен был завершившийся визит в Иран президента Армении, каков его истинный потенциал и насколько далеко выходит его значение за рамки сугубо двусторонних взаимоотношений. Тем более что обе стороны продемонстрировали четкий настрой на развитие и всемерное углубление позитивных тенденций в сотрудничестве. Это означает, что ирано-армянские связи начинают приобретать роль фактора, имеющего существенное влияние на формирование ситуации не только в нашем регионе, но и на Ближнем и Среднем Востоке в целом. Поэтому и в Баку, и в Анкаре должны бы задуматься над тем, что продолжение деструктивной политики в отношении Еревана является анахронизмом, уже абсолютно не соответствующим основному вектору политических и экономических процессов. Причем времени на то, чтобы понять и осознать эту очевидную истину, у наших оппонентов остается все меньше. Ведь “поезд может уйти” — не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Тогда азербайджанским и турецким бизнесменам и политикам, фигурально говоря, придется бежать по шпалам в безнадежной попытке догнать набирающий ход локомотив истории.
Армен ХАНБАБЯН
НВ |