Analitika.at.ua. Барак Обама стал уже почти эпическим героем. Оригинальное происхождение, политический рост не по дням, а по часам, и, наконец, череда подвигов с первых же дней пути. Ирак? Выведем войска! Иран? Начнем прямые переговоры! Афганистан? Подналяжем и победим! Россия? Перезагрузимся! Кризис? Смоем рекой долларов! Куба? Да Бог с ними, с санкциями! Турция? Вы почти в ЕС! Нагорный Карабах? Пора закругляться! Такое впечатление, что в штат Белого дома зачислены старик Хоттабыч и золотая рыбка.
По всему миру Обама, будто Геракл, с легкостью берется за проблемы, существовавшие годы и десятилетия. И всюду один подход: «Как скажем – так будет!». Увы, он срабатывает не везде, и, пожалуй, ярче всего это проявилось в Закавказье. Если все, что задумывает американский президент, случается «по щучьему веленью», 16 апреля откроется граница между Турцией и Арменией. Но она останется закрытой, потому что коробки с волшебными спичками нет даже у Барака Хусейна.
Турция была первым мусульманским государством, которое Обама посетил в своем новом качестве. Он нарочно завершил в Анкаре европейское турне. Малая Азия оказалась в Европе, будто ее перенесли туда джинны. Специально для тех, кто отказался в это поверить, Обама от имени Соединенных Штатов решительно поддержал вступление Турции в ЕС.
«Твои слова, да Аллаху в уши», – должно быть, думали турки, если только у них есть аналог нашей поговорки. Но Обама поднимал и менее приятные для них вопросы. Он намекнул, что карабахский конфликт затянулся, и Турция должна сыграть конструктивную роль в его решении. Кроме того, он рекомендовал туркам «преодолеть свое прошлое», имея в виду признание геноцида армян.
Тут надо заметить, что нынешняя американская администрация заслуженно считается в Турции проармянской. Трагедию 1915 года готовы признать геноцидом и сам Обама, и его заместитель Джо Байден. Компанию им составят директор ЦРУ Леон Панетта и спикер Палаты представителей Нэнси Пелосси. В Турции понимают, что заветные желания американских президентов обычно сбываются вместе, а не по отдельности. Если сбудется мечта Обамы о нормализации отношений между Анкарой и Ереваном, тогда, глядишь, сбудется и мечта о вступлении Турции в ЕС. Во всяком случае, не раньше.
Какая боль – какая боль
К счастью для светской мусульманской республики, Армения не делает раскаяние Турции предварительным условием для диалога. Потепление началось без намека на признание геноцида. В сентябре прошлого года турецкий президент Абдулла Гюль по приглашению армянского коллеги Сержа Саркисяна побывал в Ереване на футбольном матче между сборными Турции и Армении.
Власти Азербайджана, для которых армяне остаются сепаратистами Нагорного Карабаха, не могли смотреть на это с оптимизмом, ведь Турция – родная сестра. «Одна нация – два государства!». Тем не менее, в Баку сдержались.
Выбирать футбол поводом для разрешения противоречий опасно. Даже ничья способна разозлить и разочаровать, не говоря уже о поражении. Достаточно вспомнить, что в 1969 году после матча Гондурас-Сальвадор между странами началась настоящая война. За 6 дней погибли 2 тыс. человек, мир был подписан лишь через 10 лет, а распавшийся торгово-экономический союз Центральной Америки (CACM) восстановили только в 1991 году.
Турки обыграли армян 0:2, но отношения между странами это не ухудшило. Единственное, на чем сказался визит Гюля в Ереван – на рейтинге правящей Партии справедливости и развития. Он упал, и это было заметно на недавних муниципальных выборах. Что до Саркисяна, то он помечтал вслух, что когда отправится в Турцию на следующий матч между сборными, проедет уже через открытую границу.
Граница турецкая – вопрос азербайджанский
Это был хитрый ход, ведь граница закрыта не из-за геноцида, а из-за того, что Турция поддержала Азербайджан в войне за Нагорный Карабах. Иными словами, армяно-турецкая граница – это на самом деле армяно-азербайджанский вопрос.
Ереван позволяет Анкаре приблизиться к Европе до раскаяний за 1915 год, и это заманчиво. Но чем теплее отношения между Турцией и Арменией, тем слабее позиции Азербайджана по карабахской проблеме. На Западе так не считают. Наоборот – там уверены, что чем раньше помирятся Турция и Армения, тем раньше решится вопрос о Карабахе. Но для Азербайджана любой шаг навстречу Армении в нынешней ситуации – предательство.
За обмен футбольными любезностями администрация США поставила туркам и армянам зачет. Обама в Анкаре похвалил обе страны за «исторические шаги» и намекнул на то, что границу пора открыть – «это станет основой мирного и благополучного сосуществования». Через некоторое время газета Wall Street Journall попыталась угадать, когда сказку сделают былью. 16 апреля министр иностранных дел Турции Али Бабаджан будет находиться в Ереване на заседании Организации Черноморского экономического сотрудничества. Вспомнив его слова о том, что в отношениях Турции и Армении наметился прорыв, журналисты решили, что министр вот-вот подпишет меморандум о взаимопонимании по открытию границы.
Для Азербайджана это было уже слишком. На улицах начались акции протеста. Ильхам Алиев отказался от участия в работе заседания проекта «Союз культур» в Турции. В прессе появились угрозы, что если граница откроется, Азербайджан того и гляди перестанет поставлять в Турцию газ. Все закончилось тем, что Анкара отказалась от своих планов, даже если они на самом деле были. Премьер-министр Турции Эрдоган поставил открытие границы с Арменией в зависимость от карабахской проблемы.
Поднявшееся в Азербайджане беспокойство должно улечься до октября. Армянский президент по-прежнему намерен посетить Турцию, чтобы поддержать своих футболистов. Его визит в Анкару, скорее всего, опять разозлит Баку.
Турции же придется активнее решать карабахскую проблему, иначе она не выполнит собственные задачи. Дело не только в невыгодной экономически закрытой границе. И не только в стремлении присоединиться к Европе. Турция набирает вес в глобальной дипломатии. Она оказалась незаменимым посредником между Израилем и Сирией, а в будущем наверняка станет посредником между США и Ираном. Сближение с Тегераном потребует потепления с Арменией.
Заинтересованность Запада в решении армяно-азербайджанского конфликта отчасти связана с международным транспортным коридором из Азии в Европу в обход России. В проекте TRACECA участвуют Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Пока что карабахский конфликт серьезно мешает. Азербайджан с трудом пропускает грузы в сторону Армении, да и то при условии, что они пройдут эту страну транзитом.
Стоит вспомнить и амбициозный план Анкары по созданию «Кавказской платформы стабильности и сотрудничества». Для того чтобы объединить в рамках одного проекта Турцию, Россию, Грузию, Армению и Азербайджан, не хватило бы и коробка волшебных спичек, но турки от идеи пока не отказываются.
Максим Василенко
www.rosbalt.ru |