Пятница, 29.03.2024, 13:20
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Апрель » 20 » Встреча Саркисяна с Ахмадинеджадом создала возможности для реализации энергетических и транспортных проектов
Встреча Саркисяна с Ахмадинеджадом создала возможности для реализации энергетических и транспортных проектов
11:56

Analitika.at.ua. Президент Серж Саркисян вернулся из Ирана в начале этой недели, имея в активе восемь подписанных документов и с надеждами на то, что несколько важных проектов с южным соседом Армении обретут реальность.

 

В числе подписанных документов - меморандум о сотрудничестве в реализации проекта железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном, соглашение о финансировании строительства гидроэлектростанции на реке Аракс, а также договор о свободной торговле между двумя странами. Президенты Армении и Ирана подписали также совместную декларацию.

 

По словам заместителя директора исследовательского и образовательного Фонда «Нораванк» Севака Саруханяна, хотя глобальный финансовый кризис и влияет на армяно-иранские проекты, это не приведет к их приостановке, поскольку «имеются важные экономические предусловия для их осуществления».

 

«Все эти проекты дают Армении возможность преодолеть блокаду и интегрироваться в региональную и мировую экономику», - считает он.

 

Ирано-армянский газопровод – лишь часть экономического сотрудничества. Сооружение нефтеперерабатывающего завода в Армении, как и строительство железной дороги могут способствовать развитию межправительственных отношений. Реализация подобных программ не может быть просто частью армяно-иранских отношений - это связано с региональной, а в некоторых случаях и с международной стратегией Ирана и содержит явные политико-экономические компоненты.

 

Заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета Гарник Асатрян считает, что реализация железнодорожного проекта «может вывести Армению из дорожной и коммуникационной изоляции. Это самая серьезная из армяно-иранских программ за последние 20 лет».

 

В ходе встречи с Саркисяном президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинеджад высоко оценил углубление армяно-иранских отношений и подчеркнул, что отношения между двумя странами необходимо расширить в силу наличия «общих подходов».

 

«Наши отношения основаны на взаимном уважении и доверии. Развитие и стабильность Армении выгодны для региона, и, в частности, для Ирана. Надеюсь, что армяно-иранские отношения будут расширяться и на международной арене», - сказал Ахмадинеджад.

 

По словам Саруханяна, железная дорога с Ираном откроет Армении более короткий путь в Центральную Азию и Китай. Не исключено, что именно данное обстоятельство может сыграть существенную роль в вопросе финансирования проекта.

 

Этот вопрос спикер парламента Армении Овик Абрамян обсуждал с китайскими властями в ходе прошлогоднего визита в Китай.

 

Член парламентской фракции «Наследие» Степан Сафарян полагает, что невозможно реализовать проект строительства железной дороги посредством только двухсторонних усилий и инвестиций.

 

«Необходимо привлечь третьи стороны, которые могли бы принять участие в строительстве железной дороги и в финансировании проекта. Думаю, это может заинтересовать Китай, Индию и страны Персидского залива».

 

В ходе визита президента Сержа Саркисяна в Иран министр транспорта и связи РА Гурген Саркисян и иранский министр дорог и коммуникаций Гамид Бехбахани подписали меморандум о взаимопонимании относительно строительства железной дороги, который ранее был предварительно подписан в Ереване.

 

«Создана рабочая группа во главе с заместителями министров. В течение ближайших трех месяцев группа предпримет предварительные шаги к осуществлению проекта», - сказал Гурген Саркисян.

 

Что касается сроков строительства железной дороги, Г. Саркисян заявил, что по некоторым подсчетам, оно может продлиться 4-5 лет. Трудно также назвать стоимость проекта, поскольку пока неясна протяженность (в километрах) туннелей.

 

«Строительство туннелей достаточно дорого стоит. В любом случае, сумма может варьироваться от $1.5 – 1.8 млрд - в зависимости от варианта проекта», - говорит Г. Саркисян.

 

Ранее было заявлено, что реализация проекта будет состоять из трех этапов – анализа технико-экономической осуществимости, проектирования и картографии железной дороги и основных строительных работ. По предварительным оценкам, протяженность железной дороги составит 470 км, из них 60 км пройдут по территории Ирана.

 

Оценивая армяно-иранские отношения в топливно-энергетической сфере, Саруханян сообщил, что в настоящее время Иран экспортирует сырую нефть и импортирует переработанную нефть и бензин. По его словам, 40 из 60 нефтяных скважин на территории Ирана полностью или частично израсходованы. Четыре больших и 18 маленьких действующих в стране нефтеперабатывающих завода не удовлетворяют спрос на переработанные продукты, в результате чего Иран вынужден импортировать 40% потребляемых нефтепродуктов из-за рубежа.

 

«В условиях отсутствия прямых европейских энергетических инвестиций строить новые современные заводы в Иране сложно. У иранцев нет современных перерабатывающих технологий и возможностей. Экономические условия в этой стране непривлекательны для западных инвесторов. В этом плане строительство нефтеперерабатывающего завода в Армении выгодно Ирану и может стать совместным российско-иранским проектом», - считает Саруханян.

 

Впервые о возможности строительства нефтеперабатывающего завода было заявлено в начале 2007 года, в ходе встречи президентов Армении и России.

 

Строительство ирано-армянской железной дороги свяжет иранскую и армянскую железные дороги отдельной линией, что (в случае, если Мегри также присоединится отдельной веткой к железнодорожной сети Армении, в обход Нахиджевана) даст Исламской Республике возможность иметь более безопасный и удобный доступ к черноморским портам Грузии.

 

Какова будет позиция Ирана в случае, если Армения и Турция нормализуют свои отношения?

 

«Армения имеет стратегическое значение для Ирана и независимо от расклада сил интерес Ирана к Армении не снизится», - считает Гарник Асатрян.

 

Саруханян уверен, что открытие армяно-турецкой границы может создать новый рынок для переработки иранской нефти в Армении.

 

«Еще в прошлом году власти Азербайджана приняли решение закрыть два нефтеперерабатывающих завода в Баку. Грузинские власти также намекают на такую возможность. Не исключено, что в течение двух лет на Южном Кавказе не останется ни одного нефтеперерабатывающего комплекса. А это может создать новые благоприятные и очень привлекательные условия для производства нефтепродуктов и строительства нового завода», - говорит Саруханян.

 

Гаянэ Мкртчян

armenianow.com

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 717
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru