Analitika.at.ua. Президент Серж Саркисян вернулся из Ирана в начале этой недели, имея в активе восемь подписанных документов и с надеждами на то, что несколько важных проектов с южным соседом Армении обретут реальность.
В числе подписанных документов - меморандум о сотрудничестве в реализации проекта железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном, соглашение о финансировании строительства гидроэлектростанции на реке Аракс, а также договор о свободной торговле между двумя странами. Президенты Армении и Ирана подписали также совместную декларацию.
По словам заместителя директора исследовательского и образовательного Фонда «Нораванк» Севака Саруханяна, хотя глобальный финансовый кризис и влияет на армяно-иранские проекты, это не приведет к их приостановке, поскольку «имеются важные экономические предусловия для их осуществления».
«Все эти проекты дают Армении возможность преодолеть блокаду и интегрироваться в региональную и мировую экономику», - считает он.
Ирано-армянский газопровод – лишь часть экономического сотрудничества. Сооружение нефтеперерабатывающего завода в Армении, как и строительство железной дороги могут способствовать развитию межправительственных отношений. Реализация подобных программ не может быть просто частью армяно-иранских отношений - это связано с региональной, а в некоторых случаях и с международной стратегией Ирана и содержит явные политико-экономические компоненты.
Заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета Гарник Асатрян считает, что реализация железнодорожного проекта «может вывести Армению из дорожной и коммуникационной изоляции. Это самая серьезная из армяно-иранских программ за последние 20 лет».
В ходе встречи с Саркисяном президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинеджад высоко оценил углубление армяно-иранских отношений и подчеркнул, что отношения между двумя странами необходимо расширить в силу наличия «общих подходов».
«Наши отношения основаны на взаимном уважении и доверии. Развитие и стабильность Армении выгодны для региона, и, в частности, для Ирана. Надеюсь, что армяно-иранские отношения будут расширяться и на международной арене», - сказал Ахмадинеджад.
По словам Саруханяна, железная дорога с Ираном откроет Армении более короткий путь в Центральную Азию и Китай. Не исключено, что именно данное обстоятельство может сыграть существенную роль в вопросе финансирования проекта.
Этот вопрос спикер парламента Армении Овик Абрамян обсуждал с китайскими властями в ходе прошлогоднего визита в Китай.
Член парламентской фракции «Наследие» Степан Сафарян полагает, что невозможно реализовать проект строительства железной дороги посредством только двухсторонних усилий и инвестиций.
«Необходимо привлечь третьи стороны, которые могли бы принять участие в строительстве железной дороги и в финансировании проекта. Думаю, это может заинтересовать Китай, Индию и страны Персидского залива».
В ходе визита президента Сержа Саркисяна в Иран министр транспорта и связи РА Гурген Саркисян и иранский министр дорог и коммуникаций Гамид Бехбахани подписали меморандум о взаимопонимании относительно строительства железной дороги, который ранее был предварительно подписан в Ереване.
«Создана рабочая группа во главе с заместителями министров. В течение ближайших трех месяцев группа предпримет предварительные шаги к осуществлению проекта», - сказал Гурген Саркисян.
Что касается сроков строительства железной дороги, Г. Саркисян заявил, что по некоторым подсчетам, оно может продлиться 4-5 лет. Трудно также назвать стоимость проекта, поскольку пока неясна протяженность (в километрах) туннелей.
«Строительство туннелей достаточно дорого стоит. В любом случае, сумма может варьироваться от $1.5 – 1.8 млрд - в зависимости от варианта проекта», - говорит Г. Саркисян.
Ранее было заявлено, что реализация проекта будет состоять из трех этапов – анализа технико-экономической осуществимости, проектирования и картографии железной дороги и основных строительных работ. По предварительным оценкам, протяженность железной дороги составит 470 км, из них 60 км пройдут по территории Ирана.
Оценивая армяно-иранские отношения в топливно-энергетической сфере, Саруханян сообщил, что в настоящее время Иран экспортирует сырую нефть и импортирует переработанную нефть и бензин. По его словам, 40 из 60 нефтяных скважин на территории Ирана полностью или частично израсходованы. Четыре больших и 18 маленьких действующих в стране нефтеперабатывающих завода не удовлетворяют спрос на переработанные продукты, в результате чего Иран вынужден импортировать 40% потребляемых нефтепродуктов из-за рубежа.
«В условиях отсутствия прямых европейских энергетических инвестиций строить новые современные заводы в Иране сложно. У иранцев нет современных перерабатывающих технологий и возможностей. Экономические условия в этой стране непривлекательны для западных инвесторов. В этом плане строительство нефтеперерабатывающего завода в Армении выгодно Ирану и может стать совместным российско-иранским проектом», - считает Саруханян.
Впервые о возможности строительства нефтеперабатывающего завода было заявлено в начале 2007 года, в ходе встречи президентов Армении и России.
Строительство ирано-армянской железной дороги свяжет иранскую и армянскую железные дороги отдельной линией, что (в случае, если Мегри также присоединится отдельной веткой к железнодорожной сети Армении, в обход Нахиджевана) даст Исламской Республике возможность иметь более безопасный и удобный доступ к черноморским портам Грузии.
Какова будет позиция Ирана в случае, если Армения и Турция нормализуют свои отношения?
«Армения имеет стратегическое значение для Ирана и независимо от расклада сил интерес Ирана к Армении не снизится», - считает Гарник Асатрян.
Саруханян уверен, что открытие армяно-турецкой границы может создать новый рынок для переработки иранской нефти в Армении.
«Еще в прошлом году власти Азербайджана приняли решение закрыть два нефтеперерабатывающих завода в Баку. Грузинские власти также намекают на такую возможность. Не исключено, что в течение двух лет на Южном Кавказе не останется ни одного нефтеперерабатывающего комплекса. А это может создать новые благоприятные и очень привлекательные условия для производства нефтепродуктов и строительства нового завода», - говорит Саруханян.
Гаянэ Мкртчян
armenianow.com
|